Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория развития биологических понятий в шк. курсе биологии. Способы, этапы и условия формир. и развития в процессе о.б в общеобразовательной школе






Понятие-мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существующие связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

С точки зрения логики – понятие - мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений. Включает содержание и объем.

Содержание – совокупность отраженных в нем признаков, предметов.

Объем понятия – множество элементов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему различают частные и общие.

Психолого-физиологические основы развития понятия:

1эт. Чувственное ощущение предмета и явления

2эт. Восприятие, которое отражает предмет или явление со многих сторон.

Обобщенное восприятие становится представлением.

Обобщенное представление формируется в понятие.

С точки зрения педагогики – понятие – некоторый концентрат знаний, итог познания на некотором этапе и исходный пункт, это средство дальнейшего познания.

С точки зрения методики – понятие – единица содержания биологического образования.

Подходы к развитию биопонятий:

1. индуктивный – учитель характеризует предмет, знакомит школьников с признаками, а потом дает определение понятия

2. дедуктивный - из общего положения формируется понятие частного порядка. Чаще исп.в старших классах, он предполагает формирование понятий с научного определения понятий, а потом конкретизирует.

Способы формирования понятия д.определяться в зависимости от: содержания самого понятия, подготовленности восприятию, уровня познавательных способностей, материальной базы кабинета биологии.

Этапы формирования понятий:

1) Включение понятия – происходит чувственно-конкретное восприятие предмета или явления, оно целенаправленно

2) Выявление существующих общих признаков класса наблюдаемых объектов

3) Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных свойств и признаков объекта с преднамеренным усилением внимания к изучению свойства, важного для данного исследования.

4) Определение понятий – формулировка понятий

5) Установление связи данного понятия с др.биопонятиями

6) Применение понятий в решении задач

7) Классификация понятий – обобщить знания о связи и отношениях групп уже сформированных понятий.

Ошибки в усвоении понятий: выделение несущественных признаков понятия, неполное знание существенных признаков понятия, учащиеся оперируют термином, но дать определение не могут, плохо понимают связи между понятиями, не умеют классифицировать понятия.

Классификация понятий:

По степени сложности – простые/сложные

По степени обобщенности – локальные (специальные)/ общебиологические

По специфике содержания - морфол, анатом, физиол, эколог, эволюц.

Понятие является основной единицей содержания биологического образования, результатом усвоения понятийного компонента содержания является сформированность у учащихся биопонятий.

Основной критерий эффективности биообраз.является СФОРМИРОВАННОСТЬ БИОПОНЯТИЙ.

Показатель сформированности понятий – прочность усвоения, системность понятий, глубина понятий.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.