Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ




РАЗДЕЛ 1.

 

За последние годы резко возросла общественная активность студенческой молодежи. Выразилось это, прежде всего в развитии студенческого самоуправления.

Подтверждают данный факт проведенные в декабре 2004 года II Всероссийский студенческий форум в г. Томске и в мае 2005 года Всероссийская конференция «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» в Екатеринбурге, где студенты говорили о необходимости создания органов студенческого самоуправления, и призывали к созданию условий и разработке нормативно-правовых актов, позволяющих органам студенческого самоуправления работать в вузах.

В настоящее время студенческое самоуправление осуществляется на основе Конституции РФ, ряда федеральных законов («Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодежных объединений», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), федеральных подзаконных актов, законов субъектов РФ, уставов образовательных учреждений, договоров между органами студенческого самоуправления и администрацией образовательного учреждения, или между общественными объединениями вузов и студентов.

Современная история развития органов студенческого самоуправления начинается с 2001 года, когда после проведения I Всероссийского студенческого форума Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации были подготовлены рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.

В 2003 году по итогам Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления были подготовлены развернутые рекомендации, направленные на развитие студенческого самоуправления, создание новых и совершенствованию работы уже созданных в образовательных учреждениях органов студенческого самоуправления. Принципиально новым было лишь то, что рекомендации стали итогом обобщения моделей развития студенческого самоуправления, представленных в разных формах (орган общественной самодеятельности, студенческое общественное объединение, профсоюзная организация) и на разных уровнях (учебная группа, факультет, отделение, образовательное учреждение, муниципальное образование, субъект Российской Федерации). Кроме того, они давали конкретные примеры органов студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.

Рассмотрим основные положения данных рекомендаций.[*]

В общем виде под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо организованной системы (подсистемы), адекватно решающей свои внутренние проблемы и отдельные вопросы, включающей исполнителей в процесс выработки решений.



Согласно рекомендациям студенческое самоуправлениерассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

На основе приведенного определения можно констатировать, что студенческое самоуправление - это самостоятельность студенчества в проявлении инициативы, принятии решений и его самоорганизация в интересах своего коллектива или студенческой организации.

Стратегической целью студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

Целями студенческого самоуправления учреждения профессионального образования являются:

- осуществление гуманистического воспитания студентов в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждения демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту и т.д.



- контроль и организация учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизация самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования; формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

- развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; формирование в учебных группах, на курсах и факультетах объединений студентов; формирование лидеров студенческих коллективов.

Отличительные принципы студенческого самоуправления:

1. Системность, которая проявляется в совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

2. Автономность, которая предполагает относительную независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке ее основных направлений; возможность формировать независимую и самостоятельную позицию в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.

3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, как в вузе в целом, так и в структурных подразделениях учебного заведения, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.

4. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии органов студенческого самоуправления: советов учебных групп и факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, советов, комитетов, правлений студенческих общественных объединений, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. В их компетенции находятся вопросы, связанные со спецификой избранной деятельности, отношениями между группами, в группе и др.

5. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления образовательного учреждения, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями, с органами государственного управления и местного самоуправления.

6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений.

7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого управления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

На основе анализа практики реализации студенческого самоуправления в качестве форм органов студенческого самоуправления в образовательном учреждении выступают:

1. Студенческая общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением.

2. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

3. Профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления, статус которых и приоритеты деятельности определяется трехсторонним соглашением с администрацией образовательного учреждения.

4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т.д.).

