Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учебная программа по специальностям

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебная программа по специальностям

1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство (по направлениям)

1-17 01 05 Режиссура праздников (по направлениям);

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям)

 

Минск 2011


 

Составитель:

О.О.Грачева,, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения

 

Рецензенты:

В.Г.Игнатович, заведующий кафедрой психологии и педагогики начального образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет» им.Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

А.А.Мышковец,, доцент кафедры педагогики социокультурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент

 

Рекомендована:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 5 от 28.01.2011 г.);

президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.).

 

Ответственный за редакцию:

Ответственный за выпуск: О.О.Грачева

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание и методические особенности, преподавания общеобразовательных и профильных дисциплин. Искусство выступает одновременно как цель и средство воспитания, образования и развития студенческой молодежи. Диапазон профессий и функций, к которым готовятся студенты, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы разных видов искусств и отраслей художественной культуры. В рамках каждой из перечисленных функций можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой. Это создание и исполнение произведений искусства для различных категорий публики, руководство процессами осмысления эстетических переживаний, формирования знаний и аксиологических позиций в сфере эстетических ценностей. Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.

Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.

Основной целью преподавания профессиональной педагогики является формирование и развитие профессиональной ком­пе­тент­ности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, со­циаль­но-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональ­ной художественно-педагогической деятельности.

Задачи:

- формирование знаний о сущности, закономерностях, принципах артпедагогики, систем художественного образования и эстетического воспитания в РБ;

- развитие умений вычленения профессиональных педагогических ситуаций, педагогической ин­тер­пре­тации творческих работ учеников, стимулирование процессов профессиональной рефлексии;

- формирование важнейших компонентов педагогического мастерства артпедагога, вооружение сту­дентов концептуально-инструментальными знаниями и навыками их приме­не­ния в культуротворческой и культуроохранной деятельности артпедагога.

В результате изучения дисциплины «Профессиональная педагогика» студент должен знать:

- основные понятия и категории профессиональной педагогики искусства (артпедагогики), место артпедагогики в системе гуманитарных наук.

- основные положения современных концепций художественного образования и эстетического развития личности, педагогические способы, методы, технологии, обеспечивающие эффективность личностного и профессионального развития и самосовершентвования в сфере искусства;

- индивидуально-психологические свойства, качества и особенности художественно одаренной личности, механизмы мотивации и способы регуляции художественно-творческой деятельности;

- психолого-педагогические закономерности выявления и развития общих и специальных художественных способностей и склонностей;

- социально-психологические механизмы и этапы формирования творческого коллектива, закономерности поведения личности в творческом коллективе;

– принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач в сфере артпедагогики;

– место семейного воспитания в системе эстетического воспитания и художественного образования;

– структуру и особенности функционирования национальной системы художественного образования и эстетического воспитания;

– мировые тенденции развития художественного образования;

уметь:

- пользоваться приемами организации продуктивного межличностного и группового профессионального общения;

- отбирать и использовать методы системного и сравнительного анализа педагогических ситуаций;

- пользоваться методами выявления индивидуально-психологических и личностных особенностей людей разных возрастов, пола, характера и степени одаренности и продуктивного гуманного включения их в эстетическую деятельность;

- профессионально взаимодействовать с родителями и членами семей учащихся системы художественного образования;

- учиться, повышать педагогическую квалификацию в течение всей профессио­нальной деятельности.

Рекомендуются к использованию в ходе преподавания дисциплины сле­дую­щие методы:

- технология учебно-исследовательской деятельности, опирающаяся на рационально-логические и ассоциативно-образные способы освоения материала;

- проектные технологии (подготовка презентаций по отдельным вопросам, защита проектов по педагогическому обеспечению художественно-твор­ческой деятельности);

- интерактивные методы обучения (использование техник обратной связи, активизации познавательной и творческой деятельности студентов, внедрение полученных знаний в профессиональную творческую деятельность);

- коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные деба­ты и другие активные формы и методы);

- игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных, креативных играх и др.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» предусмотрено всего 94 часа. Из них 34 аудиторных часа (20 – лекционных, 14 – семинарские занятия). Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

Объектом диагностики являются наличие знаний по профессиональной педагогике и спо­соб­ность их адаптировать в своей деятельности по эстетическому воспитанию и художественному образованию представителей различных возрастных групп. В процессе практических занятий студентам предла­гают­ся учебно-творческие задания, контрольные вопросы для самопроверки по конкретным темам дисциплины. Выявление факта учебных достижений осуществляется с помощью самостоятельных работ и итогового экзамена.

Контролируемая самостоятельная работа может быть представлена в фор­ме рефератов, эссе, сообщений по предложенной тематике. Также может быть предложена подготовка презентации по определенной теме. Текущая самостоя­тельная работа в процессе изучения курса предполагает составление схем, психолого-педагогического словаря, сравнительных таблиц, подбор при­меров, иллюстрирующих проявление актуальных проблем артпедагогики в процессе освоения различных видов художественного творчества.

 


Примерный тематический план

 

№ п/п Названия разделов и тем Количество аудиторных часов
всего лекции семинары
  Введение      
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной педагогики
  Сущность, цель, задачи эстетического воспитания и художественного образования на современном этапе развития общества      
  Становление и развитие системы е воспитания и художественного образования в отечественной и зарубежной педагогике      
  Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания      
Раздел 2. Педагогическая аксиология артпедагогики
  Аксиологические аспекты артпедагогики      
  Основные компоненты эстетического сознания человека как объект педагогического воздействия      
Раздел 3. Психолого-педагогические основы функционирования системы эстетического воспитания и художественного образования в РБ
  Реализация основных положений возрастной психологии и психологии творчества в системе эстетического воспитания и художественного образования      
  Закономерности и принципы эстетического воспитания      
  Дидактические основы современной многоуровневой системы художественного образования        
  Деятельность учебных заведений и учреждений культуры по эстетическому воспитанию и художественному образованию представителей различных возрастных групп      
Всего      
           

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
открытого аукциона в электронной форме | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.