Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и художественного образования в отечественной и зарубежной педагогике






История художественного образования: становление и основные этапы развития: художественная практика → обучение практике → теория искусства → обучение теории и практике → история искусства → обучение теории и истории отдельно от профессиональной практики.

Формирование представления о художественном развитии как неотъемлемом компоненте гармонически развитой личности в эпоху Античности. Эволюция содержания и методики художественного образования и эстетического воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения. Вычленение эстетического воспитания в самостоятельный раздел педагогической теории и практики в период Нового времени.

Становление систем эстетического воспитания и художественного образования на белорусских землях. Развитие эстетического воспитания и художественного образования в разные периоды белорусской истории.

Дифференциация (по видам художественного творчества) и интеграция (видов эстетической деятельности) как процессы, характерные для систем эстетического воспитания в ХХ в.

Достижения зарубежных стран и регионов в совершенствовании содержания, форм и методов художественного образования в ХХ – XXI вв. Наиболее известные зарубежные деятели, внесшие вклад в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования детей и взрослых.

 

Тема 3. Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания

Инкультурация и социализация личности как взаимосвязанные, но не тождественные процессы. Духовная и материальная ценность произведений художественной культуры как предмет педагогического анализа. Ценности этические, эстетические, научные: их развитие, взаимопроникновение, взаимовлияние и методическое воплощение в артпедагогике. Эволюция эстетических представлений человечества и ее влияние на профессиональную педагогику искусства.

Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования. Адекватность эстетической оценки как педагогическая проблема. Взаимосвязь эстетических и этических категорий в процессе воспитания личности. Исторический, национальный, региональный, социокультурный компоненты восприятия эстетических категорий.

Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками. Взаимосвязь этических и эстетических категорий и ценностей в системе художественного образования.

 

Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ АРТПЕДАГОГИКИ

 

Тема 4. Аксиологические аспекты артпедагогики

Психолого-педагогическая сущность системы «объект творчества → субъект творчества → реципиент».

Соотношение мировых, национальных и региональных художественных ценностей в процессе эстетического воспитания. Соотношение шедевров и художественного «мейнстрима» в реальном потоке художественных впечатлений и в учебном процессе – одна издискуссионных проблем эстетического воспитания. Компаративизм, как прием, обеспечивающий формирование содержания художественного образования с учетом разнообразия эстетических ценностей. Реализация принципа культуросообразности в системе эстетического воспитания.

Личность как ценность; понятие творческой индивидуальности как одно из центральных в артпедагогике. Возраст как тема искусства. Семья как ценность; эстетические ценности семьи и их место в системе эстетического воспитания и художественного образования.

Дети как объекты художественно-творческого процесса. Образы детства в искусстве как отражение важнейших характеристик восприятия обществом феномена детства. Типология образов детства.

Художественное образование и художественное творчество как темы произведений искусства. Образы учеников и учителей в произведениях искусства как отражение важнейших тенденций эволюции артпедагогики.

Эстетическая ценность детского творчества. Педагогическое руководство художественным творчеством детей. Проблемы спонтанного детского творчества. Репертуар как средство воспитания исполнителей и зрителей.

Эстетические и психолого-педагогические аспекты исполнительского и оригинального художественного творчества детей. Особенности эволюции детского творчества в разных видах искусств.

 

Тема 5. Основные компоненты эстетического сознания человека как объект педагогического воздействия

Эстетическая оценка и эстетическое суждение как первоначальные этапы формирования эстетического сознания. Эстетические интересы и потребности – основа накопления эстетического опыта. Развитие эстетических вкусов и формирование эстетических идеалов на основе опыта эстетического восприятия. Воспитание аксиологических позиций в процессе формирования эстетического сознания.

Культура восприятия эстетических ценностей как современная педагогическая проблема. Роль техногенных искусств в формировании эстетических потребностей и привычек подрастающего поколения. Пути и средства воспитания культуры восприятия искусства.

 

Раздел 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РБ

 

Тема 6. Реализация основных положений возрастной психологии и психологии творчества в системе эстетического воспитания и художественного образования

Возрастные особенности восприятия, понимания искусства и самостоятельной художественно-творческой деятельности. Приемы учета возрастных особенностей эстетической деятельности предполагаемых реципиентов в процессе создания профессиональных произведений искусства. Проблема сензитивных периодов освоения навыков художественного творчества. Особенности реализации принципа единства эмоционального и интеллектуального развития личности в системе эстетического воспитания.

Диагностика и развитие способностей и склонностей в процессе эстетического воспитания. Типология способностей и ее педагогическая интерпретация в процессе преподавания различных видов искусств. Педагогическое прогнозирование в артпедагогике.

