Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НА ПРОЧНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ




При расчете коробки передач расчетный момент определяется по максимальному крутящему моменту двигателя. Расчет зубчатых колес производится на прочность – по напряжениям изгиба зубьев и на долговечность – по контактным напряжениям.

Напряжение изгиба , Па, рассчитывают по формуле

, (2.1)

где Р – окружное усилие, Н; y – коэффициент формы зуба.

Окружное усилие Р, Н, рассчитывают по формуле

, (2.2)

где – передаточное число до рассчитываемого зубчатого колеса; r – радиус начальной окружности зубчатого колеса, м.


Таблица 1.3 – Параметры зубчатых колес механических ступенчатых коробок передач

Шестерни передачи , мм , мм , мм , º
ЗАЗ-968
Первой Второй Третьей Четвертой 72,88 13,0 14,0 14,0 15,0 2,75 2,50 2,50 2,50
ВАЗ-2101
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 68,00 16,0 15,5 15,0 16,0 2,50
ГАЗ-24
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 77,00 15,5 17,5 16,5 16,5 2,75 3,00 3,00 2,75 34º22'31'' 29º8'42'' 29º8'42'' 34º22'31''
ГАЗ-53А
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 110,63 20,0 24,0 20,0 22,0 3,50 4,25 3,50 3,50 23º26'5'' 23º26'5'' 23º26'5''

 

 

Продолжение табл. 1.3

ЗИЛ-130
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Четвертой 123,25 25,0 30,0 29,0 28,0 26,0 3,50 4,25 3,50 3,50 3,50 24º40'15'' 24º40'15'' 24º40'15'' 24º40'15''
ЯМЗ-238А
Привода промежуточного вала Первая Второй Четвертой 165,75 35,0 37,0 32,0 32,0 4,50 4,50 4,50 4,50 26º22'20'' 23º30'
ЯМЗ-236Н
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Пятой 165,75 25,0 32,0 32,0 32,0 32,0 4,50 4,25 4,25 4,25 4,25 26º22'20''
КамАЗ, тип 15
Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Четвертой 160,00 31,5 38,0 33,5 31,0 30,0 4,25 5,00 4,50 4,50 4,50 19º31'
                   

Коэффициент формы зуба у, приближенно определяют по формуле



. (2.3)

Допустимые напряжения изгиба зубьев приведены в таблице 2.1 [2].

 

Таблица 2.1 – Допустимые напряжения изгиба зубьев, МПа

Передача Легковые автомобили Грузовые автомобили
Первая, задний ход 350 ¸ 400 500 ¸ 900
Высшие передачи 180 ¸ 350 150 ¸ 400

В основу расчета по контактным напряжениям положена зависимость Беляева-Герца для наибольших нормальных напряжений в зоне контакта, возникающих при сжатии двух цилиндров.

Контактные напряжения , Па, определяют по формуле

, (2.4)

где Е - модуль упругости 1-го рода, Па; a – угол зацепления шестерен, град; , – радиусы начальных окружностей шестерен в паре, м; "+" – для внутреннего зацепления; "–" – для внешнего зацепления.

Модуль упругости 1-го рода – Е = 2·105 МПа [4].

Угол зацепления шестерен – a = 20° [5].

Допустимые напряжения сжатия приведены в таблице 2.2 [2].

 

Таблица 2.2 – Допустимые напряжения сжатия, МПа

Передача Легковые автомобили и грузовые малой грузоподъемности Грузовые автомобили
Первая, задний ход 1500 ¸ 2000 3000 ¸ 4000
Высшие передачи 1000 ¸ 1400 2000 ¸ 2800

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал