Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации. В историко-литературной части анализа студент должен показать знания об этапном развитии творчества поэта






В историко-литературной части анализа студент должен показать знания об этапном развитии творчества поэта, обосновать принадлежность анализируемого текста именно к называемому периоду творчества, по возможности - привести данные об истории создания стихотворения.

 

Приступая к анализу лирического стихотворения, нужно помнить то, что универсальной методики анализа не существует. Лирика как литературный род подчеркнуто субъективна. " Героями" лирического стихотворения, как правило, являются чувство и его носители. Область человеческих чувств определенна:

любовь и ненависть;

надежда и отчаяние;

вера и безверие;

чувство слияния с природой;

ощущение одиночества и скоротечности жизни на фоне природы и т.п. Поэтому, говоря о лирике, мало ответить на вопрос, о чем она? Она всегда о том же - о вечном. Анализ лирического стихотворения заключается в сведении воедино двух вопросов, - о чем и как. Описывая одно и то же чувство, поэт каждый раз воссоздает его в новом, никогда не повторяющемся языковом материале.

Помимо термина " лирика" (один из трех литературных родов) студент должен знать различия прозы и поэзии как двух типов художественной речи. В силу этого лирическое стихотворение не переводимо на язык прозы. Поэзия от прозы отличается, прежде всего, большей ритмической упорядоченностью (студент должен продемонстрировать умение анализировать сведения о системах стихосложения и о метре).

Более того, поэзия, в отличие от прозы, является текстом " моделирующимся", т. е. первая строка стихотворения уже задает характер эмоции, рифмы метрики, синтаксиса, лексики, фонетики. Все остальные строки в стихотворении располагаются в пределах заданной инерции либо по принципу " подравнивания", либо " нарушения". В отличие от поэзии первое предложение в прозе дальнейший текст не моделирует.

Лирическое стихотворение создано по законам языка и по законам стиха. Поэтому условно можно выделить следующие " уровни" лирического стихотворения:

смысловой;

идейно-философский;

композиционный;

ритмико-метрический;

синтаксический;

лексический;

фонетический.

В каждом поэтическом тексте необходимо определить главный " уровень" и те " уровни", которые создают неповторимость именно данного стихотворения. Попытка механического анализа как можно большего количества уровней приведет к бесстрастно-статистическому перечню языковых и стиховых фактов. Подход к стихотворному тексту должен быть аналитико-синтетическим, разбор отдельных составляющих текста должен сочетаться с представлением о его целостности.

В поэзии XIX в., как правило, главным " уровнем" является идейно-философский, в экспериментальной поэзии XX в. им может стать фонетический, морфемный и лексический (примером такого стихотворения могут служить многие стихотворения В. Хлебникова: " Облакини плыли и рыдали...", " Заклятие смехом", " Бобэоби пелись губы...").

 

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Вспомните систему стихотворных размеров.

2. Вспомните систему тропов, приведите примеры.

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Кихней Л. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. - М., 1997.

2. Лиснянская И. Музыка " Поэмы без героя" Анны Ахматовой. - М., 1991.

3. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - М., 1991.

4. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. - М., 1991

5. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. - М., 1989.

6. Альфонсов В. Поэзия Пастернака. - М., 1990

7. Баевский В. Пастернак-лирик - основы поэтическойсистемы. – Смоленск, 1993

8. Пастернак Е. Б.Пастернак - материалы для биографии. - М., 1989.

9. С разных точек зрения -" Доктор Живаго" Б.Пастернака. - М., 1990.

10. Смирнов И. Роман тайн " Доктор Живаго". - М., 1996.

 

 

Занятие 17. Тема: Повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

План:

1 Жизненный и творческий путь А.Солженицына. Характеристика основных текстов (романы «В круге первом», «Раковый корпус», рассказ «Матренин двор»).

2 Повесть «Один день Ивана Денисовича»

а) история создания и публикации,

б) сюжет и композиция,

в) художественное время и пространство в повести,

г) система героев и смысл ее построения,

д) образ Шухова – главного героя повести.

 

1.Задания:

1) подготовиться к рассказу о системе персонажей повести «Один день Ивана Денисовича».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Что вам известно о лингвистической деятельности А.Солженицына?

2. Каково ваше мнение относительно роли и масштаба вклада Солженицына в судьбы Отечества 20-21 веков?

3. Вспомните историю взаимоотношений Солженицына и Шолохова. Как теперь вы расцените их взаимное неприятие?

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Загадки и тайны " Тихого Дона". - Самара, 1996.

2. Ильин Е. Роман Шолохова " Поднятая целина". - М., 1985.

3. Литвинов В. Михаил Шолохов. - М., 1985

4. Макаров А., Макарова С. К истокам " Тихого Дона". - М., 1991.

5. Огнев А. М.Шолохов и наше время. Тверь. - 1996.

 

 

Занятие 18. Тема: Закон народной жизни в деревенской прозе

 

План:

1 Идейно-философские основы современной «деревенской прозы».

2 Особенности сюжета и композиции «Живи и помни».

3 Основные проблемы повести. Проблема долга и греха. Образ Настены.

4 Связь закона жизни народа и природы в повести; расторжение этой связи в судьбе Андрея Гуськова.

5 Образно-метафорический строй повести.

 

1.Задания:

1) проследите идеологический и художественный генезис деревенской прозы.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Сформулируйте основной, универсальный нравственный закон народной жизни в понимании писателей деревенской прозы.

2. Можете ли вы проследить эволюцию мироощущения ведущих писателей дервенской прозы от 1960-х годов к 1990-м?

3. Вспомните символические образы в текстах деревенской прозы.

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Ланщиков А. Виктор Астафьев. - М., 1992.

2. Селезнев Ю. Василий Белов. - М., 1983

3. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1992.

 

Занятие 20. Тема: Москва и москвичи в повести Ю.Трифонова «Обмен» (1969).

 

План:

1 Круг проблем современной «городской прозы».

2 Повесть Ю.Трифонова «Обмен». Сюжет и композиция.

3 Москва и москвичи. Проблема героя в повести.

4 Концепция семейной жизни и концепция русской истории в понимании Трифонова.

5 Кто же виноват в несчастьях Дмитриева?

 

1.Задания:

1) каким рисуется читателю автор мемуарной статьи «Записки соседа»? Чему он хотел бы научиться у А.Твардовского?

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Подготовьте сообщение о звучании темы Истории в творчестве Ю.Трифонова.

2. Проследите исторические судьбы городской прозы в 1980-2000-е годы.

3. Согласны ли вы с утверждением о том, что именно городская проза стала предшественницей русского литературного постмодернизма? Обоснуйте своё мнение.

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Магд-Соэп К. Юрий Трифонов и драма русскойинтеллигенции. – Екатеринбург, 1997.

2. Оклянский Ю. Юрий Трифонов. - М., 1987.

 

 

Занятие 21. Тема: «Все люди – братья». Пьеса А.Вампилова «Старший сын» (1967).

 

План:

1 Творчество А.Вампилова в контексте драматургии 1960-х годов.

2 Сюжет и композиция комедии «Старший сын».

3 Система героев. Проблема центрального героя.

4 Нравственные основы пьесы. «Все люди – братья».

1.Задания:

1) определите место комедии «Старший сын» в творческом наследии Вампилова.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Как построена система персонажей комедии?

2. Определите принципы композиционного построения пьесы.

3. Как и насколько продуктивно проявился в «Старшем сыне» классицистический принцип трёх единств? Ваше мнение.

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Гушанская Е. Александр Вампилов. - Л., 1990.

2. Зоркин В. Не уйти от памяти. - Иркутск, 1997.

 

 

Занятие 22. Тема: Творческий путь Ч.Айтматова

 

План:

 

1. Творчество Ч.Айтматова как путь к эпической манере повествования. Расширение горизонтов художественного мировидения в «Повестях гор и степей», «Белом пароходе», «Пегом псе, бегущем краем моря».

2. Роман «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») (1980):

а) сюжет и композиция,

б) система героев и смысл ее построения,

в) образ БуранногоЕдигея. Категории Памяти, Свободы, Любви в романе.

 

1.Задания:

1) отметьте тексты – вехи на пути Айтматова к образу вселенной-универсума в «Буранном полустанке».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Составьте схему композиции и системы персонажей романа.

2. Расскажите об основных категориях художественного мышления Айтматова в «Буранном полустанке».

3. Как вы расцениваете творчество Айтматова после романа «Буранный полустанок»?

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. - Фрунзе, 1989

2. Лебедева Л. Повести Чингиза Айтматова. - М., 1972.

3. Глинкин П. Чингиз Айтматов. - Л., 1968

4. Воронов. В. Чингиз Айтматов: Очерк творчества. - М., 1976

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.