Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка работоспособности радиовысотомера малых высот






РВ-3 (РВ-3М) (см. рис.35 выше):

1. Проверьте отсутствие людей и посторонних предметов в пределах рабочего угла антенны (50…70°).

2. Включите автоматы защиты сети 10 РАДИОВЫСОТОМЕР и СПУ на правой панели АЗС электропульта. Реостатом подсвета группы 1 на левой боковой панели электропульта установите необходимый подсвет шкалы указателя.

3. Установите переключатели 8 СПУ – РАДИО на абонентских аппаратах в положение СПУ.

4. Установите ручкой 11 УСТАНОВКА ВЫСОТЫ на указателе УВ-П1 индекс 7 «опасной» высоты (треугольник белого цвета) на любую отметку шкалы более 2м.

5. Включите выключатель 2 РВ на левом щитке электропульта. Стрелка указателя высоты 3 должна уйти по часовой стрелке в темный сектор 5 за 300-метровую отметку, на левой панели приборной доски должно загореться табло 1 РВ НЕ РАБОТАЕТ.

Через 3…5 мин. после включения радиовысотомера стрелка указателя высоты должна установиться на нулевой риске шкалы с погрешностью ± 0, 5м. В момент прохождения стрелкой индекса 7 «опасной» высоты загорается лампа 9 в правом нижнем углу указателя и выдается прерывистый звуковой сигнал 400 Гц в шлемофоны летчиков. Лампа должна гореть все время, пока стрелка указателя высоты находится ниже индекса 7 «опасной» высоты, а звуковой сигнал должен выдаваться в течение 4-8 секунд. При необходимости по требованию летного состава громкость и длительность отрегулируйте с помощью потенциометров ГРОМКОСТЬ и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, расположенных под крышкой на лицевой панели приемопередатчика.

 

Если стрелка указателя УВ-П1 4 отклонилась от нулевой риски шкалы более, чем на ± 0, 5м, но в пределах ± 1м, то резистором 6 УСТАН. НУЛЯ (в правом верхнем углу) установите стрелку указателя в положение (0 ± 0, 5) м.

ВНИМАНИЕ: Не производите подкалибровку радиовысотомера винтом 4 КАЛИБРОВКА (в левом верхнем углу) без контрольно-измерительной аппаратуры ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

 

6. Выключите радиовысотомер.

 

 

При ошибочном изменении положения потенциометра «Калибровка» и при отклонении стрелки указателя от нулевой риски более чем на ±1 м произвести калибровку радиовысотомера с помощью тестера Т-П1 на вертолете (см. рис. 36 ниже): Калибровку производить в следующем порядке:

— выключить радиовысотомер, установив выключатель 2 (см. рис. 35 выше)«Радиовыс.» на левой приборной доске в положение «Выключено»;

 

– отсоединить высокочастотные кабели от разъемов Ш8 и Ш10 приемопередатчика;

– подсоединить к приемопередатчику тестер Т-П1, как указано на схеме (рис. 36);

– переключатель тестера «Высота» установить в положение «20» и ручкой «Аттенюатор» выставить общее затухание тестера с учетом затухания переходника ИВП-7, равны 50 дБ;

– включить выключатель «Радиовыс.» на приборной доске.

После 5-минутного прогрева радиовысотомера стрелка указателя высоты должна установиться на высоту:

Н1 = (Н20 — Н0)±0, 5м,

где: Н1—• высота по указателю высоты;

Н20 - паспортное значение эквивалента высоты тестера Т-П1 при положении ручки «Высота», равном 20 м; Н0 - остаточная высота, равная 9, 7 м. Если показания указателя высоты отличаются от высоты Н1, то подкалибровать указатель потенциометром «Установка нуля», расположенным в правом верхнем углу указателя высоты;

– переключатель «Высота» тестера Т-П1 установить в положение «80» м;

– ручкой «Аттенюатор» установить общее затухание тестера с учетом затухания переходника ИВП-7, равным 80 дБ.

Стрелка указателя высоты должна установиться на высоту:

Н2 = (Н80 — Н0 ) ±5% (Н80 – Н0),

где: Н2 — высота по указателю высоты;

Н80 — паспортное значение эквивалента высоты тестера Т-П1 при положении ручки «Высота», равном 80 м; Н0 - остаточная высота, равная 9, 7 м. Если показания указателя высоты отличаются от высоты Н2, то подкалибровать указатель потенциометром «Калибровка», расположенным в левом верхнем углу указателя высоты. Повторять операции калибровки на 20- и 80-метровых задержках тестера до тех пор, пока показания указателя высоты не будут соответствовать высотам Н1 и Н2:

– выключить радиовысотомер;

– отсоединить от приемопередатчика тестер Т-П1;

– подсоединить к разъемам Ш8 и Ш10 приемопередатчика высокочастотные кабели от антенн;

– включить радиовысотомер, проверить отработку 0 м, т. е. установку стрелки указателя на нулевой риске. Стрелка должна устанавливаться на нулевой риске шкалы с погрешностью, не превышающей ±0, 5 м;

– выключить радиовысотомер.

 

 

2.1. Неисправности радиовысотомера малых высот РВ-3 (РВ-3М):

Внешнее проявление неисправности Возможная причина Устранение неисправности
     
1.При включении высотомера стрелка указателя высоты стоит неподвижно. А) Сгорел предохранитель ПМ-5 в щитке предохранителей.   Б) Неисправен выключатель РВ (4-27) на левом щитке электропульта.   В) Обрыв в НЧ кабеле высотомера.   Г) Неисправны аноднонакальные трансформаторы Тр1 и Тр2.   Д) Пробой конденсаторов фильтра С3 и С4.   Е) Неисправны транзисторы ПП1 и ПП2 усилителя мощности в указателе высоты.   Ж) Неисправен транзистор ПП7 типа МП104 в предварительном усилителе сервоусилителя измерительного блока БИ-3М. А) Замените предохранитель.     Б) Замените выключатель.   В) Устранить неисправность в кабеле.   Г) Заменить неисправный трансформатор.   Д) Заменить неисправный конденсатор.   Е) Заменить неисправный транзистор.     Ж) Замените неисправный транзистор.
     
2.Отсутствует звуковой сигнал опасной высоты в телефонах, лампа ОПАСНАЯ ВЫСОТА на указателе УВ-П1 горит. Обрыв провода от разъема Ш-7 (контакт 17) до переходной колодки 15Ф в РК СПУ. Устраните обрыв провода.
3.При проверке неисправности ламп системы сигнализации не горит табло РВ НЕ РАБОТАЕТ. Перегорела лампа (5/27) в табло РВ НЕ РАБОТАЕТ. Замените лампу.
4.Показания указателя высоты неустойчивы, иногда совершенно пропадают. А) Неисправны смесительные диоды Д409А и Д409АП в приемнике ППУ-П1.   Б) Неисправна лампа ГС-4В в передатчике ПЧМ-4А, срыв генерации передатчика.   В) Неисправна лампа в модуляторном блоке, нет модулирующего напряжения. А) Заменить неисправные смесительные диоды.     Б) Заменить неисправную лампу, настройкой передатчика ликвидировать срыв генерации.   В) Заменить неисправную лампу, проверить напряжение модуляции, которое должно быть не менее 1 вольта.
5.При снижении вертолета до заданной высоты в зависимости от положения индекса заданной (опасной) высоты указателя не загорается сигнальная лампочка и не поступает в шлемофоны летчика звуковой сигнал. А) Обрыв потенциометра R1 в блоке питания БП-3М. Б) Сгорела сигнальная лампа Л1 типа СМК-37 на указателе высоты. В) Неисправно реле Р1, Р2, Р3 схемы сигнализации заданной высоты в указателе. А) Заменить потенциометр.   Б) Заменить лампу.     В) Заменить неисправное реле.
     
