Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексические нормы






ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Пользуясь «Орфоэпическим словарем» определите: [э] или [о] произносится в следующих словах на месте буквы Е.

 

Афера, бытие, гололед, двоеженец, двоеженство, забредший, захребетник, зев, иноплеменный, искрометный, леска, наемник, нареченный, никчемный, новорожденный, одноименный, опека, оседлый, острие, перекресток, перенесенный, подоплека, презренный, принесший, склеп, совершенная (красота), современный, хребет.

Упражнение 2. Твердо или мягко произносятся согласные перед Е в заимствованных словах?

Адекватный, анестезия, бассейн, берет, бизнес, бутерброд, генезис, декадент, декан, деликатес, диспансер, идентичный, индекс, интервью, кларнет, кредо, менеджер, мистер, музей, панель, патент, пастель, пионер, пресса, претензия, ремарка, свитер, сейф, сенат, сервис, сессия, синтез, сонет, стенд, стратегия, темп, температура, теннис, тенор, тент, терапия, термос, термин, террор, тест, фанера, фонетика, шинель, шоссе, экспресс, эссенция, эффект.

Упражнение 3 Возможны ли варианты произношения сочетания букв чн в данных словах?

Беспорядочный, булочная, гречневый, горничная, горчичник, двоечник, конечно, копеечный, коричневый, лавочник, лоточник, молочница, молочный, нарочно, очечник, подсвечник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, скворечник, скучно, сливочный, яичница, ячневая; Ильинична, Фоминична, Никитична, Кузьминична.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Упражнение 4. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

 

1.Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2.Ученый стоял у источников ракетостроения.

3.Меня привлекают ранние романические произведения А.С. Пушкина.

4.Главное для писателя – душевный мир человека.

5.Он давно играл заглавную роль в «Преступлении и наказании».

6.Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

7. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

8. Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом.

9. И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз.

10. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести.

11. Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме.

12. Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева.

13. Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться.

Упражнение 5. Составьте все возможные сочетания, используя слова из первого и второго столбиков:

 

  принять, предпринять исследование, решение
  повысить, усилить внимание, интерес
  исправить, устранить ошибку, недочет
  основать, обосновать теорема, теория
  выборный, выборочный должность, проверка
  демократический – демократичный поступок, лагерь
  командированный – командировочный специалист, расходы
  представительный – представительский наружность, орган, расходы
  единый, один момент, миг
  истинный, настоящий, подлинный, заправский друг, человек, документ, охотник
  исправить, устранить недостатки, ошибки
  обнаружить, открыть закон, закономерность
  осуществить, выполнить программу, работу
  обосновать, доказать теорему, теорию
  повысить, усилить внимание, интерес

 

Упражнение 5. Исправьте ошибки в употреблении иностранных слов:

1. Женщина без детей – это артефакт.

2. Все ледовые фигуры конкретно растаяли.

3. В наших лесах доминирует сосна.

4. Ученики 8 «А» не пошли в поход, потому что не было кворума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.