Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приборов УТ ) аппаратуры дисс-15







Опыт эксплуатации аппаратуры ДИСС-15 показал, что усилительные тракты (приборы УТ) являются одними из наименее надежных устройств.

Прибор УТ (рис. 5) включает самостоятельные узлы УПЧ, УНЧ 1-го подканала, УНЧ 2-го подканала, прибор «П» (устройство слежения за исправностью высокочастотной части аппаратуры ДИСС-15) и прибор «З» (устройство разделения Fд по знаку). В настоящее время в войсковых частях при отказе одного из перечисленных узлов заменяется полностью прибор УТ, т. к. в эксплуатационной документации отсутствуют рекомендации и указания о необходимых работах при замене этих узлов.

На основе обобщения имеющегося опыта эксплуатации и восстановления аппаратуры ДИСС-15 в данной статье даются рекомендации по поиску неисправностей в приборе УТ, замене неисправных узлов и их настройке.

Характерным признаком неисправности прибора УТ является наличие ошибки приотработке контрольных задач по блокам 6 и 7 аппаратуры ДИСС-15. Для того чтобы убедиться, что причиной отказа является высокочастотный тракт аппаратуры, необходимо включить контрольную задачу вычислителя; для чего на пульте ПК переключатель рода работы установить в положение «Скорость 135, снос 0», а переключатель «К — Р» на блоке 7— в положение «К». Значение путевой скорости и угла сноса, отрабатываемые на блоке 7, должны быть равны: W=306±3, 5 км/ч, α = 15± 1°. Правильная отработка контрольной задачи вычислителем свидетельствует о том, что отказ произошел в высокочастотном тракте, основным субблоком которого является прибор УТ.

Прежде чем приступить к проверкам работоспособности узлов, необходимо выявить, какой из трех усилительных трактов неисправен. Общая работоспособность усилительных трактов может быть оценена проверкой амплитуды и длительности импульсов на выходе приборов УТ, которая выполняется в следующей последовательности:

- собрать схему проверки в соответствии с рис. 201 раздела ІV настоящей книги;

- на пульте ПКД-15 установить переключатель «АРУ—РРУ» в положение «АРУ», а переключатель «I—II» - в положение «I»;

- включить пульт ПКД-15 и аппаратуру ДИСС-15;

- с помощью осциллографа С1-68 измерить амплитуду и длительность (по уровню 0, 5) импульсов на гнездах разъема Ш21 блока ВЧ проверяемого канала («Выход 1 и 2»). Амплитуда импульсов на выходе каждого канала должна быть равна 5±2 В, а длительность - в пределах 1 —10 мкс. Несоответствие параметров импульсов этим значениям является признаком неисправности данного прибора УТ.

После выявления неисправного усилительного тракта необходимо проверить работоспособность прибора «З», для чего с помощью осциллографа С1-68 проконтролировать амплитуду импульсов доплеровской частоты на гнездах 8 («Выход ограничителя 1») и 11 («Выход ограничителя 2») I канала; 17 («Выход ограничителя 1») и 19 («Выход ограничителя 2») II канала; 23 («Выход ограничителя 1») и 25 («Выход ограничителя 2») III канала. Амплитуда импульсов должна быть равна 5, 6±1, 2 В. Если амплитуда не соответствует указанной величине, неисправен тракт усиления доплеровских сигналов (приборы УНЧ или УПЧ).

После устранения неисправности прибора УНЧ или УПЧ необходимо повторно провести проверку параметров импульсов на выходах ограничителей и приборов УТ.

Дополнительную информацию о характере неисправности тракта усиления доплеровских сигналов можно получить, проверив напряжение шумов и уровень сигналов на выходах УНЧ.

Высокий уровень шумов на выходе прибора УНЧ может явиться причиной срабатывания прибора «П» при отсутствии доплеровского сигнала на входе усилительного тракта. Поэтому проверку работоспособности прибора «П» в соответствии с технологической картой № 8 ИЭ, часть 4 необходимо проводить только после того, как проверен и установлен требуемый уровень шумов на выходе УНЧ. По совокупности характерных признаков неисправностей узлов и руководствуясь рекомендациями табл. 1, необходимо определить неисправный узел и заменить его.