  Г) Неисправны транзисторы ПП17, ПП18 в схеме звуковой сигнализации измерительного блока БИ-3М. Г) Заменить неисправный транзистор.
6.Задержка в срабатывании сигнала НАДЕЖНОСТЬ. Отказ передатчика ПЧМ-4А1, измерительного блока БИ-3. Устраните заменой передатчика и измерительного блока.
7.Стрелка указателя высоты УВ-П1 в черном секторе. А) Межвитковое замыкание трансформатора ТР2 ВР4.712.02 в блоке питания БП-3 приемопередатчика.   Б) Межвитковое замыкание трансформатора ТР1 ВР4.714.013 (обм. 8-9) блока питания БПМ-3.   В) Отсутствует напряжение модуляции, пробой конденсатора С15 (ЭТО-1-10мкФ× 90 В).   Г) Пробой конденсаторов С3, С4 (К52-2 - 200мкФ× 50 В) и диода Д6 (Д237Б) в блоке БП-3М.   Д) Межвитковое замыкание трансформатора ТР1 ВР4.714.013 (обмотки 8-9) и пробой А) Замените трансформатор ТР2 ВР4.712.02 из ЗИПа.   Б) Замените трансформатор ТР1 ВР4.714.013 из ЗИПа.     В)Замените конденсатор С15.   Г) Замените конденсаторы С3, С4, диод Д6 в блоке БП-3М.     Д) Замените трансформатор ТР1 ВР4.714.013 и конденсатор С11 из ЗИПа.
     
Не устанавливается «0» высоты. Стрелка «плавает». конденсатора С11 (К52-1-70 В – 47мкФ) в блоке питания БПМ-3.   Е) Обрыв анода лампы Л2 (6Н17Б-В) приемника ППУ-П1.   Ж) Пробой конденсатора С29 (К52-1-10мкФ× 16 В) в блоке питания БПМ-3.   З) Неисправен блок питания БПМ-3, пробой конденсатора С22 (К52-2-20мкФ× 50 В) и транзисторов Т9, Т11 (2Т208И) в блоке измерения БИ-3.   И) Пробой конденсатора С5 (К52-1-68мкФ× 50 В) в блоке питания БПМ-3.   К) Пробой конденсатора С15 (К52-1-15мкФ× 25 В), перегорание дросселя ДР-1 (ДМ-0, 1-125 мкГн) в блоке питания БПМ-3.   Л) Пробой конденсатора С1 (ЭТО-2-100мкФ× 90 В) в блоке питания БП-3.     Е) Замените лампу Л2 приемника ППУ-П1.   Ж) Замените конденсатор С29 в блоке питания БПМ-3.     З) Замените блок БПМ-3, конденсатор С22 и транзисторы Т9, Т11 блока измерения БИ-3.   И) Замените конденсатор С5 в блоке питания БПМ-3.     К) Замените конденсатор С15, дроссель ДР-1 в блоке питания БПМ-3.   Л) Замените конденсатор С1 в блоке питания БП-3.
     
8.Отсутствует звуковой сигнал ОПАСНОЙ ВЫСОТЫ. А) Пробой конденсатора С7 (ЭТО-1 10 мкФ× 90 В), перегорание резистора R6 (С2-29В-0, 5-51, 1 кОм) измерительного блока БИ-3.   Б) Подгорание контактов реле Р3 (РЭС-10 031-11-01) указателя высоты УВ-П1-Н.   В) Пробой конденсатора С7 (К50-29-63 В× 470мкФ) в блоке питания БП-3А, пробой диода Д19 (2Д510А) и конденсатора С22 (К52-2 – 20мкФ× 50 В) в блоке измерения БИ-3.   Г) Пробой конденсатора С7 (ЭТО-2-200мкФ× 50 В) в блоке питания БП-3.   А) Устраните неисправность заменой конденсатора С7 и резистора R6.   Б) Замените реле Р3 (РЭС-10) указателя высоты УВ-П1.     В) Замените конденсатор С7 в блоке питания БП-3А, диод Д19 и конденсатор С22 в блоке измерения БИ-3.   Г) Замените конденсатор С7 в блоке питания БП-3.
9.Отсутствует «-30 В». Пробой конденсатора С3 (ЭТО-2 - 200 мкФ× 50 В), диодов Д5, Д6 (Д237Б), перегорание резистора R21 (ОМЛТ-2-3, 4 Ом) в блоке питания БП-3.   Произведите замену конденсатора С3 и диодов Д5, Д6, резистора R21 в блоке питания БП-3.
     
10.Отсутствует 200 В и 250 В. Пробой конденсатора С8, С9, С5, С6 (ЭТО-2 - 100 мкФ× 90 В) и перегорание резистора R18 (ОМЛТ-2-1, 5 кОм.) блока питания БП-3. Произведите замену конденсатора С8, С9, С5, С6, резистора R18 блока питания БП-3.
11.Отсутствует 60 В. Пробой конденсатора С4 (ЭТО-2 – 200 мкФ× 50 В), перегорание резистора R23 (ОМЛТ-2-56 Ом) в блоке питания БП-3. Произведите замену конденсатора С4, резистора R23 в блоке питания БП-3.
12.Короткое замыкание по цепи 115 В. А) Пробой конденсаторов С1 (ЭТО-2 – 100 мкФ× 90 В), С3 (ЭТО-2 – 200 мкФ× 50 В), диода Д1 (Д237В), межвитковое замыкание трансформатора Тр2 ВР4.712.02 в блоке питания БП-3   Б) Отказ лампы Л1 (ГС-13) в блоке ПЧМ-4А1. А) Замените конденсатор С1, С3, диод Д1, трансформатор ТР2 в блоке питания БП-3.     Б) Замените лампу Л1 (ГС-13).
13.Ошибка в показаниях высоты более 10% от измеряемой высоты на высотах более 10 метров. Разкалибровка высотомера. Необходимо выполнить калибровку высотомера с помощью КПА КП-РВ-3.
14.Отсутствует звуковая и световая сигнализация ОПАСНОЙ ВЫСОТЫ радиовысотомера. А) Пробой конденсатора С1 (К73-16-250 В× 0, 1мкФ) блока измерения БИ-3.   А) Заменить конденсатор С1 блока БИ-3.    
     
  Б) Пробой конденсатора С7 (ЭТО-2 – 200мкФ× 50 В) в блоке питания БП-3.   В) Залипание реле Р1 (РЭС-10) в указателе высоты УВ-П1. Б) Замените конденсатор С7 блока БП-3.     В) Замените реле Р1 в указателе высоты УВ-П1.
15.На высоте =10м указатель показывает =2м при проверке с КП РВ-3. Потеря эмиссии генераторной лампы Л1 (ГС-13) передатчика ПЧМ-4А1. Замените генераторную лампу Л1 (ГС-13) передатчика ПЧМ-4А1.
16.Неверная отработка высоты, нестабильное показание высоты указателем высоты УВ-П1. Разрушение конденсатора С11 (ЭТО-2 – 100мкФ× 90 В) в блоке питания БП-3, пробой диода Д1 (Д409А) в приемнике ППУ-П1. Замените конденсатор С11 в блоке БП-3 и диод Д1 в приемнике ППУ-П1.
17.Хаотическое движение стрелки указателя высоты УВ-П1. А) Пробой конденсатора С5 (ЭТО-1 – 30 мкФ× 25 В) в приемнике ППУ-П1.   Б) Мало усиление приемника. Потеря эмиссии лампы Л1 (6Н17Б-В) в приемнике ППУ-П1.   В) Разрушение конденсатора С17 (ЭТО-2 – 10мкФ× 90 В) в блоке измерения БИ-3.   Г) Пробой конденсатора С9 (ЭТО-2-100мкФ× 90 В) в блоке питания БП-3 (БП-3М).   А) Замените конденсатор С5 в приемнике ППУ-П1.     Б) Замените лампу Л1 в приемнике ППУ-П1.     В) Замените конденсатор С17 в блоке измерения БИ-3.     Г) Замените конденсатор С9 в блоке питания БП-3 (БП-3М).
     