Реализация принципа природосообразности в деятельности артпедагога. Особенности педагогического руководства художественным творчеством представителей различных возрастных групп. Спонтанное художественное творчество как педагогическая проблема.

Деятельность педагога по созданию и развитию творческого коллектива. Творческое лидерство: психолого-педагогический аспект проблемы. Стили педагогического взаимодействия и их реализация в артпедагогике. Пути создания и поддержания благоприятного психологического климата в учебно-творческом коллективе. Взаимодействие руководителя учебно-творческого коллектива с семьями воспитанников и с общеобразовательными учебными заведениями, где занимаются воспитанники

Приемы и методы руководства эстетическим самовоспитанием.

Творческий успех как педагогическая проблема.

 

Тема 7. Закономерности и принципы эстетического воспитания

Уровень художественных предпочтений как индикатор эстетической воспитанности.

Закономерности эстетического воспитания.

Разнообразие художественных интересов как цель и критерий эстетического воспитания.

Реализация принципа единства восприятия, изучения искусства и самостоятельной художественно-творческой деятельности в системе эстетического воспитания. Педагогическое руководство эволюцией художественных предпочтений в подростковом возрасте. Педагогическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса как условие продуктивности эстетического воспитания. Педагогическое общение как ведущее средство эстетического развития школьников.

 

Тема 8. Дидактические основы современной многоуровневой системы художественного образования

Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе художественного образования.

Интерпретация методов классической дидактики в процессе обучения разным видам художественного творчества. Особенности усвоения художественных знаний, умений и навыков в процессе изучения разных видов искусств. Использование традиционных и современных средств обучения в артпедагогике.

Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности.

Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ.

Современная многоуровневая система профессионального художественного образования в РБ: достижения, проблемы, пути развития.

 

Тема 9. Деятельность учебных заведений и учреждений культуры по эстетическому воспитанию и художественному образованию представителей различных возрастных групп

Педагогические требования к явлениям искусства и художественной культуры при включении их в систему эстетического воспитания и художественного образования. Воспитывающие функции репертуара. Педагогические требования к подбору репертуара. Распределение ролей (в сценических видах творчества) как педагогическая проблема.

Реализация принципа национально-культурной основы эстетического воспитания. Детское художественное творчество в контексте детской субкультуры. Проблема выявления, сохранения и развития эстетического своеобразия детского художественного творчества.

Возможности различных видов искусств искусства в коррекционной деятельности. Социальная коррекция в условиях творческого коллектива.

Личность преподавателя искусства. Пути формирования и развития профессионального мастерства артпедагога. Формы повышения квалификации преподавателей искусства в РБ.

Основные требования к планированию деятельности учебных заведений по эстетическому воспитанию учащихся.

Основные требования к планированию деятельности учреждений культуры и искусства по эстетическому воспитанию населения.

Педагогические требования к организации конкурсов, фестивалей, выставок профессионального и любительского художественного творчества.

Научно-исследовательская работа как условие совершенствования артпедагогики. Формы популяризации научных достижений в современном информационном поле.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: Кн.для учащихся / А.Д.Алехин. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 160 с.: ил.

2. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высш. шк., 2005. – 551 с.: ил.

3. Валицкая А.П. Образование в России – стратегия выбора. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 105с.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Гомель: ИПП «Сож», 1999.

5. Грыгаровіч Я.Д. Эстэтычная накірованасць асобы студэнта: педагагічны аспект. – Мн.: Бел.дзярж.ун-т культуры, 2002 – 403 с.

6. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва-Воронеж, 1995.

7. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1976.

8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 1999.

9. Кузьмініч, М.Л. Гісторыя музычнага выхавання і адукацыі: (ад старажытнасці да XIX ст.): вучэб. дапам. / М.Л. Кузьмініч. – Мн.: Бел. ун-т культуры, 2000. – 188 с.

10. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.

11. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешкольн. учреждений: в 2 ч. Ч.1: Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. – Мн.: Бел. навука, 2002. – 158 с.

12. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешкольн. учреждений: в 2 ч. Ч.2: Художественно-творческая деятельность / И.А.Малахова. – Мн.: Бел. навука, 2003. – 152 с.

13. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

14. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин – М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2006. – 490

15. Пракапцова, В.П. Мастацкая адукацыя ў Беларусі / В.П. Пракапцова. – Мн.: Бел. ун-т культуры, 1999. – 210 с.

16. Пракапцова, В.П. Спасціжэнне майстэрства / В.П. Пракапцова – Мн.: МФЦП, 2006. – 288 с.: іл.