Задачи, реализуемые органами студенческого самоуправления:

- содействие администрации и воспитательным структурам образовательного учреждения в создании необходимых условий, способствующих активному вовлечению студенческой молодежи в различные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и повышения ее социальной активности;

- участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой основы различных сторон жизнедеятельности студенческой молодежи;

- прогнозирование ключевых направлений развития событий в студенческой жизни образовательного учреждения;

- информационное обеспечение студенческой молодежи по различным вопросам жизнедеятельности учреждения профессионального образования и реализации молодежной политики;

- содействие утверждению здорового образа жизни в образовательном учреждении и профилактике правонарушений и вредных привычек у студенческой молодежи;

- организация разнообразных видов социально значимой деятельности студенческой молодежи в образовательном учреждении и проведение различных дел и мероприятий, способствующих развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма студенчества, реализации его социальных и трудовых инициатив.

К функциям органов студенческого самоуправления относятся:

1. Представление интересов студенчества конкретного образовательного учреждения вне самого образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения:

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения предложения о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность;

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения рекомендации о назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активную научную и общественную деятельность;

- участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи;

- внесение предложения по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенческой молодежи;

- подготовка на рассмотрение руководства образовательного учреждения докладов, аналитических записок, рекомендаций в пределах своей компетенции.

3. Разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении.

4. Взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами по различным аспектам жизнедеятельности.

5. Организация социально значимой общественной деятельности студенчества.

6. Руководство деятельностью органов студенческого самоуправления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т.д.).

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики;

8. Участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

Для обеспечения своих функций органу студенческого самоуправления необходимо в существующем образовательном учреждении закрепить следующие права:

- запрашивать и получать необходимые информационные документы и аналитические материалы в администрации и структурных подразделениях учреждения профессионального образования;

- иметь право голоса при решении актуальных проблем жизнедеятельности студенческой молодежи и учебного заведения;

- иметь право безотлагательного приема руководителями образовательного учреждения по вопросам деятельности студенческого самоуправления;

- иметь право на подготовку предложений в локальные нормативные акты при решении задач социально-экономического развития образовательного учреждения, социального обеспечения и развития студенческой молодежи;

- требовать от администрации образовательного учреждения рассмотрения и письменного ответа по всем запросам и обращениям органа студенческого самоуправления, касающихся или непосредственно затрагивающих интересы студентов;

- совместно с администрацией образовательного учреждения участвовать в распределении и использовании выделяемых учреждению государственных бюджетных средств, статьи расходов которых (стипендии, дотации на питание, средства, выделяемые на культуру, спорт, отдых, лечение) непосредственно затрагивают интересы студентов.

К основным механизмам реализации деятельности студенческого самоуправления относятся:

- Разработка и реализация комплексных целевых программ по направлениям деятельности.

- Социальное партнерство с администрацией и структурными подразделениями образовательного учреждения, общественными организациями, органами государственного управления.

Возможные направления и формы организации социально-значимой деятельности студенческого самоуправления:

1. Формирование традиций образовательного учреждения:

- организация и проведение традиционных праздников (День знаний, День студента, День рождения образовательного учреждения, Праздник первокурсника и т.д.);

- организация и проведение творческих конкурсных и спортивных программ;

- разработка ритуалов (вручение студенческого билета, посвящение в первокурсники, вручение диплома, принятие кодекса чести студента, вручение именных стипендий, награждение победителей по итогам конкурсных программ и т.д.);

- разработка символики общественных организаций и органов студенческого самоуправления, традиционных мероприятий;

- организация встреч с выпускниками образовательного учреждения;

- организация работы клуба выпускников.

2. Содействие организации эффективного учебного процесса в образовательном учреждении:

- организация и проведение конкурса на лучшую студенческую группу;

- организация и проведение предметных олимпиад;

- организация и проведение Дней и недель защиты специальности;

- содействие в организации занятий по освоению студентами дополнительной профессиональной квалификации;

- организация и проведение творческих встреч с научной общественностью, известными учеными, предпринимателями, руководителями и ведущими специалистами промышленных предприятий, научно-производственных центров и т.д.;

- организация тематических экскурсий по профилю специализации образовательного учреждения;

- организация творческих лабораторий, мастер-классов совместно с ведущими кафедрами.