После замены отдельных узлов в приборе УТ необходимо выполнить проверку следующих параметров:

при замене узла УПЧ:

- амплитуду и длительность выходных импульсов прибора УТ;

- напряжение шумов на выходах УНЧ;

- чувствительность приемных трактов;
при замене узлов УНЧ:

- амплитуду импульсов на выходе ограничителей;

- напряжение шумов и уровень напряжения сигналов на выходе УНЧ;

- чувствительность приемных трактов;
при замене прибора «З»:

- амплитуду и длительность выходных импульсов прибора УТ;
при замене прибора «П»:

- работу аппаратуры ДИСС-15 в режиме «Память».

При замене узлов УПЧ и УНЧ в первую очередь необходимо провести настройку АРУ прибора УПЧ, а затем проводить остальные проверки. Настройка АРУ прибора УПЧ производится в следующей последовательности:

- собрать схему проверки в соответствии с рис. 201 раздела ІV настоящей книги;

- подключить генератор Г4-44 и частотомер Ч3-38 в соответствии с рис. 6;

Таблица №1

№ п/п Внешнее проявление неисправности Возможная причина неисправности Метод определения неисправности Способ устранения
  Несоответствие напряжения на выходе УНЧ А) Неисправен прибор УНЧ.   Б) Неисправен прибор УПЧ.   В) Неисправен прибор ГОЧ. А) Проверить уровень напряжения на выходе УНЧ. Б) Проверить чувствительность приемного тракта. А) Заменить прибор УНЧ.   Б) Заменить прибор УПЧ.   В) Заменить ГОЧ.
  Несоответствие уровня напряжения на выходе УНЧ Неисправен прибор УНЧ.   Проверить амплитуду импульсов на выходах ограничителей. Заменить прибор УНЧ.
  Несоответствие чувствительности приемного тракта требованиям ИЭ, часть 4. (не хуже 113 дб/мВт). А) Неисправен прибор УПЧ.   Б) Неисправен прибор УНЧ.   В) Неисправен прибор «З».   Б) Проверить амплитуду импульсов на выходах ограничителей.   В) Проверить амплитуду и длительность выходных импульсов прибора УТ. А) Заменить прибор УПЧ.   Б) Заменить прибор УНЧ.   В) Заменить прибор «З».
№ п/п Внешнее проявление неисправности Возможная причина неисправности Метод определения неисправности Способ устранения
  Не срабатывает прибор «П». Неисправен прибор УНЧ.     А) Проверить уровень шумов на выходе прибора УНЧ.   Б) Проверить работоспособность прибора «П». А) Заменить прибор УНЧ.     Б) Заменить прибор «П».
- установить на пульте ПКД-15 переключатель «Полоса» в положение «П», а переключатель «АРУ—РРУ» — в положение «АРУ»; - отрегулировать генератор Г4-44 таким образом, чтобы он выдавал непрерывный немодулированный сигнал с частотой 60±2 МГц; переключатель «Макс, выход» генератора установить в положение «Выкл.»; -- ручкой «µV» генератора установить выходное напряжение равным 1000±10 мкВ; - включить аппаратуру ДИСС-15; - вращая ручку «Частота генератора» в пределах ±2 МГц относительно частоты 60 МГц, установить частоту по частотомеру Ч3-38 равной 2±0, 5 кГц и поддерживать ее в процессе настройки; - отсоединить кабель от разъема Ш5-У1 прибора УТ и подключить к разъему прибор ВЗ-37; - потенциометром R1 прибора УТ установить напряжение, контролируемое прибором ВЗ-37, на 3±0, 4 дБ (в 1, 41 раза) меньше максимально возможного; подключить кабель к разъему Ш5-У1 прибора УТ;
  - проверить уровень напряжения сигналов на выходах УНЧ и чувствительность приемного тракта по технологическим картам №2 (или п.ІІ данного раздела) и 18 ИЭ, часть4. Изложенные выше рекомендации по поиску неисправностей в усилительных трактах (УТ) аппаратуры ДИСС-15 позволят инженерно-техническому составу с меньшими трудозатратами и в более короткие сроки производить восстановление авиационной техники. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ УЗЛОВ БЛОКА НЧ АППАРАТУРЫ ДИСС-15 И НАСТРОЙКИ ЭТИХ УЗЛОВ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ В НИХ ПОТЕНЦИОМЕТРОВ ТИПА ППМЛ-М   При эксплуатации аппаратуры ДИСС-15 имеют место случаи отказа электромеханических узлов отработки составляющих вектора скорости и преобразователя координат из-за выхода из строя потенциометра типа ППМЛ-М. Из-за отсутствия в эксплуатационной документации на аппаратуру ДИСС-15 методических рекомендаций по диагностике неисправностей в электромеханических узлах личный состав войсковых частей заменяет полностью дорогостоящие узлы из-за отказа одного ППМЛ-М. В данной статье рассмотрены основные неисправности потенциометров ППМЛ-М, приводящие к отказам электромеханических узлов, даны методические рекомендации