17. Родари Дж. Грамматика фантазии. / Пер. с ит. – М.: Прогресс, 1978

18. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман – М.: Педагогика, 1985.

19. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология: Учеб.пособие для студентов вузов. / А.И.Савостьянов – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.

20. Сазонов Е.Ю. Город мастеров. – М.: Педагогика, 1984.

21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Нар.образование, 1998.

22. Толстых, А.В. Искусство понимать искусство. Психологический коллаж / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.: ил.

23. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. / В.М. Фильштинский. – СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. – 368 с.

24. Эстетическое воспитание в современном мире (теория и практика эстетического воспитания за рубежом). – М.: (МК СССР, ВНИИ искусствознания), 1991. – 236 с.

 

Приложение 1.

Задание для самостоятельной (для ФЗО – контрольной) работы по предмету «профессиональная педагогика» (группы 314 и 315)

Подготовить реферат на тему «Театральная педагогика: история и основные тенденции развития» по одному из следующих вопросов:

1) Становление методики обучения специальным знаниям, умениям и навыкам в области театрального искусства в европейском театре XVII­XVIII в.в.

2) Школьный театр как дидактическая форма в педагогике XVII­XVIII в.в.

3) Обучение основам театрального искусства как неотъемлемая часть аристократического образования в XVII­XVIII в.в. Роль Шляхетного корпуса в возникновении русского профессионального театра и театральной школы.

4) Содержание и методика театрального образования в Училищах при императорских театрах.

5) Обучение актеров в крепостных театрах России и Беларуси.

6) К.С.Станиславский - педагог; содержание и методы воспитания актера «по системе Станиславского».

7) Педагогические идеи

a) Е.Б.Вахтангова,

b) Л.А.Сулержицкого,

c) В.Э.Мейерхольда,

d) В.И.Немировича-Данченко,

e) М.Чехова

8) Становление и развитие белорусской театральной школы. Деятельность

a) И.Буйницкого, В.Голубка,

b) Ф.Ждановича, Е.Мировича, К.Санникова.

c) Создание системы профессионального театрального образования в Беларуси.

9) Педагогические взгляды

a) А.Брянцева,

b) Н.Сац,

c) С.Образцова,

d) Л.Мозалевской.

10) Важнейшие тенденции развития театральной педагогики во второй половине ХХ века. Педагогическая деятельность и педагогические идеи

a) М.О.Кнебель,

b) Г.А.Товстоногова,

c) А.В.Эфроса,

d) Других отечественных и зарубежных деятелей театра.

В реферате должны быть кратко отражены следующие вопросы:

1. Для обзорных тем (т.1-5) – формы организации театрального образования.

2. Для монографических тем – характер педагогической деятельности героя.

3. Возраст начала обучения основам сценической грамоты – традиционный для эпохи или целесообразный с точки зрения героя и реализованный в его практике.

4. Содержание театрального образования (важнейшие учебные предметы; осваиваемые учениками знания, умения, навыки).

5. Важнейшие методические особенности педагогической деятельности (преобладание словесных или наглядных, репродуктивных или проблемно-поисковых методов, средства контроля, педагогического стимулирования и т.д.).

6. Возможности реализации основных педагогических идей по теме реферата в современной педагогической практике.

7. Основные источники информации по теме реферата.

8. Использованная литература.

Приложение 2.

Задание для самостоятельной (для ФЗО – контрольной) работы по предмету «профессиональная педагогика» (группы 313 и 305)

Подготовить реферат на тему «Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития» по одному из следующих вопросов:

1. Трактовка понятия «Детское художественное творчество» в истории педагогики и педагогической психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина и др.).

2. Историческая динамика восприятия эстетической и педагогической ценности детского изобразительного творчества в отечественной и зарубежной социокультурной практике.

3. Современная трактовка явлений детского художественного (изобразительного) творчества.

4. Возрастная динамика детского изобразительного творчества (характер образов, стадии овладения умениями и навыками, техникой и технологиями изобразительной деятельности):

a.младший дошкольник;

b.средний дошкольник;

c.старший дошкольник;

d.школьное детство;

e.младший подросток;

f.старший подросток;

g.юношеский возраст.

5. Проблема спонтанного детского изобразительного творчества и ее влияние на современный художественно-педагогический процесс.

6. Содержание, формы и методы обучения изобразительному искусству (историческая динамика):

a.древние цивилизации;

b.античность;

c.средневековье;

d.эпоха Возрождения;

e.Древняя Русь;

f.западноевропейское Просвещение;

g.Просвещение в России;

h.19 век;

i.ХХ век – мировые и отечественные школы.

7. Возникновение и становление белорусской школы обучения различным видам изобразительного творчества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.