18.Перегорание предохранителя на 1А блока ПП-П1. Пробой конденсаторов С2, С9 (К52-2-100мкФ× 90 В) в блоке питания БП-3. Замените конденсаторы С2, С9 в блоке питания БП-3.
19.Стрелка уходит в темный сектор, в течении 5-7 минут не возвращается на нуль. С прогревом работает хорошо. Нарушение межблочного контакта в блоке ПП-П1. Установите контакт путем промывки спиртом.
20. Неустойчивая работа, стрелка перемещается рывками. Нарушение контакта в переменном резисторе R3 (10 кОм) указателя высоты УВ-П1. Замените переменный резистор R3 в указателе высоты УВ-П1.
21.На «0» не устанавливается (3, 5 метра). А потом и совсем на «85 метров» останавливается и на «0» не идет. Сбита калибровка. Не установлен ток кристаллов. Пробой диода Д2 (Д409АП) в блоке ППУ-П1. Откалибровать. Установить ток кристаллов. Заменить диод Д2 в блоке ППУ-П1.
22.Неправильные показания высоты. Напряжение шумов приемника=7 В. Нарушение герметичности и высыхание электролитического конденсатора С8 (ЭТО-2-100мкФ× 90 В) в блоке питания БП-3. Замените конденсатор С8 в блоке питания БП-3.
23.Стрелка указателя высоты находится в черном секторе. Неисправны диоды Д14, Д15 (2Д212Б) в блоке БПМ-3. Замените неисправные диоды Д14, Д15 в блоке БПМ-3.
24.На высоте 100м срабатывает звуковая сигнализация, «гуляет» стрелка указателя высоты. Пробой конденсатора С17 (К52-2-50 В× 20мкФ) в блоке измерения БИ-3. Замените конденсатор С17 в блоке измерения БИ-3.
     
     
     
     
    РАДИОВЫСОТОМЕР А-037   1. НАЗНАЧЕНИЕ: Радиовысотомер А-037 предназначен для установки его на самолетах или вертолетах. Радиовысотомер служит для измерения текущей высоты полета объекта над любой поверхностью и выдает экипажу и в бортовые системы объекта: - визуальные данные о текущей высоте с одного или двух индикаторов высоты; - данные о текущей высоте в виде постоянного напряжения положительной полярности, пропорционально величине напряжения «Выход Н1+», «Выход НЗ +»; - сигнал «Н опасная» при полете объекта сверху вниз и пролете им опасной высоты, заранее установленной перемещением индекса на индикаторе высоты, а также при дальнейшем снижении; - разовые сигналы «1РС», «2РС» о полете ниже высот, заранее установленных на земле; - сигнал «Исправность» об исправной работе радиовысотомера и наличии радиолокационного контакта с земной поверхностью; - флажковую сигнализацию о неисправной работе радиовысотомера или потере радиолокационного контакта с земной поверхностью; - сигнал «Контроль РВ» для отключения изделия от бортовых систем при проверке его в режиме «Контроль» на объекте. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ: – Режим генерации непрерывный – Модуляция передатчика частотная – Диапазон измеряемых высот, м 0...750, 0...300 или 0...1000. – Погрешность измерения текущей высоты полета над любой ровной поверхностью, кроме льда, для 95% измерений, м: - на высотах 0...60 м ±(0, 6 + 0, 05Н) - на высотах 60...750 м по аналоговому выходу ±0, 06Н - на высотах 0...20 м ±2 - на высотах более 20 м по индикатору высоты ±0, 1Н – Постоянная времени: - по аналоговому выходу, с, не более 0, 1 - по индикатору высоты, с, не более 0, 5 – Погрешность выдачи сигнала опасной высоты относительно текущей высоты, м: - на высотах 0...20 м ±2 - на высотах более 20 м. ±0, 1 Н – Диапазон выдачи разовых сигналов «1РС«, «2РС», м 5...750 – Погрешность выдачи разовых сигналов при снижении объекта, м ± (1 +0.07Н) – Диапазон частот излучаемого сигнала, МГц 4200...4400 – Общая чувствительность по прибору К-5, дБ, не менее 87 – Потребляемая мощность: - в сети питания напряжением (27±2, 43, 0) В постоянного тока, Вт, не более 30 - в сети питания напряжением (115±57) В 400 Гц, В • А, не более 10 Примечание. Допускается работа радиовысотомера при питании от аварийных источников электроэнергии при установившемся значении напряжения постоянного тока на входе радиовысотомера 18...31 В и напряжения переменного тока 104...125 В частотой (400±40) Гц в течение 30 мин; при этом допускается увеличение погрешности измерения высоты, погрешности выдачи разовых сигналов и погрешности выдачи сигнала опасной высоты в два раза. Значение напряжения разовых сигналов, сигнала опасной высоты и сигнала исправности в этом режиме должно быть в диапазоне 17...31 В. – Масса радиовысотомера в составе приемопередатчика, одного индикатора высоты и двух антенн (масса всего комплекта приводится в паспорте), кг, не более 5, 3 Радиовысотомер выдает экипажу, в САУ и другие бортовые системы: – визуальные данные о текущей высоте с одного или двух индикаторов высоты; – напряжение «Выход HI +» постоянного тока, пропорциональное высоте с крутизной 20 мВ/м на нагрузку не менее 3 кОм для прибора А-037-1 или 50 мВ/м на нагрузку не менее 10 кОм для прибора А-037-1 А; – напряжение «Выход НЗ +» постоянного тока, пропорциональное высоте с крутизной 20 мВ/м (выходное сопротивление 5, 11 кОм±1%); – сигнал «Нопасная» в виде напряжения 27 В постоянного тока при токе нагрузки не более 0, 1 А - свечение лампы с желтым светофильтром на индикаторе высоты и выдача звукового сигнала (напряжение переменного тока частотой 400 Гц) в течение 3...9 с; – два разовых сигнала «1РС», «2РС» в виде напряжения 27 В постоянного тока при токе нагрузки не более 0, 1 А на высотах, ниже установленных; – сигнал «Исправность» в виде напряжения 27 В постоянного тока при нагрузке не более 0, 1 А; – сигнал отказа в виде появления красного флажка бленкера на передней панели индикатора высоты; – сигнал «Контроль РВ» в виде напряжения 27 В постоянного тока при токе нагрузки не более 0, 1 А.   Параметры при выполнении регламентных работ для А-037-1(А-037-1А):   1.Потребляемый ток, Апо сети постоянного тока напряжением 27В, не более 1, 1А. 2.Потребляемый ток, Апо сети переменного тока напряжением 115В, не более 0, 08А. 3. Проверка калибровки напряжения на гнездах, В: а) «ВЫХ.Н-ЛИН» [(Нэкв-7, 5)× 0, 02±0, 025] для А-037-1 0, 515 0, 565 б) «ВЫХ.Н-НЛИН» [(Нэкв-7, 5)× 0, 02±0, 025] для А-037-1 0, 515…0, 565 – для А-037-1А «ВЫХ.Н-ЛИН» [(Нэкв-7, 5)× 0, 05±0, 063]? 4. Проверка калибровки в режиме «Контроль»: а) «ВЫХ.Н-ЛИН», В (0, 3±0, 014) для А-037-1 или (0, 75±0, 035) для А-037-1А. б) «ВЫХ.Н-НЛИН», В (0, 3±0, 014) для А-0, 37-1 и А-0, 37-1А. 5.Проверка чувствительности, дБ не менее 87 6.Разовый сигнал «ВЫХ.Н-НЛИН», В ±[0, 02(1+0, 07Н)] для А-037-1: а) 100м 1, 84….2, 16 б) 20м 0, 352…0, 448 7.«Опасная высота»: а) световой сигнал (да/нет); б) звуковой сигнал, с 3…9 3. СОСТАВ РАДИОВЫСОТОМЕРА А-037: ( см. ниже рис.1).   4. РАЗМЕЩЕНИЕ РАДИОВЫСОТОМЕРА РВ-3 НА ВЕРТОЛЕТЕ: – приемопередатчик А-037-1 с рамой установлен в радиоотсеке фюзеляжа по правому борту между шпангоутами № 19 и 20; – индикатор высоты А-034-4-16 расположен на левой панели приборной доски. Рядом с указателем А-034-4-16 установлено табло РВ НЕ РАБОТАЕТ с красным светофильтром; - приемная и передающая антенны типа А-037-2 установлены в нижней части хвостовой балки соответственно между шпангоутами № 6...7 и № 11…12
 
 

Рис. 1 Радиовысотомер А-037. Общий вид:

1.- Рама с высокочастотными кабелями; 2.- Приемопередатчик А-037-1;

3.- Индикатор высоты А-034-4-16; 4.- Антенны (приемная и передающая) А-037-2.

 

 

 
 

Рис. 8 Приемопередатчик А-037-1 со снятой крышкой:

1.-Блок БИ-037; 2.- Блок БРК-037; 3.-Модуль М45110-1; 4.- Узел БП-037;

5.- Модуль М51102-1; 6.- Блок УНЧ-037М.

 

 
 

Рис. 9 Индикатор высоты А-034-4-16:

1.- Кнопка «Тест»; 2.- Флажок бленкера; 3.- Стрелка;

4.- Индекс опасной высоты; 5.- Фонарь сигнальной лампы опасной высоты, совмещенный с ручкой «Δ» установки высот; 6.- Затемненный сектор;

7.- Нулевая риска; 8.- Контрольный сектор.

 
 

Рис. 2 Радиовысотомер А-037. Схема электрическая функциональная

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РАДИОВЫСОТОМЕРА:

Принцип действия радиовысотомера поясняется упрощенной электрической функциональной схемой, приведенной на рис. 2 см. выше.

Частотно-модулированный по несимметричному пилообразному закону сигнал (рис. 3 см. рис. ниже) с выхода передатчика через высокочастотную головку поступает в передающую антенну и излучается по направлению к земной поверхности. Отраженный от земной поверхности сигнал поступает в приемную антенну и подается на вход смесителя в высокочастотной головке. Одновременно через делитель мощности в высокочастотной головке на другой вход смесителя подается часть мощности передатчика в качестве гетеродинного сигнала. В смесителе отраженный и гетеродинный сигналы преобразуются в сигнал разностной частоты (частоты биений). Частота биений Fб связана с временем прохождения высокочастотного сигнала τ и параметрами модуляции соотношением

Fб = τ × Δ f/Тм (2.1)

где Fб - частота биений, Гц;

τ = 2(Н0+ Нт+Нвн)/ с - время прохождения излучаемого сигнала до земли и обратно, с;

Δ f — полоса частотной модуляции, Гц;

Тм - длительность рабочего хода модуляции, с;

Но - остаточная высота, м;

Нт - текущая высота, м;

Hвн - высота, эквивалентная задержке сигнала в высокочастотных кабелях приемопередатчика, м;

С - скорость распространения радиоволн, м/с.

 


________ излучаемый сигнал

__ __ __ отраженный сигнал

 

Рис. 3 Эпюры напряжений, поясняющие принцып формирования частоты биений.

 

В радиовысотомере частота биений поддерживается постоянной. Постоянство частоты биений обеспечивается контуром стабилизации частоты.

Контур стабилизации частоты образован передатчиком, передающей антенной, пространством распространения сигнала при прохождении им расстояния от объекта до земной поверхности и обратно, приемной антенной, смесителем в высокочастотной головке, цепью обработки сигнала биений, которая включает: усилитель низкой частоты, частотный дискриминатор, интегратор, экспоненциальный преобразователь и модулятор.

Рассмотрим принцип слежения за частотой биений. Сигнал частоты биений, поступающий со смесителя, усиливается усилителем низкой частоты. Усиление его автоматически регулируется при изменении высоты и не зависит от уровня принимаемого сигнала. Для управления его усилением используется сигнал с экспоненциального преобразователя. Частота усиленного сигнала биений сравнивается с переходной частотой F0 частотного дискриминатора. Если частота Fб не равна частоте F0, то на выходе дискриминатора образуется сигнал ошибки, который поступает в интегратор, устраняющий статическую ошибку в требуемом равенстве частоты Fб частоте Fо и определяющий фильтрующие свойства контура стабилизации частоты. Сигнал с интегратора подается в экспоненциальный преобразователь, который предназначен для поддержания постоянства коэффициента усиления контура стабилизации частоты в диапазоне измеряемых высот, что улучшает его динамические характеристики. Напряжение с выхода экспоненциального преобразователя подается в модулятор, который предназначен для формирования модулирующего напряжения, поступающего в передатчик. Под действием сигнала ошибки длительность рабочего хода модулирующего напряжения изменяется таким образом, чтобы свести сигнал ошибки к нулю. В этом случае обеспечивается равенство частот Fб и F0 и, как это следует из формулы (2.1), длительность рабочего хода модулирующего напряжения будет пропорциональна измеряемой высоте:

Тм = 2Δ f (Но + Нт + Нвн) / (с × Fо) (2.2)

 

где F0 — переходная частота дискриминатора, Гц.

Из формулы (2.2) видно, что погрешность высоты будет определяться нестабильностью полосы частотной модуляции Δ f.

Для уменьшения этой погрешности в модуле М51102-1 предусмотрены два СВЧ резонатора с высокой добротностью, один из которых настроен на частоту f1, другой на частоту f2. Разность частот f2 — f1 настройки резонаторов определяет эталонную полосу частотной модуляции Δ fэ (рис. 4). Когда частота сигнала передатчика достигнет значения, близкого к частотам настройки резонаторов, на их выходах образуются сигналы, которые поступают в модулятор для формирования измерительного интервала. Заменяя в формуле (2.2) Δ f на Δ fэ, получим выражение для длительности измерительного интервала:

Ти = 2 Δ fэ (Hо + Нт + Нвн) / (с × F0) = Крв (Hо + Нт + Нвн) = То + Тт, (2. 3)

где Крв = 2 Δ fэ/(с F0) - постоянная радиовысотомера, с/м;

То = Крв(Hо + Нвн) - длительность измерительного интервала, соответствующая нулевой высоте, с;

Тт = Крв× Нт - длительность измерительного интервала, соответствующая текущей высоте, с.

Таким образом, поддержание равенства Fб = F0 и постоянство эталонной полосы частотной модуляции Δ fэ обеспечивают независимость длительности измерительном интервала от дестабилизирующих факторов.

 

 

Рис. 4 Эпюры напряжений, поясняющие принцип формирования измерительного интервала.

Измерительный интервал в измерителе преобразуется в напряжение постоянного тока, которое подается в индикатор высоты, схему выдачи разовых сигналов и бортовые системы объекта.

Обнаружение сигнала частоты биений осуществляется схемами поиска и захвата. В режиме поиска интегратор формирует поисковое напряжение (рис. 5, а), которое поступает в экспоненциальный преобразователь. Напряжение с выхода экспоненциального преобразователя (рис. 5, б) подается в модулятор для изменения длительности рабочего хода модулирующего напряжения (рис. 5, в) до такой длительности, при которой частота биений попадает в полосу пропускания усилителя низкой частоты и схемы захвата. При этом, если амплитуда сигнала частоты биений превысит некоторый уровень (порог захвата), поиск прекращается, происходит захват сигнала (момент времени t1 рис. 5, а) и переход радиовысотомера в режим измерения высоты (режим слежения).