по отысканию неисправностей, по замене потенциометров ППМЛ-М в различных электромеханических узлах и порядок настройки их после замены потенциометров ППМЛ-М. Одним из наиболее трудно выявляемых отказов аппаратуры ДИСС-15 является отказ потенциометра типа ППМЛ-М в электромеханических узлах ГРЗ.005.009 Сп, ГРЗ.005.010 Сп преобразователя координат и электромеханических узлах отработки составляющих вектора скорости ГР3.005.0И Сп, ГРЗ.005.012 Сп, ГРЗ.005.013 Сп блока НЧ. Это связано сособенностями конструкции потенциометра ППМЛ-М, отсутствием возможности визуального контроля его состояния и сложностью проверки электрических режимов как потенциометра, так и электромеханического узла. Конструкция и внешний вид потенциометра ППМЛ-М в сборе показаны на рис. 1 и 2.      
Характерным скрытым дефектом потенциометра, приводящим к отказу электромеханического узла, является перескок движка 1 на соседний виток спирали 5 при воздействии на блок НЧ аппаратуры ДИСС-15 значительных ударных нагрузок. Перескок является причиной изменения напряжения, снимаемого с движка относительно средней точки или корпуса на величину Δ U (рис.3), что приводит к разрегулировке схемы вычисления и отработки параметров. Причиной отказа электромеханического узла может являться также нарушение контактирования в потенциометре из-за износа контактной поверхности витков. Как правило, это происходит в той области спирали 5, в которой движок 1 находится наиболее длительное время, что связано с определенным режимом полета. Так, для летательного аппарата, оборудованного аппаратурой ДИСС-15, характерен полет с изменением путевой скорости в пределах W=120—250 км/ч и угла сноса α =0—12° при углах крена и тангажа υ =γ =0—15°. Напряжения на выходах электромеханических узлов, пропорциональные этим параметрам, соответствуют определенным участкам спирали ППМЛ-М. Потенциометр имеет ограниченный срок службы (2000 циклов отработки) и поэтому многократное прохождение его движка в ограниченной области спирали, а также наличие колебательных процессов движка в районе устойчивого состояния приводят к износу контактной поверхности витков и нарушению контактирования. Указанные отказы не могут быть определены визуально из-за особенностей конструкции потенциометров ППМЛ-М (см. рис. 2, 6). Они не имеют характерных внешних признаков и выявляются только проведением непосредственного контроля электрических режимов потенциометров, требующего высокой точности измерений, или проверкой сопротивления спирали потенциометра специальными приборами. Скрытый характер таких отказов потенциометров ППМЛ-М и сложность методики контроля их исправности затрудняет отыскание действительной причины неисправности аппаратуры ДИСС-15. Перед поиском отказавших потенциометров ППМЛ-М в электромеханических узлах необходимо убедиться в исправности узла ПЧ преобразования частоты (рис. 4.) Для этого нужно проконтролировать напряжение на выходах операционных усилителей (УОП): УЗ, У4, У7, У8, У11, У12. Измерение напряжений производить на контакте 14 каждого УОП относительно корпуса. Значения напряжений в режимах контрольных задач от пульта ПКД-15, соответствующие исправному состоянию приборов УОП, приведены в табл. 1. Отказавшие потенциометры ППМЛ-М в тракте вычисления и отработки составляющих скорости выявляются следующим образом. В первую очередь необходимо проверить работоспособность узлов преобразования координат ГРЗ.005.003 и ГРЗ.005.010, для чего проверить цепи связи аппаратуры ДИСС-15 по углам крена υ и тангажа γ от пульта ПКД-15, руководствуясь технологией, приведенной.в пп. 1 —12 технологической карты № Х раздела ДИСС-15 настоящей книги. (или ТК №12 Инструкции по эксплуатации, часть 4, ГР1.641.014 ИЭ1П). В случае несоответствия параметров требованиям ИЭ ч. 4 нужно проверить контрольные напряжения на потенциометрах ППМЛ-М узла FP3.005.009 (контрольные точки 7—11 рис. 4) и узла ГРЗ.005.010 (контрольные точки 1214 рис. 4). Для исправных потенциометров значения напряжений при углах крена υ и тангажа γ, равных 15°, приведены в табл. 2 и 3. При этом разрешается пользоваться только вольтметром с большим входным сопротивлением, например, типа ВК7-9, В7-15 или В7-16. Перед проверкой работоспособности потенциометров ППМЛ-М в электромеханических узлах отработки составляющих скорости необходимо убедиться в соответствии напряжений



