Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебник включал 2 части и 3 раздела.






1. раздел: ископаемые царства (описание земель, камней, и тд. – неживой природы).

2. раздел: «прозебаемое царство» (стр, жизнедеятельность растений и описание отдельных видов растений).

Отходит от классификации Линнея, а по их значению для человека: цветки (садовые и дикорастущие); огородная зелень; невяная зелень (культ. злаки), огородная зелень; невяная зелень + краткие сведения о других растениях: мхи, папоротники, лишайники и грибы

3..Животное царство (анатомия и физиология, описание важнейших животных, отдельных групп животных) – опять же по Линнею.

а) Копытные, б) Ластные, в) Ноготные звери

В учебнике соблюдены принципы типичности: виды и животные типичны для каждой группы+те, что встречаются на территории России.

Зуев подбирает для школ научно-достоверный материал и он сумел избежать голой систематики.

Заслуги Зуева: -предложил восходящий принцип изучения материала /установка на придание значения постепенному усложнению тел природы – предпосылка эволюционного миропонимания/; -методически и педагогически обработал материал, учитывая следующие факторы: уровень развития естественных наук; цели и задачи школьного ЕН образования; возрастные особенности учащихся /приведенные факторы актуальны до сих пор! /; -научно объяснял разнообразие растений различиями почвенно-климатических условий; использовал единый план описания животных; -поместил человека среди животного царства.

Учебник Зуева - первое методическое сочинение в нём имеется ряд указаний для учителей.

1. преподавателю рекомендуется наглядно оборудовать школьный кабинет.

2. Преимущество натуральной наглядности над изобразительной.

3. Организация преподавания путём живого собеседования учеников с учителем.

4. Необходимость закрепления знаний путём повторения.

Он же разрабатывает атлас стенных таблиц «фигуры по естественной истории» (только по зоологии). (исп с 1786 по 1820 гг)

Период с 1786-1806 – Зуевский.

Основные черты:

1. Сильно выражен утилитарный характер преподавания.

2. Преимущественный интерес к местному природному материалу.

3. Тематический (не систематический) порядок.

4. Наглядность.

Содержание не было направлено на развитие мышления; образовательное значение естественных наук понималось в утилитарном смысле; изучение имело описательный характер.

Школа того времени была «спущена сверху» и при этом плохо финансировалась, поэтому не реализовала свой потенциал.


21. Особенности отечественной методики преподавания естествознания в первой половине 19 века. Биологическое направление в школьном естественнонаучном образовании во второй половине 19 века.

1ая половина 19 века – утилитарно-описательный, систематический период.

8 сент. 1802г. Первые годы правления Ал-дра 1, манифест об учреждении нового Мин-ва Образования. Оно разраб. новую систему народного образования: 4 ступени – 1клас. приходское училище, 2клас. уездное училище, 4клас. губернская гимназия, университет.

5 ноября 1804 г. Новый школьный устав. Естествознание вводится в уездные училища и гимназии. В уезд. уч. на преп-е естествознания и нач.к. физики отводилось 3 часа в неделю во втором классе. Гимназии – ест. история со 2 по 4 кл по 4 часа в нед, в 3 кл с основами с/х, в 4 кл во взаимосвязи с «технологией и наукой о торговле».

Отменяются телесные наказания, открывается доступ к образ-ю людям всех сословий.

1812 г. Отеч. Война. После нее гимназии стан-ся 7летними, привилегированными учеб. завед-ями. Курс естествознания в них сокращается вдвое.

А.М. Теряев (1767-1827) 1809 г. учебник по ботанике «Нач. основание ботанич. философии». Счит., что главное в науке – изуч-е ее терминологии. Уч-к Теряева – перевод Линнея без педагогич. обработки (напр., 139 форм листовой пластинки). Формы описания: на словах, с мал. кол-вом рисунков. Теряев ратует за наглядность в образ-и. Создает экспедицию, цель кот. – снабжать нагляд. пособиями гимназии.

1821 г. И.И. Мартынов «Три ботаники» рассм. 3 системы растит мира – сист. Линнея (осн. на числе тычинок и пестиков в цветке), сист. Турнефора (на форме венчика) и сист. Жусъе (на совокупности всех наружных признаков растений).

Естествознание приобретает узкий систематич. хар-р.

1828 г. Устав исключает ест-е из учеб планов (недоверие Николая 1 к наукам). После восст-я декабристов император обращает вним-е на школу и лит-ру.