Непрерывный автоматический контроль исправности радиовысотомера осуществляет схема захвата, которая выдает или снимает сигнал «Исправность» в зависимости от работоспособности радиовысотомера и наличия радиолокационного контакта с земной поверхностью.

Встроенная система полуавтоматического контроля осуществляет общий контроль работы радиовысотомера в полете и на земле. По сигналу «Контроль РВ» из индикатора высоты или из внешних систем схема измерителя преобразует эталонную длительность измерительного интервала в напряжение и индикатор высоты отрабатывает контрольную высоту.

Схема выдачи разовых сигналов выдает два разовых сигнала «1РС>, «2РС» при полете на высотах ниже высот, предварительно установленных на земле.

 

 

 
 

Рис. 5 Эпюры напряжений, поясняющие принцип действия радиовысотомера.

 

Приборы и блоки радиовысотомера питаются необходимыми напряжениями от источника питания.

Проверка работоспособности радиовысотомера А-037:

1. Уберите посторонние предметы из-под антенн радиовысотомера, препятствующие распространению радиоволн.

2. Установите ручкой «▲» установки высот индикатора высоты индекс (желтый треугольник) опасной высоты на риску 10 м.

3. Включите радиовысотомер за 2 минуты до начала проведения проверок в нормальных условиях, а в условиях повышенной влажности и низких температур – за 10….15 минут.

4. Через время, необходимое для выдачи сигнала «Исправность»(это 1 –2 сек.), флажок бленкера индикатора высоты должен исчезнуть из поля зрения, а стрелка должна установиться в пределах двойной оцифрованной нулевой риски шкалы.

5. В момент прохождения стрелкой риски опасной высоты загорается сигнальная лампа на передней панели индикатора высоты и в шлемофонах пилота должен прослушиваться сигнал тона 400 Гц в течение 3…9сек. По требованию летного состава громкость звукового сигнала можно отрегулировать регулировками «НТ» и «ВТ», расположенными на кожухе индикатора высоты со стороны разъема. Яркость свечения сигнальной лампы регулируется вращением подвижной части колпачка фонаря.

6. Нажмите кнопку «ТЕСТ» на индикаторе высоты. Стрелка устанавливается в контрольном секторе.

7. Отпустите кнопку «ТЕСТ».

8. Выключите радиовысотомер.

Проверка подсвета шкалы индикатора высоты на вертольоте:

Установите переключатель «ПОДСВЕТ УВ» в кабине пилота в положение «БЕЛЫЙ»–шкала индикатора высоты засветится белым светом.

Установите переключатель «ПОДСВЕТ УВ» в кабине пилота в положение «КРАСНЫЙ»

– шкала индикатора высоты засветится красным светом.

2.2. Неисправности радиовысотомера А-037:

Внешнее проявление неисправности Возможная причина Устранение неисправности
     
1.Флажок бленкера находится в поле зрения. Стрелка индикатора высоты находится в затемненном секторе. Если «ДА»: А) При нажатии кнопки «Тест» стрелка индикатора находится в затемненном секторе: –если нет, то неисправен приемопередатчик. –если да, исправен приемопередатчик и неисправна антенно-фидерная система. Если «НЕТ»: Б) Стрелка индикатора находится в пределах нулевой риски шкалы: Если «ДА»: при нажатии кнопки «Тест» стрелка индикатора находится в контрольном секторе: –если нет, то неисправен приемопередатчик Устраните неисправность.     Устраните неисправность.
2.Стрелка индикатора находится в пределах двойной оцифрованной нулевой риски шкалы:    
     
А) Отсутствует звуковой сигнал опасной высоты.   Б) Не выдается световой сигнал опасной высоты. А) Неисправен приемопередатчик.   Б) Если исправна индикаторная лампа, то неисправный индикатор высоты. А) Замените приемопередатчик.     Б) Замените индикаторную лампу или индикатор высоты.
3.Отсутствует звуковой сигнал опасной высоты. Пробит конденсатор С26 (К52-1-35 В× 100мкФ) в индикаторе высоты. Замените конденсатор С26 в индикаторе высоты.
4.Стрелка индикатора высоты находится в темном секторе. Пробой конденсатора С15 (К52-1-50 В× 68мкФ) индикатора высоты (источник питания). Замените конденсатор С15 индикатора высоты (источник питания).
     
     
     
     
     