запитки потенциометров 27В ст. опорн. и 27В ст. след, требованиям ИЭ. Контроль и регулировка этих напряжений должны выполняться по технологии, приведенной в п. 4 технологической карты № ІV раздела ДИСС-15 настоящей книги. (или ТК №13 п.5 Инструкции по эксплуатации, часть 4, ГР1.641.014 ИЭ1П).

После установки номинальных значений напряжений запитки


 


Таблица № 3

можно приступить к проверке исправности потенциометров в следующей последовательности:

- проверить контрольные напряжения обратной связи узлов У6, У7 и У8 в контрольных точках 15, 16 и 17,

- проверить контрольные напряжения отработки составляющих скорости, подаваемые в блоки 6 и 7, в контрольных точках 19, 21 и 22;

- проверить контрольные напряжения отработки составляющих скорости, подаваемые в блок 5, в контрольных точках 18 и 20.

Контрольные напряжения на контактах исправных потенциометров должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 4, 5 и 6.

Значения контрольных напряжений, приведенные в табл. 1, 6, не должны отличаться от номинальных более чем на ±3%.

В случае, если контрольные напряжения не соответствуют значениям, указанным в табл. 2—6, необходимо демонтировать соответствующий потенциометр из электромеханического узла, руководствуясь приведенной ниже технологией замены, и проверить сопротивление спирали и состояние контактирования движка потенциометра и спирали.

Проверка контактирования должна производиться при перемещении движка из одного крайнего положения в другое. Крайнее положение движка фиксируется по значению сопротивления между контактами № 3 и 1 или № 2 (см. рис. 2), которое должно быть равно нулю. Измерение сопротивления спирали и проверку контактирования необходимо проводить только с помощью моста сопротивлений Р-326 или миллиомметра типа Е6-12 или Е6-15 с пониженным напряжением на разомкнутых контактах.

Применение других приборов, например, ампервольтомметров типа Ц4311 и т. д., может привести к перегоранию обмотки спирали потенциометра. При несоответствии сопротивления спирали номинальному, обнаружении обрыва или нарушения контактирования потенциометр ППМЛ-М необходимо заменить на исправный и провести его юстировку.

В условиях эксплуатации допускается производить замену следующих потенциометров ППМЛ-М:

- R6, R9 и R20 в электромеханическом узле ГРЗ.005.609;

- R7 в электромеханическом узле ГРЗ.005.010;

- R3 и R7 в электромеханическом узле FP3.005.011;

- R2 и R8 в электромеханическом узле ГРЗ.005.012;

- R2 в электромеханическом узле ГРЗ.005.013.

В случае выхода из строя других потенциометров ППМЛ-М нужно заменять соответствующий электромеханический узел полностью.

Замену неисправного потенциометра необходимо производить в следующей последовательности:

- отвернуть гайку, крепящую зубчатое колесо неисправного потенциометра;

-
отвернуть винты крепления монтажной косы;

 


— нанести на корпус электромеханического узла риску, определяющую расположение выводов потенциометра;

- подсоединить мост сопротивлений между контактами № 1 и 3 (см. рис. 2) потенциометра и, вращая при помощи отвертки, вставленной в шлиц оси редуктора, зубчатую передачу, установить сопротивление потенциометра на нуль по мосту сопротивлений с точностью ±2 Ом;

- отвернуть винты крепления неисправного потенциометра и вынуть его из редуктора. При этом зубчатое колесо, снятое с оси потенциометра, должно остаться в

 


редукторе;

- установить в редуктор исправный потенциометр и закрепить зубчатое колесо на его оси, не вводя зубчатое колесо в зацепление;

- подсоединить мост сопротивлений между контактами № 1 и 3 вновь установленного потенциометра и, вращая ось потенциометра, установить по мосту сопротивление, равное 0±2 Ом;

- не смещая положение оси потенциометра, ввести зубчатое колесо в зацепление с редуктором. При этом выводы потенциометра должны совпадать с риской на корпусе электромеханического узла;

