Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды массовых мероприятий






Право на проведение массовых мероприятий гражданами в Российской Федерации является конституционным. Так, в статье 31 Конституции РФ зафиксировано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шест­вия и пикетирования».

Практика проведения данного рода мероприятий показывает, что практически любое массовое мероприятие может перерасти в групповые наруше­ния общественного порядка и массовые беспорядки. Напри­мер, в г. Москве просмотр футбольного матча Чемпионата мира по футболу между сборными командами России и Японии закончился массовыми беспорядками, и органы внутренних дел вынуждены были переходить от охраны об­щественного порядка и безопасности при проведении массо­вого мероприятия к предотвращению и ликвидации массовых беспорядков. Поэтому, безусловно, возрастают требования, предъявляемые к государственным органам, осуществляющим охрану общественного порядка при проведении массовых ме­роприятий.

Статья 5.38 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за воспрепятствование организации или про­ведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пи­кетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно за при­нуждение к участию в них, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 100 рублей; на должност­ных лиц – от 1000 рублей до 3000 рублей[2]. Кроме этого, Кодексом РФ об административных пра­вонарушениях предусматривается ответственность за наруше­ние установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования – штраф в разме­ре от 1000 рублей до 2000[3]. Порядок организации вышеназванных мероприятий за­ключается в следующем:

— в обязательном предварительном обращении (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного политического акта; подписывающие заявление долж­ны достигнуть 18-летнего возраста и выступать от имени офи­циально зарегистрированной партии, общественного движе­ния или организации;

— в получении письменного согласия соответствующего органа исполнительной власти на проведение мероприятия, указанного в заявлении;

— в случае официального мотивированного отказа соот­ветствующего органа на проведение мероприятия – в обраще­нии в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд.

Организаторами признаются лица, как уполномоченные зарегистрированными в установленном порядке партиями, об­щественными движениями и коллективами на организацию проведения того или иного мероприятия, от имени которых они обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти, так и лица, представляющие интересы организаций и учреждений, но не вступающие в официальные отношения с органами власти. Поэтому можно говорить о том, что к ответ­ственности привлекаются лица, не только проигнорировав­шие запрет на проведение массового мероприятия, но и лица, явившиеся организаторами массового мероприятия и не по­ставившие в известность органы местного самоуправления.

Часть вторая ст. 20.2 КоАП РФ говорит о том, что к адми­нистративной ответственности должны привлекаться лица, нарушившие порядок проведения массового мероприятия. К на­рушениям порядка проведения такого рода мероприятий от­носятся: несоблюдение обозначенной в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, ко­личества участников, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостное непо­виновение участниками мероприятия законным распоряжени­ям представителей органов государственной власти, а также ношение участниками мероприятия оружия и других запре­щенных предметов и веществ, которые могут быть использо­ваны в антиобщественных преступных целях.

К административной ответственности за нарушение поряд­ка проведения митингов, демонстраций, шествий и т. д. могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. При этом обязательным условием является факт игно­рирования ими неоднократных требований полиции покинуть место проведения мероприятия[4].

Ошибкой полиции является привлечение граждан к адми­нистративной ответственности за то, что они индивидуально выражают свои личные требования в общественных местах, или граждан, которые задержаны в то время, когда они идут на несанкционированное мероприятие, так как эти действия не охватываются диспозицией ст. 20.2 КоАП РФ.

В последнее время особенно часто совершаются массовые правонарушения и преступления так называемыми «фаната­ми» во время проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий. Редкий футбольный матч проходит без таких правонарушений, хотя для обеспечения общественного порядка и безопасности привлекается большое количество сил и средств полиции, в том числе ОМОН. Нормы поведения посетителей таких мероприятий регламентируются типовыми правилами, которые действуют на территории всей страны. Лица, которые не соблюдают эти правила, не допускаются на терри­торию, где проводится массовое мероприятие, при соверше­нии правонарушений – задерживаются и привлекаются к от­ветственности, а причиненный ими материальный ущерб взыс­кивается с виновных через суд в установленном законом по­рядке.

В настоящее время достаточно часто проводятся всевозмож­ные религиозно-массовые мероприятия, к которым относятся различные церковные праздники, обряды, богослужения, кре­стные ходы и т. д. Ряды верующих, благодаря пропагандистс­кой работе, постоянно пополняются. Создаются новые религи­озные организации. Среди них особую общественную опасность для окружающих представляют деструктивные секты. К таким относятся: «Аум Синрике», «Белое братство», «Церковь Муна» и другие, зомби­рующие, проповедующие сатанизм, дающие установки на ан­тиобщественное поведение, а иногда совершающие преступле­ния и террористические акты, тем самым, создавая условия для осложнения оперативной обстановки, что в свою очередь тре­бует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности[5].

Одним из основных требований, которые предъявляются к органам внутренних дел при проведении массовых мероприя­тий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их законных прав и законных интересов, поддержание надле­жащего общественного порядка, предупреждение и пресече­ние преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также выявление и привлечение виновных к от­ветственности.

Основными нормативными актами, регламентирующими порядок проведения массовых мероприятий в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, законы «О поли­ции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», при­казы МВД РФ, а также иные законодательные и подзакон­ные акты. Ответственность за совершение административных правонарушений, совершаемых при проведении массовых ме­роприятий, предусмотрена Кодексом РФ об административ­ных правонарушениях, преступлений – Уголовным кодек­сом РФ.

Современный этап нормативного регулирования организации и проведения всех видов массовых мероприятий характеризуется тем, что 19 июня 2004 года был принят федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В связи с тем, что главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при про­ведении массовых мероприятий, являются органы внутренних дел, сотрудникам этих органов необходимо четко представ­лять, что такое массовое мероприятие.

Массовое мероприятие – это совокупность действий или явлений с участием большого числа граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физичес­ких и других потребностей человека, являющихся формой реа­лизации их прав и свобод, а также формой социального обще­ния между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом[6].

Массовые мероприятия, как правило, имеют три основных признака:

а) наличие больших масс людей;

б) организованность действий;

в) наличие цели.

Все массовые мероприятия можно условно разделить на груп­пы по следующим признакам:

1) по содержанию:

— общественно-политические (собрания, митинги, улич­ные шествия, демонстрации, конференции, выборы депута­тов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.);

— культурно-зрелищные (фестивали, карнавалы, народные гулянья, концерты и др.);

— спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.);

— религиозные (похоронные процессии, религиозные праз­дники и т. п.);

2) по значимости:

— общероссийские;

— международные;

— межреспубликанские;

— местного значения;

3) по периодичности проведения:

— разовые (открытие памятников, мемориальных комп­лексов и т. д.);

— повторяющиеся (демонстрации, спортивные соревнова­ния, выборы, народные гулянья и др.);

— повседневно проводимые (посещение музеев, выставок и т. д.);

4) по месту проведения:

— в зданиях, сооружениях;

— спортивных комплексах;

— на открытой местности;

5) по способу возникновения:

— организованные;

— спонтанные (возникшие неожиданно, стихийно);

6) по возможности участия:

— общедоступные;

— ограниченные количеством участников или социальным статусом;

— допускающие наличие в зоне проведения неорганизо­ванного населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.