  РАДИОКОМПАС   АРК-9     1. НАЗНАЧЕНИЕ: Радиокомпас АРК-9, являющийся бортовым радиопеленгатором с визуальной индикацией и предназначен для вождения вертолета по приводным и широковещательным станциям.   1.1. Радиокомпас АРК-9 обеспечивает непрерывный отсчет курсового угла радиостанции (КУР) - угла между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию - по стрелочному индикатору.   1.2. Радиокомпас позволяет решать ряд навигационных задач: - совершать полет на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией курса; - автоматически определять пеленг на радиостанцию по указателю курса с использованием магнитного компаса; - работать в качестве резервного связного приемника и др.   1.3. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАДИОКОМПАСА АРК-9: 1.3.1. Радиокомпас работает в диапазоне 150...1300 kHz, который условно разбит на четыре поддиапазона: 1 поддиапазон 150...300 kHz; 2 поддиапазон 300...600 kHz; 3 поддиапазон 600...900 kHz; 4 поддиапазон 900...1300 kHz.   1.3.2. Дальность действия радиокомпаса при работе с приводной радиостанцией ПАР-ЗБ на высоте полета 1000 m не менее 160….180 km; 1.3.3 Чувствительность приемника 10…12 мкВ (Чувствительность приемника радиокомпаса в режиме «Антенна» при уровне шумов на выходе приемника не более 10 В, в режиме «ТЛФ» -- не хуже 12 мкВ (на I поддиапазоне) и не хуже 10 мкВ на остальных поддиапазонах при соотношении сигнал-шум 1, 5: 1 по напряжению, в режиме «ТЛГ» чувствительность не хуже 6 мкВ на 1 поддиапазоне и не хуже 5 мкВ на остальных поддиапазонах). 1.3.4. Чувствительность радиокомпаса по приводу не хуже 50 мкВ/м (Предельная чувствительность радиокомпаса по приводу при приеме модулированных и немодулированных сигналов при величине отклонения от истинного пеленга не более, чем на +10° и колебаниях стрелки указателя курса не более, чем на ±3° должна быть не хуже 50 мкВ/м). 1.3.5. Чувствительность радиокомпаса по пеленгу не хуже 180 мкВ/м; 1.3.6. Скорость автоматического вращения рамки радиокомпаса: а)при напряженности поля сигнала 1000 мкВ/м - 30...60 град/с; б) при напряженности поля, соответствующей предельной чувствительности-15 град/сек. 1.3.7. Время перестройки с основного переключателя настройки на резервный не более 5 s. 1.3.8. Погрешность пеленга при напряженности поля сигнала Е=1000 мкВ/м не хуже ±3º. 1.3.9. Потребляемые токи радиокомпаса: а) от бортсети постоянного тока +27 V— не более 1, 5 А. Потребление по постоянному току (кратковременно), при переключении поддиапазонов не более 2 А; б) потребление от бортсети переменного тока 115V 400 Hz не более 1 А. 1.3.10. Точность градуировки шкалы настройки пультов управления-2, 5% от номинального значения частоты. 1.3.11. Вес комплекта радиокомпаса в однопультовом варианте должен быть не более 18, 8кг.   2.РЕЖИМЫ РАБОТЫ:   Режим автоматического пеленгования – «КОМПАС»: Режим автоматического пеленгования является основным рабочим режимом радиокомпаса. В этом режиме радиокомпас, при настройке его на частоту пеленгуемой радиостанции рамка автоматически устанавливается в положение нулевого приема, а на индикаторе курса стрелка устанавливается в положение, соответствующее курсовому углу этой радиостанции.   Режим работы «РАМКА»: Аппарат работает кА слуховой двухзначный радиопеленгатор, и при установке рамки с помощью переключателя ручного вращения на пульте управления в положение минимальной слышимости сигнала, стрелка индикатора курса указывает курсовой угол на радиостанцию или угол, отличный от него на 180º (обратный пеленг).   Режим работы «АНТЕННА»: В этом режиме работы радиокомпас может использоваться как обычный средневолновый связной приемник.   В указанных выше режимах радиокомпас позволяет прослушивать сигнлы станций, работающих как модулированными, так и немодулированными колебаниями. 3. СОСТАВ РАДИОКОМПАСА АРК-9 ( см. рис. 46 ниже). Индикаторы курсовых углов типа УГР-4УК, на которые работает выходная часть радиокомпаса, входят в комплект курсовой системы ГМК-1А. Ненаправленная антенна изготовлена заводом-изготовителем внутри обтекателя рамочной антенны. Литер у радиокомпаса АРК-9 отсутствует.   4. РАЗМЕЩЕНИЕ БЛОКОВ РАДИОКОМПАСА АРК-9 НА ВЕРТОЛЕТЕ:   - радиоприемник установлен в кабине экипажа на правой этажерке (см. рис. 47); - пульт дистанционного управления установлен на правой панели электропульта (см. рис. 30); - дистанционный переключатель волн (ДПВ) установлен на правой панели электропульта; - блок направленной антенны и антенный усилитель установлены в специальной чаше под полом грузовойкабины между шпангоутами № 5 и 6 (см. рис. 49). - блок питания установлен в кабине экипажа на правой этажерке над приемником АРК-9; В обшивке фюзеляжа под рамкой сделан вырез, закрытый обтекателем из радиопрозрачного материала. Для осмотра рамки в полу грузовой кабины выполнен лючок, закрытый крышкой. Индикаторами курсовых углов пеленгуемых радиостанций служат совмещенные указатели типа УГР-4УК, расположенные на левой и правой приборных досках летчиков; Для распределения одноименных проводов по блокам радиокомпаса применены две клеммные колодки типа НУ-7200-27-12, расположенные под полом кабины экипажа. 5. НЕНАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА РАДИОКОМПАСА АРК-9: Ненаправленная антенна (рис. 1 ниже) конструктивно представляет собой Рис. 1 Ненаправленная антенна АРК-9: 1.- Обтекатель; 2.-Антенна; 3.-Отверстие для слива; 4.-Наконечник; 5.-Винт; 6.-Резиновый пистон; 7.-Антенный вывод.   единое целое с обтекателем рамочной антенны радиокомпаса и состоит из блистера-обтекателя 1, выклеенного из стеклоткани, собственно антенны 2 из луженой медной фольги, вклеенной в материал обтекателя. Антенный вывод 7 выполнен из провода марки БПВЛ со стандартным наконечником 4 под винт 5 для крепления к антенне. Вывод выведен наружу у основания обтекателя справа по полету и проходит через резиновый пистон 6 в нижней части фюзеляжа. Второй конец антенного вывода присоединяется к входной клемме антенного согласующего устройства. Крепление обтекателя антенны к фюзеляжу произведено винтами на герметике ВИТЭФ-1. По центру обтекателя имеется отверстие 3 для слива влаги.   6. ПИТАНИЕ РАДИОКОМПАСА АРК-9: Питание радиокомпаса АРК-9 осуществляется постоянным током напряжением 27 V и переменным током напряжением 115 V 400 Hz. Питание радиокомпаса постоянным током производится от аккумуляторной шины через автомат защиты сети КОМПАС СВ (2/23), расположенный на правой панели АЗС электропульта. При. включении автомата зищиты сети КОМПАС СВ напряжение + 27 V через контакт 12 разъема (Ш-10А) пульта управления поступает на контакты 2, 3, 4 платы Б переключателя режимов работы (ВЗ-5). Питание переменным током производится от шины «1-400 Hz 115V ШИНА ПО-500» через предохранитель ПМ-2 АРК-9 (1/23), расположенный в щитке предохранителей. При наличии напряжения на шине оно подается на контакт 9 разъема (Ш-10А) пульта управления и далее — на контакты 2. 3, 4, платы А. Питание красного подсвета от аккумуляторной шины через предохранитель (54/43), реостат РСКС-50 (55/ 13) группы П, расположенный на правой боковой панели электропульта, подается на контакт 32 разъема (Ш-10А) пульта управления и далее, через плату Е переключателя режимов работы -на лампы подсвета (ЛН-3-3, ЛН-3-4).
 
 

 

 
   
       
   
 

 

 
 

 

 
 

Проверка работоспособности радиокомпаса АРК-9 в полном объеме: (см. рисунок) ВНИМАНИЕ: Настройка АРК – 9 должна производиться только по индикатору настройки на пульте управления. Максимальная слышимость позывных сигналов радиостанций не является показателем правильности настройки АРК – 9.   1. Установите переключатели 13 рода работы на абонентских аппаратах СПУ летчиков в положение РК1, а переключатели 14 СПУ-РАДИО в положение РАДИО. 2. Включите автоматы защиты сети 1 АРК-9 и СПУ на правой панели АЗС электропульта. 3. Установите переключатель 8 на блоке ДПВ в положение «Д». На ДПВ должна загореться лампа «Д», а на ПУ – лампа ОСН. 4. Переведите переключатель 5 режимов работ на ПУ АРК – 9 в положение АНТ. Должны загореться лампы подсвета шкал, что свидетельствует об исправности цепей подачи напряжения 27В. 5. С помощью реборды переключателя 9 СОТЕН КГЦ и ручки ДЕСЯТКОВ КГЦ переключателя НАСТРОЙКА, ОСНОВНОЙ настройте компас на заданную частоту ручкой 10 ШВРС (или приводной радиостанции) в первом поддиапазоне (150..300кГц). Отклонение стрелки индикатора 4 настройки при максимальном вводе ручки 7 ГРОМКОСТЬ должно быть на 5 делений шкалы, а в телефонах должна прослушиваться передача радиостанции. 6. Поставьте переключатель 5 режимов работы в положение КОМП. Стрелка индикатора курса УГР – 4УК должна занять положение соответствующее пеленгу радиостанции (отсчет ведется по шкале КУРС РП). Примечание: Из-за низкого расположения антенны, стрелка индиктора при стоянке вертолета на земле может указывать пеленг с ошибкой на 180º или любой другой пеленг.   7.Переключателем НАСТРОЙКА, ОСНОВНОЙ настройте компас последовательно на частоты ШВРС (или приводной радиостанции) во втором (300..520кГц), в третьем (600..890кГц), в четвертом (900..1300кГц), причем каждый раз после новой перестройки выполняйте операции по пункту 6. 8. Убедитесь в работе переключателя 2 ТЛФ – ТЛГ по появлению в телефонах тона звуковой частоты 800 Гц в режиме ТЛГ и исчезновению его в режиме ТЛФ. 9. Проверьте действие регулятора громкости на ПУ, для чего, вращая ручку 7 ГРОМК, убедитесь в нормальной работе по изменению громкости сигнала в телефонах в режимах КОМП., АНТ. и РАМ. и кроме того, по изменению показаний индикатора 4 настройки, в режимах АНТ. И РАМКА. 10. Проверьте работу компаса в режиме РАМКА, для чего нажмите переключатель на пульте управления Л – РАМКА – П вправо, а потом влево. Стрелка указателя УГР-4УК должна вначале поворачиваться по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки.   11.Выполните операции по пунктам 5…8, перестраивая радиокомпас переключателем НАСТРОЙКА, РЕЗЕРВНЫЙ (переключатель Д-Б на блоке ДПВ ставится в положение Б). Проверка и регулировка «Глубины модуляции»:   1. В процессе эксплуатации и после проведения регламентных работ глубина модуляции сигнала может измениться вследствие разброса действующих высот ненаправленной и рамочной антенн. При значительном отклонении глубины модуляции сигнала от оптимальной наблюдаются сильные колебания стрелки указателя курса в положении пеленга (перемодуляция сигнала) или " мертвый угол" при подходе стрелки указателя курса слева и справа к положению пеленга, а также недостаточная скорость возврата стрелки указателя курса (недостаточная модуляция сигнала).   2. При наличии указанных ненормальностей в работе радиокомпаса во время проверки работоспособности следует провести проверку глу5ины модуляции по следующей методике: – установить регулятор " Глуб.мод." на передней панели приемника в крайнее правое положение; – переключатели на антенном усилителе установить в положение 0, 15-0, 3; – настроиться на мощную станцию (в положении переключателя рода работ " Антенна") и заметить показание индикатора настройки. Оно при достаточно мощной станции будет не менее 5 делений, при максимально введенной громкости. Частота радиостанции должна находиться на среднем участке П или Ш поддиапазонов. – уменьшать громкость ручкой на пульте управления (в режиме " Антенна") до тех пор, пока показание стрелки индикатора не станет равным 1 делению; – поставить переключатель рода работ в положение " Рамка" и, поворачивая рамку с помощью переключателя ручного вращения «Л-П», найти положение, соответствующее максимальному отклонению стрелки индикатора настройки. Записать показание стрелки индикатора.   3. Если показания стрелки в положениях " Антенна" и " Рамка" различны, следует путем изменения положения переключателей на антенном усилителе добиться, чтобы они с тали одинаковыми. Показания стрелки в режимах " Антенна" и " Рамка" на крайних частотах каждого поддиапазона не должны отличаться больше чем на 2 деления шкалы индикатора настройки.   4. Если при помощи изменения положения переключателей антенного усилителя не удается получить одинаковых сигналов в режимах " Антенна" и " Рамка", необходимо при помощи регулятора " Глуб.мод." несколько уменьшить сигнал по рамочному каналу.   Примечание: 1.При проведении подрегулировки глубины модуляции вблизи антенн не должно быть посторонних металлических предметов (приспособлений для буксировки вертолета, стремянок, тележек и т.д.), т.к. эти предметы вызывают значительные ошибки в установке глубины модуляции.   2. В случае, если после наземной подрегулировки будут наблюдаться сильные колебания стрелки в полете, окончательную подрегулировку производить в воздухе.       Проверка правильности установки регулятора «Отзывчивость»: 1. После установки регулятора «Глуб.мод.» и переключателей на антенном усилителе следуем настроиться на приводную радиостанцию, удаленную на 120-150 км, проверить скорость возврата стрелки индикатора курса в положение пеленга при отведении стрелки от положения пеленга на 160° и колебания стрелки около положения пеленга. 2. Если колебания велики (более +5°) и существует запас по скорости (скорость более 35° в секунду), необходимо увеличить демпфирование управляющей схемы, повернув регулятор «Отзывчивость», расположенный на передней панели приемника, по часовой стрелке до получения колебаний менее +5°. 3. После установки регулятора проверить скорость возврата стрелки в положение пеленга.   Регулировка регулятора «Усиление приемника»: 1. Основная установка положения регулятора производится при регулировке на заводе изготовителе, но после замены приемника в эксплуатации может появиться необходимость дополнительной регулировки. 2. При правильном положении регулятора «Усил. прием.» уровень собственных шумов в режиме " Антенна" (ручка «Громость» на пульте управления в положении максимальных шумов) по выходному прибору ВЗ-10А /ИВ-4/, включенному параллельно телефонам, на самой малой шумящей точке диапазона должен быть в пределах 15-20 вольт (при закороченном на корпус входе антенного усилителя). 3.Если напряжение на малошумящей точке больше 20В, то его можно подрегулировать регулятором «Усил.прием.». 4.Определение уровня собственных шумов приемника необходимо производить от аэродромного источника питания с обязательным включением буферных аккумуляторов. При этом все оборудование вертолета не имеющее отношения к работе радиокомпаса, должно быть отключено.   Устранение радиодевиации АРК-9:   1. Устранение установочной ошибки:   а) Установить вертолет на площадку и развернуть его по магнитному компасу на курс, равный магнитному пеленгу радиостанции. б) Пеленгованием вертолета «в хвост» с помощью девиационного пеленга установить вертолет на магнитный курс, равный магнитному пеленгу радиокомпаса /МПР/. в) Если ошибка радиокомпаса /ОРК/ не равна нулю, рамка имеет установочную ошибку: корпус рамки повернуть относительно вертикальной оси вертолета. Устранение установочной ошибки производится разворотом корпуса рамки до получения значения ОРК, равного нулю. После разворота корпуса рамки необходимо снова проверить установочную ошибку.   2.Списание радиодевиации: а) После устранения установочной ошибки можно производить списание радиодевиации, устанавливая вертолет на ОРК, равные 15; 30°; 45 и т.д. и записывая показания индикатора курса. б) Полученные данные заносятся в таблицу, после чего определяется поправка на радиодевиацию Δ Р и строится график поправок зависимости Δ Р от ОРК, как показано на рисунке. в) Отсчет курсовых углов необходимо производить относительно шкал магнитного компаса. Для этого предварительно поворотом вертолета следует совместить нуль шкалы магнитного компаса с нулевым индексом на неподвижной шкале прибора УГР-4УК и затем выключить магнитный компас.   3.Компенсация радиодевиации: а) При компенсации радиодевиации во избежание поломок рамочной антенны и ее механизма необходимо учесть следующее: – вращать винты компенсации только после совмещения нулевой риски шкалы поправок рамки с оцифрованной риской неподвижной шкалы рамки /0°; 15°; 30°; 45° и т.д./. При этом вращать только тот винт, который находится против нулевой риски шкалы поправок; б) нельзя вращать регулировочный винт больше, чем на 3-4º поворота стрелки указателя. Несоблюдение этого правила приводит к излому лекала, так как при вращении регулировочных винтов на величину, большую, чем это требуется для поворота стрелки указателя на 3-4°, пружина лекала сильно изгибается, надламывается и может сорвать скобы у соседних винтов. Поэтому регулировку компенсатора необходимо производить не сразу, а в несколько приемов, для чего кривую радиодевиации следует заменить, в зависимости от максимального значения радиодевиации, последовательно приближающимися к ней кривыми I, П, и Ш /см. рисунок/, по которым и Рис.: График радиодевиации   производят последовательную регулировку компенсатора сначала по первой кривой, затем по второй и т.д.; – строго соблюдать следующую последовательность подвинчивания винтов при регулировке: 345°-15°; 330°-30°; 315°-45°; 300°-60° и т.д. Если производить компенсацию, не придерживаясь указанной последовательности, и подвинчивать регулировочные винты в порядке 0°, 15°, 30° и т.д., то лекало, вдавливаясь к центру на одном участке, будет распирать соседние участки, в результате чего с винтов могут сорваться скобы или произойдет поломка лекала. б) При регулировке необходимо соблюдать следующий порядок: – установить нулевое деление шкалы поправок против деления 345° на шкале азимутов и вращением регулировочного винта против этого деления установить стрелку на шкале поправок на угол, соответствующей величине и знаку Δ Р по кривой І (см. рис.). Примечание: Δ Р с положительным знаком откладывается в ту сторону от нулевого деления шкалы поправок, в которую увеличивается число градусов по шкале азимутов, а Δ Р – с отрицательным знаком - в обратную сторону; – тем же способом отрегулировать поправки для остальных 23 курсовых углов, соблюдая указанную последовательность /345° - 15°; 330° - 30° устанавливая нулевое деление сигнала поправок против обозначенных цифрами делений шкалы азимутов. в) Аналогично произвести компенсацию по кривым П и Ш, соблюдая ту же последовательность вращения регулировочных винтов.   г) Произвести окончательную компенсацию согласно кривой ІV, для чего подводить последовательно нулевое деление шкалы поправок к делениям 345° - 15°; 330°-30°; 315°-45° и т.д. шкалы азимутов вращением регулировочных винтов /соответствующих этим азимутам/ и устанавливать стрелку на шкале поправок на угол, соответствующий величине и знаку Δ Р по кривой ІV радиодевиации. д) Произвести проверку регулировки компенсатора. Для этого установить рамку нулевой риской шкалы поправок последовательно на азимуты 0; 15; 30° и т.д. и проверить соответствие показаний стрелки указателя графику списанной радиодевиации. В случае необходимости произвести подрегулировку. Если при этой проверке обнаруживается, что стрелка указателя курса при повороте рамки на отдельных курсовых углах идет рывками, это свидетельствует об изломе лекала компенсатора или об ослаблении пружины, прижимающей поводок к лекалу. После введения в рамку компенсации радиодевиации на отдельных курсовых углах в режимах " Антенна" и " Рамка" /при отсутствии напряжений в обмотках мотора вращения рамки/ может появиться самопроизвольное вращение рамки /в пределах до 40°/. Это явление связано со скольжением ролика механизма компенсации по полотну лекала за счет давления спиральной пружины. В режиме " Компас" при появлении управляющих напряже­ний в обмотках вращения рамки явление самопроизвольного вращения отсутствует. Примечание: 1. После введения компенсации радиодевиации может появиться неравномерность хода стрелки индикатора, на некоторых углах, что является дефектом. 2. Наличие рывков в движении стрелки недопустимо.     РИС. Расположение входящих блоков на шасси приемника.    