1828 г. Реформа. Школа стала еще более сословной, ест-е искл-ся.

1839 г. в реальных училищах, а затем (в 1848) и в кадет. корпусах снова вводится в сод-е образ-я.

1852 г. Реформа – не изуч классич лит-ру, антич мифологию; 14 мая – исключ греч язык, вместо него вв ест-е, т.к. оно должно указ на «премудрость Божью» - всего 12 уроков.

1853 г. И.И. Шаховской – уч-к «Крат. ботаника» гимназич курс, 450 с (морфол-я и сист-ка, опис. 27 сем-в раст-й). Латин, фр, нем, польские названия.

3 задачи уч-ка: религ-нравств, лингвистич, историко-патриотич воспитание.

1853 г. «Руков-во по зоологии» Юлиан-Марцел Ив. Симашко, 648 стр (400 сем-в и 2 тыс родов ж-ных)

1852 г. «Руков-во по минералогии» Э. Гофман.

Систематич. напр-е

Искл-е – военные учеб заведения, там другие программы и уч-ки

1848 г. И.Даль «Ботаника. Учеб руков-во для военных учеб завед-й» - в нем опис. строение органов раст-й, их ф-ции и распр-е их на планете.

2ая половина 19 века.

60е гг. Новая реформа, связ с невозм-тью изуч-я множ-ва предметов, поэтому появляются классич гимназии (гуманитар.) и реальные гимназии (блок ест-науч дисциплин).

В муж гимназиях ест-е изуч в 1-3 кл по 2ч/нед. В реальных училищах и кадет корпусах 5 ч/нед на всем протяжении обуч-я.

А.Г. Любен – 1 из основателей м-ки преп-я ест-я, т.к. впервые примен к материалу ест-я дидактич принципы, развитые в трудах известных педагогов.

Осн. пол-я метода Любен а:

-Нач. с природы Ролины и заканч природой отдаленных стран; - наблюдать прежде всего такие тела природы, кот выделяются по наруж виду и др признакам; - начало положить на тех телах прир, кот наиболее доступны детям; - нач с набл-я отд тел природы и науч детей отыскивать в них общее; - показ ученику как можно больше тел прир и предостав ему самому наблюдать, описывать и систематизировать; - чаще возобновлять приобретенные знания.

Осн. цель биологич. науки 19 в. – построение системы растит. и животного мира.

Д.С. Михайлов (посл-ль Любена) 1862 г. «Подготовит. курс зоологии» уч-к.

1869 г. К.К. Сент-Илер – уч-к зоологии, осн на практич изучении этого курса. Практич работы – самостоят описание учениками ж-ных. Большое внимание м-ке классного демонстрирования. В кач-ве руков-ва – задания для самостоят работы уч-ся. 1ая идея об уголке живой природы. Разраб опросники по пров-ю иссл работ по набл-ю за мелкими ж-ными.

1865 г. Н.И. Раевский 1ый уч-к по ботанике на осн идей Любена.

А.И. Бекетов перев. уч-к Любена на р.я., его м-д получ офиц рекомендацию в России.

50-60е гг. 19 в. – в шк ест-и развив-ся биол напр-е. Основатель – нем педагог Ф. Юнге. Указ. на необх-ть изучения формы в связи с жизненными отправлениями, счит, что изуч-е должно проводиться путем непосредств общения уч-ся с живой природой. Предл располжить учеб материал не в систематич порядке, а по общежитиям (биоценозам).

К.Ф. Рулье – основопол-к биол напр-я в ест-и в России. Стор-к идеи эволюции орг мира, причина эвол – влияние на орг-м внеш усл-й, поэтому необх изучать эколог факторы вместо сист-ки и морфологии.

60е гг 19 в. – 1ые уч-ки в духе экологии.

А.П. Богданов «Зоология и зоологич хрестоматия» (1862 начал писать) общебиол точка зрения, данные сравнит анатомии, эмбриологии, палеонтологии, зоогеографии, оспаривал пол-я учений Ламарка и Дарвина. От простейших к высшим млекопит-м – 1 из 1ых уч-ков в восходящем порядке.