3. Гражданско-патриотическое воспитание:

- организация творческих вечеров и акций, посвященных развитию российского фольклора (русской песни, танца, других жанров и видов народного творчества, в т.ч. и прикладного);

- организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам Российского государства;

- организация шефства над бывшими преподавателями вуза – пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны;

- организация шефства над воинскими частями и подразделениями;

- организация акций, направленных на укрепление дружбы между различными народностями, населяющими Россию;

- организация интернациональных акций;

- организация работы реабилитационных центров для студентов, участников боевых действий.

4. Поддержка социальных инициатив студенческой молодежи:

- организация и проведение конкурсов социальных проектов студенческих общественных формирований и студентов;

- разработка комплексных целевых программ по включению студенческой молодежи в решение задач государственной молодежной политики;

- организация работы студенческой молодежи с различными категориями граждан;

- организация презентаций и фестивалей социальных проектов и программ студенческой молодежи;

- информационно-методическое обеспечение разработки и реализации студенческих социальных программ и проектов;

- организация и проведения научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний по обмену опытом работы.

5. Развитие художественного творчества студенческой молодежи:

- организация творческих выставок студенческих работ;

- организация работы клубов по интересам и прикладного творчества;

- организация творческих мастерских по различным направлениям творческой деятельности;

- организация работы кружков художественной самодеятельности;

- создание центров студенческого творчества;

- организация дискотек и вечеров отдыха;

- проведение фестивалей самодеятельной песни;

- организация конкурсов талантов;

- организация КВН и других творческих конкурсов между группами, курсами, факультетами;

- проведение тематических праздников;

- организация группового посещения театров и концертных программ;

- организация фестивалей студенческого творчества;

- организация экскурсий по историческим и памятным местам России и своего региона;

- организация посещения музеев и выставочных комплексов и т.д.;

- организация музыкальных салонов, литературных гостиных, поэтических студий и т.д.;

- проведение турниров знатоков;

- организация познавательных и сюжетно-ролевых игр;

- организация творческих встреч с артистами театра, кино, интересными людьми.

6. Организация научно-исследовательской работы студентов:

- организация студенческих научных конференций по проблемам студенчества и молодежи;

- организация студенческих научных конференций, симпозиумов по профилю образовательного учреждения;

- поддержка работы студенческих научных обществ;

- содействие в издании научных публикаций студентов;

- организация «Дней защиты специальности»;

- создание научного дискуссионного клуба;

- организация работы временных научно-исследовательских творческих коллективов под конкретные проблемы;

- организация конкурсов студенческих исследовательских работ;

- организация конкурсов рефератов по различной тематике;

- организация пропаганды деятельности творческой молодежи.

7. Содействие решению социальных проблем студенческой молодежи:

- подготовка предложений об обеспечении путевками студентов и актива в дома отдыха и санатории за счет средств социального страхования и других источников внебюджетного финансирования и общественных студенческих фондов;

- создание групп контроля над работой точек общественного питания;

- организация работы дополнительных точек общественного питания студентов;

- учреждение дополнительных стипендий;

- создание фондов премирования активных студентов;

- содействие в прохождении лечения в стационарных медицинских учреждениях (для особо нуждающихся студентов);

- организация работы центров социально-психологической поддержки студентов, телефонов «доверия».

8. Информационное обеспечение организация работы студенческих средств массовой информации:

- организация работы студенческих средств массовой информации (студенческая газета, информационные стенды студенческая радиостанция, студенческое телевидение);

- организация работы студенческой социологической службы;

- формирование банка данных о студенческих общественных организациях;

- формирование информационного банка данных об основных акциях и мероприятиях, адресованным российскому студенчеству;

- организация работы студенческих пресс-центров;

- создание Интернет–страницы по проблемам студенческой жизни;

- организация конкурса информационных студенческих систем факультетов;

- информирование общественности о научных достижениях студенческой молодежи.

9. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи, спортивно-оздоровительная работа:

- разъяснительная работа среди студенческой молодежи;

- разработка и реализация комплексных программ профилактики вредных привычек;

- организация работы оперативных отрядов (выявление неблагоприятных мест в образовательном учреждении, дежурство на студенческих мероприятиях и т.д.);

- создание групп поддержки студентам, решившим искоренить вредные привычки;

- организация работы центров профилактической помощи при нарко- или алкогольной зависимости;

- организация работы тематических лекториев;

- организация Дней здоровья;

- организация спортивных соревнований среди участников спортивных секций;

- организация спортивных соревнований среди студентов по игровым видам спорта;

- организация работы спортивно–оздоровительных лагерей (в т.ч. палаточных);

- организация однодневных выездов на природу;

- организация внутривузовских и межвузовских универсиад, олимпиад, спортивных театрализованных праздников;

- поддержка работы спортивных и туристических секций;

- организация туристических слетов и походов (по историческим местам, спортивно-туристической направленности и т.д.).

10. Формирование и обучение студенческого актива:

- выявление студентов, заинтересованных в участии в общественной работе;

- организация социологических опросов и социологических исследований среди студенческой молодежи;

- организация работы школы лидеров;

- работа с резервом кадров студенческого актива;

- организация выездных учебных сборов студенческого актива;

- организация работы вуза журналистского мастерства;

- организация работы вузы обучения членов студенческих отрядов по (профилю деятельности);

- организация работы вузы резерва актива.

11. Организация вторичной занятости студенческой молодежи:

- организация деятельности студенческих отрядов;

- организация работы студенческих бирж труда;

- организация работы терминальных станций служб занятости в образовательных учреждениях;

- организация ярмарки вакансий временных рабочих мест;

- организация встреч с работодателями;

- организация ярмарки профессий.

 

 

12. Участие в благоустройстве образовательного учреждения:

- формирование отрядов трудового профиля по благоустройству территории и помещений учебного заведения, студенческих общежитий; загородных баз отдыха и детских центров, имеющихся на балансе образовательного учреждения;

- проведение конкурсов на лучшую организацию быта в студенческих общежитиях;

- организация дежурства студентов по поддержанию общественного и санитарного порядка в образовательных учреждениях;

- организация и проведение субботников по уборке и благоустройству территории и помещений, озеленению территории и т.д.;

- поддержка социальных инициатив студенческой молодежи;

- организация конкурсов социальных проектов студенческой молодежи;

- поддержка работы общественных формирований студентов;

- организация обучения руководителей студенческих отрядов;

- организация фестивалей студенческих работ.

Данные положения описывают различные стороны деятельности органов студенческого самоуправления и могут быть основой для их создания и развития в образовательном учреждении. Однако они носят рекомендательный (т.е. могут быть не обязательными для исполнения администрациями образовательных учреждений) и обобщающий (описывают различные формы создания и деятельности органов студенческого самоуправления и не ставят в них приоритеты) характер.

Для развития органов студенческого самоуправления - это имеет не столько положительную (многообразие форм и моделей студенческого самоуправления), сколько отрицательную сторону – облегчает подмену самоуправления различными формами симуляции общественной деятельности.

Наиболее прогрессивной, на наш взгляд, является такая форма студенческого самоуправления, как общественная организация с индивидуальным членством, т.к. дает возможность самореализации каждому студенту, позволяет самому участвовать и организовывать мероприятия, вести работу по всем направлениям студенческой жизни, а не только тем, что предписаны администрацией вуза. Однако в действующем законодательстве не предусмотрено безвозмездное выделение помещений и ресурсов вуза для работы самостоятельных студенческих общественных объединений, выполняющих функции студенческого самоуправления.

Стоит отметить, что на сегодняшний момент в ряде вузов наработан положительный опыт деятельности общественных организаций – органов студенческого самоуправления, основными задачами которых являются создание условий для самореализации студентов, поддержка студенческих инициатив, участие в управление вузом.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.02 сек.)Пожаловаться на материал