- закрепить корпус потенциометра винтами и вновь проверить сопротивление

между контактами № 1 и 3. При несоответствии сопротивления значению 0±20 Ом ослабить винты крепления корпуса вновь установленного потенциометра и, поворачивая его корпус, добиться минимального (не более 2 Ом) сопротивления; - закрепить корпус потенциометра; — поочередно отпаять провода от неисправного потенциометра и припаять их к вновь установленному. После установки в электромеханический узел исправного потенциометра необходимо провести его юстировку в следующем порядке: - подключить кабель электромеханического узла к блоку 4А и установить узел таким образом, чтобы обеспечивался свободный доступ к вновь установленному потенциометру; - собрать рабочее место в соответствии с рис. 201 раздела ІV ДИСС-15 данной книги (или технологической карты № 12 ИЭ ч. 4); - включить пульт ПКД-15 и аппаратуру ДИСС-15. При замене потенциометров R6, R9 и: R20 в электромеханическом узле ГРЗ.005.009 и R7 в электромеханическом узле ГРЗ.005.010: - нажать кнопку «ПС» на пульте ПКД-15 и проверить отработку путевой скорости, которая должна быть равной W = 215±3 км/ч. При несоответствии значения W указанной величине ослабить винты крепления вновь установленного потенциометра и, поворачивая его корпус, добиваться значения W=215±3 км/ч; - проверить связь аппаратуры ДИСС-15 по крену и тангажу в соответствии с технологией раздела Х ДИСС-15 данной книги (или приведенной в технологической карте № 15 ИЭ ч. 4).  
При замене потенциометров R3 и R7 в электромеханическом узле ГРЗ.005.011: - включить переключатель «Обнуление» на приборе СК-А и отрегулировать напряжение Uwx1 (должно быть ±70мВ) при помощи потенциометра Wx1 расположенного в блоке 4А, доступ к которому осуществляется через люк ОБНУЛЕНИЕ, находящийся на кожухе блока 4А. - - измерить напряжение Uwxг на контакте Ш13 А/А1 (при замене потенциометра R3) или на контакте Ш13А/Б4 (при замене потенциометра R7). Напряжение должно быть равно 0±70 мВ. При несоответствии значения напряжения указанной величине ослабить винты крепления соответствующего потенциометра и, вращая его корпус, установить требуемое напряжение; - выключить переключатель «Обнуление» на приборе СК-А и проверить погрешность вычисления и индикации составляющих вектора скорости, путевой скорости и угла сноса по технологическим картам разделов V-VІІ ДИСС-15 данной книги (или ТК№ 3—5 инструкции по эксплуатации (часть 4)) при замене потенциометра R3 или отработку координат X и Z по технологической карте раздела VІ ДИСС-15 данной книги (или ТК№ 6 ИЭ ч. 4) при замене потенциометра R7. При замене потенциометров R2 и R3 в электромеханическом узле ГРЗ.005.012: - включить переключатель «Обнуление» на приборе СК-А и отрегулировать напряжение Uwz1 по технологической карте № 27 ИЭ 4; - измерить напряжение Uwzг на контакте Ш13А/А2 (при замене потенциометра R2) или на контакте Ш13А/Б6 (при замене потенциометра R8). Напряжение должно быть равно 0±70 мВ. При несоответствии значения напряжения указанной величине ослабить винты крепления соответствующего потенциометра и, вращая его корпус, установить требуемое напряжение; - выключить переключатель «Обнуление» и проверить погрешности вычисления и индикации составляющих вектора скорости, путевой скорости и угла сноса по технологическим картам разделов V-VІІ ДИСС-15 данной книги (или ТК№ 3—5 ИЭ ч. 4 (при замене потенциометра R2) или обработку координат X и Z по технологической карте раздела VІ ДИСС-15 данной книги (или ТК№ 6 ИЭ ч. 4). При замене потенциометра R2 в электромеханическом узле ГРЗ.005.013: - включить переключатель «Обнуление» на приборе СК-А и отрегулировать напряжение Uwy1 пo технологической карте № 27 ИЭ ч. 4; — измерить напряжение Uwyг на контакте Ш13А/Б2. Напряжение должно быть равно U = ±220 мВ. При несоответствии напряжения указанной величине ослабить винты крепления потенциометра и, вращая его корпус, установить требуемое напряжение; - выключить переключатель «Обнуление» и проверить отработку составляющих вектора путевой скорости по технологической карте VІІ раздела ДИСС-15 данной книги (или ТК № 3 ИЭ ч. 4).  

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.