А.Я. Гердосновопол-к рос м-ки ест-я. 3 осн вопроса: 1. в чем цель изуч-я ест-я в школе (прив-е уч-ся к опр мировоззр-ю согласно совр сост-ю ест наук); 2. проблема содержания и структуры курса ест-я (предпр попытки построить весь уч курс ест-я на осн теорий ест-я; 1ч курса – неорганич мир (нач свед-я природовед-я), затем раст мир, животный мир – оба курса нач с изуч-я низших форм, затем классиф отделов, крат хар-ка кл, сем-в, крат обзор анатомии, морфол-и, сист-ки и распр-я орг-мов; затем человек, затем история Земли (изуч-е эвол теории Дарвина)) 2 уч-ка «Мир Божий» (к неорг миру) + пособие «Предметные уроки» (1ая рос част м-ка преп-я ест-я) (1883), «Уч-к зоологии» (1877), в восх пор. 3. проблемы м-ки преп-я ест-я (треб примен-я объяснит, а не излагат методов. Усл-я эфф усвоения курса ест-я – самостоят-ть доб-я знаний, прим-е актив методов практич освоения знаний, развив хар-р обучения).

Ученик должен стремиться к достиж-ю двух целей – развитию интереса к самостоят. изуч-ю прир и форм-е учащихся навыков, необх для самост работы.


22. Проблемы методики обучения биологии в период 1901-1931 г. Советский период в развитии методики обучения биологии.

Реставрация школьного ест-я

Идея мотор-ти обучения (Б.Е. Райков) – необх-ть двигат переработки знаний и координации между работой мысли, органами чувств и орг движения – при аро-и лаб и практ зан-й и при пров-и экскурсий.

1901 г. Д.Н. Кайгородов. Экскурсия - ф. обуч-я ест-ю, своя программа школьного ест-я, осн на изуч-и прир общежитий (лес, поле, сад, луг, пру, река), кажд общежитие должно изучаться в соотв-и с сезоном, от простого к сложному, осн форма обучения – экскурсия.

В.В. Половцов – тоже за экскурсии. Пособие по проведению экскурсий.

1920 г. в Москве и СПб откр спец учр-я, готовящие по пров-ю экскурсий.

Б.Е. Райков – экскурсия должна носить исслед. хар-р.

1991 г. выдвиг. исслед м. в преп-и ест-я.

1913 г. резолюция об обязат-ти практ зан-й в шк. Орг параллельно с уроками и не связ с ними.

1904 г. Половцов разраб 1ый к.м. преп-я ест-я для ВУЗов, читаемый в СПбГУ.

1907 г. 1ый уч-к по м-ке преп-я ест-я – «Основы общей м-ки ест-я»

1921 г. С.А. Павлович оборудует 1ый шк каб ест-я, в кот полностью реализуются треб-я принципа нагляд преп-я.

Идет форм-е диалектико-материалистического мировоззрения

Атеистич., трудовое воспитание

1918-20 гг. первые программы по биологии

1918 г. Шинкевич, Соловьев; в основе – эвол. подход, в стр включ эволюц учение Дарвина. Большое вним-е методам обучения.

Нач советского этапа – бурное развитие методики.

20-30е гг. Взаимосвязь обучения с производит трудом -> гос учеб совет (ГУС) создает новые программы для единой трудовой школы – прогр. ГУСа. Сод-е распред не по учеб предметам, а по 3 колонкам – природопользование, труд, общество. К-сное изучение, объед на основе стержневых тем (напр, 5 кл – связь деревни с городом, 6 кл – индустриализация СССР, 7 кл – империализм и борьба рабочего класса). Природа – сырьевая база для произв-ва. Основа – труд и изучение производств пр-сов.

1925 г. Сорохтин – уч-к по анатомии и физиологии чел. Орг-м – завод, отд органы – его машины. Раст-я – зеленые машины + продукт.

8 кл. – жизнь на Земле и физико=хим осн жизн пр-сов; 9 кл. – осн эволюц учения

Этими программами отменили уроки

Центр место в обучении – организация самостоят. работы, учащиеся должны добывать знания исслед. путем – экскурсии, работа на опыт. уч-ках, обществ-полез работа, работа по заданию науч учреждений. Закрепл-е знаний – вредна зубрежка. Наиболее прогрессив методом объявл метод проектов. Упразднение классно-уроч системы, классов, организация бригад. обучения (бригады из 10 чел совместно раб над к-то заданием, о рез-тах отчит 1 чел, кот сдает за всю бригаду).

Лаб метод на основе Дальтон-плана, самостоят овлад-е учеб материалом в ходе вып-я лаб раб. Каждая бригада получ раб кн, в кот опис зад-я для опытов и набл-й, учитель только консультир. Кажд месяц – отчет конфер. Оценки отменены.