 

Проверка на вертолете радиокомпаса АРК-9 с помощью ИРК-2:
 
 

Рис. Общий вид ИРК-2 со стороны лицевой панели.

 

1. Подготовка к работе:

 

Разместить прибор ИРК-2 в кабине летчиков.

 
 

- Установить курсозадатчик при помощи присосок на блистере рамки АРК-9 согласно рис. 20.

Рис. 20 Крепление курсозадатчика при помощи присосок к блистеру рамки АРК-9.

 

К петлям основания прибора при помощи карабинчиков подсоединяются ремни, на концах которых находятся резиновые присоски. Длина ремня может регулироваться при помощи пряжек. В нижней части курсозадатчика имеется наклеенная кольцеобразная прокладка из губчатой резины. На основании курсозадатчика нанесены риски для совмещения их с осевыми линиями обтекателя.

- Кабель питания прибора ИРК-2 подключить к.бортсети 27 В или к другому источнику постоянного тока напряжением 27 В±10%.

- Проверить напряжение бортсети, для чего переключатель рода работ В-4 измерительного прибора ИРК-2 поставить в положение «+V», а переключатель В-3 в положение «100» и нажать кнопку «Контроль бортсети» и на шкале измерительного прибора отсчитать величину напряжения бортсети постоянного тока, которое должно быть в пределах 27 В± 10% (+24, 3 и +29, 7 В) (проверяется также правильность полярности подсоединения).

- Тумблер В-1 поставить в положение «ВКЛ.», при этом на приборе должна загорется сигнальная лампочка;

- Проверить работу местного генератора, для чего переключатель В-3 поставить в положение «Контроль несущей». При проверке генератора с плавным диапазоном – ручку «Установка несущей» поставить в крайнее левое положение, переключатель В-5 последовательно поставить в положение «І» и «ІІ». После каждого фиксированного положения переключателя В-5 поварачивая ручку «Установка несущей» вправо, установить стрелку измерителя на отметке «К», нанесенную на шкале прибора.

- К антенному выходу ИРК-2 подсоединяется кабель с эквивалентом антенны (см. рис. 24 ниже), концы эквивалента антенны подсоединяются на вход антенного усилителя АРК-9.

- Поставить тумблеры «действующих высот антенн» на антенном усилителе В-6 и В-7 в положение, соответствующее действующей высоте антенны, данного радиокомпаса.

- Курсозадатчик кабелем рамки соеденить с прибором ИРК-2 (в соответствии с маркировкой на фишках кабеля и на передней панели прибора).

Блок – схема подсоединения прибора ИРК-2 приведена на рис. 25.

 


Рис. 24 Эквивалент антенны (в эквиваленте антенны имеются две емкости: 51пФ и

20 пФ).

 


Рис. 25 Блок – схема подсоединения прибора ИРК-2 для определения чувствительности радиокомпаса АРК-9.

2. Проверка чувствительности приемника радиокомпаса АРК-9:

 

1. Концы с наконечниками переходной колодки СПУ подключить к клеммам «Измерение» на передней панели ИРК-2. К гнездам переходной колодки подключить шлемофон.

2. Проверка чувствительности приемника производится на двух крайних точках каждого поддиапазона в режиме «Ант.» — «ТЛГ» при фиксированных напряжениях сигнала ИРК-2 (f= 150 - 1300 кГц).

3. Положение переключателя В-2 на 10 мкВ, переключателей В-6 и В-7 — на

0, 25 мкВ.

4. Ручкой «Установка несущей» откалибровать амплитуду выхода генератора, поставив стрелку измерительного прибора на отметку «К».

5. Поставить переключатель рода работ В-4 в положение «~ V». Переключатель пределов измерений В-3 установить в крайнее правое положение. Переключатель рода работ на пульте управления АРК-9 установить в положение «Антенна», тумблер «ТЛФ—ТЛГ» — в положение «ТЛГ».

6. Установить ручкой «Частота» выбранную частоту проверки (150 кГц).

 

Примечание: Проверку чувствительности приемника АРК-9 производите на двух крайних точках каждого поддиапазона при фиксированных напряжениях ИРК-2 (I поддиапазон - 150 и 300 kHz; II поддиапазон — 300 и 600 kHz; III поддиапазон — 600 и 900 kHz; IV поддиапазон — 900 и 1300 kHz).

 

7. Настроить приемник АРК-9 на частоту генератора ИРК-2 – 150 кГц по максимальному отклонению стрелки индикатора прибора (пульта управления АРК-9).

8. В случае невозможности размещения прибора ИРК-2 вблизи щитка управления радиокомпаса ручкой «Настройка» на пульте управления АРК-9 установить проверяемую частоту, подстройку вести ручкой «Частота» прибора ИРК-2.

9. Установить требуемый уровень шумов приемника, для этого:

а) закоротить клеммы «А» и «3» радиокомпаса между собой;

б) поставить переключатель пределов измерений В-3 на ИРК-2 в положение «10»;

в) вращая регулятор громкости на пульте управления АРК-9, установить по измерительному прибору ИРK-2 уровень шумов приемника 10 В;

г) раскоротить клеммы «А».и «3» радиокомпаса;

д) переключатель пределов В-3 на ИРК-2 поставить в положение «100»;

е) снять показание измерительного прибора ИРК-2.

Величина выходного напряжения радиокомпаса APK-9 должна быть не менее 15 В (на шкале измерительного прибора ИРК-2 это значение напряжения отмечено буквой «С»).

10. Повторите работы, указанные в пп. 6, 7, 8, 9 на других проверяемых частотах.

 

3. Проверка предельной чувствительности по приводу приемника радиокомпаса АРК-9:

 

1. Переключатель В-2 установить по приводу на 50 мкВ, переключатель В-6 и В-7—на 0, 25 мкВ частотой 150—1300 кГц.

Расстояние курсозадатчика от рамки 50—80 мм. Установить ручкой «Частота» выбранную частоту проверки. Переключатель рода работ установить в положение «Компас». Ручкой настройки на пуль






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.