Метод проектов (США, Коллингс) – самообучение в действии, биол – работа по животнов-ву или растениев-ву. Уч-ся сами разрабат проект к-то работы, необход сведения – из справоч лит-ры и бесед со специалистами.

Все проекты – предметные и общешкольные. Предм – «Вырастим цыплят», «Уничтожим всех сусликов с наших полей». Общешк – «Поможем выполнить промышл-финанс план материн заводу».

Проект состоит из конкр дел.

Август 1923 г. 1ый Всероссийский съезд, на кот обсужд пробл ест-историч образ-я. Резко отриц отн-е к таким программам.

1924-1929 – дискуссия между методич школой Ленинграда (Райков; против) и Моск методич школой (Всесвятский; за).

Январь 1929 г. Всерос. Конф.преп-я ест-я. Осужд идея системы построения курса.

5 сент 1931 г. Постан-е ЦК о нач и ср школе. Точно очерч круг систематизир зн. Осн ф обуч-я – урок.

После 1931 г. нач восстан-е норм школы.

Б.Е. Райков. Разработал: - опытно-исслед метод объяснения и пров-я экск в прир; - вклад в разв-е МОБ; - основопол-к общ-ва распр-я ест-науч обр-я (распр-е пед опыта и т.д.); - созд обл науки – история развития шк ест-я и м-ки его преп-я. 1960 г. – «Пути и методы натуралистич просвещения» (история ест-я); работы об осн методистах, их жизни и работе (Зуев, Герд, Половцов), книги о русских ученых-эволюционистах, обосн-е теор и практ оснащ-я каф МОБ как учеб базы для подготовки учителей. Автор уч-ка по зоологии, мн-ва пособий по организации практ зан-й и экскурсий.

1930 г. 9летняя школа хамен на фабрично-заводские 7 классов и на школу колхох молодежи.

1931 г. Эти школы реограниз в 10лет общеобразоват шк. Раб. по классно-цроч сист и предмет., в м-ке разраб 4 осн вопроса (проблемы) – сод-я биол образ-я, част м-к обуч-я биологии, форм ОБ, развития мат базы ОБ.

Сод-е шк биол образ-я:

До 1930 г фукц программы ГУСа. Далее вв изучение отд биол дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии чел, эволюцион учения; минералогия и геология. После 1931 г. Ур общебиол подг-ти снижается, т.к. искл раздел осн цитологии.! 938 г – искл-е осн генетики, 1948 – дарвинизма. На смену им включ главы из агробиологии Лысенко.

1963-64 гг. Открыв дискуссия о сод-и шк предм биологии.

1964 г. Конкурс шк программ по биологии, 2 колл-ва: Лен. шк. Полянского и Моск-Новосиб шк. Всесвятского. Побежд Полянский, эта программа до 1967-68 гг.

1965 г. К этой прогр пишется уч-к Корчагина

1969 г. уч-к общей биологии

1970 г. Публикация о перегруженности шк, углубл изучение всех дисциплин

1981 г. Усоверш прогр, переизд уч-ки

До 90х гг – авторские программы. Появл осн линии, кот мы знаем.

Осн проблемы того времени

- развитие ф обуч-я биологии. С 1931 г урок – осн ф. Нач разработка теории урока, появл печат пособия по теории пров-я урока. Нач разработка сист форм ОБ – экскурсии вх в СО и предполаг взаимосвязь с уроками. Организ внекл и внеуроч работы (диф-ция по курсам и взаимосв с уроками). В 1940е гг вых 1ые книги по организ внекл (на УОУ и в уголке жив прир). 1930-50е гг юннатское движение.

- развитие част методик ОБ. 1936 г – Всесвятский и Бучетич. 1ая м-ка преп-я ботаники. 1938 г. Верзилин (бот.)(Ленинград).! 936 г. зоология – Беляева и Кременецкий. 1938 г. – зоология Рыков (Москва). 1938 г. – анатомия чел. – Цузмер, Суворова, Чозырь. 1936 гг – анатомия чел Брунов и Зверев. 1935 г. эволюц учение Мельников, 1960е гг – Корсунская. 1931 г. в Л. откр институт усоверш-я учителей.

- развитие мат базы. С 1930х гг разраб м-ка организ уголка жив природы и УОУ. 1935 г Верзилин «Агробиол уч шк» 1956 г «М-ка работ уч-ся на пришк уч-ке» (Верзилин, Корсункая). 1960-70е гг созд комплекты учеб оборуд-я.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.