Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи дисциплины







Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности, относятся к числу наиболее часто исследуемых в западном мире и при этом недостаточно осмысленных в отечественной науке. Сегодня, когда расставляемые акценты все больше зависят от индивидуального морального выбора каждого профессионала и тем самым многократно повышается ответственность журналиста за сказанное им слово, журналистская этика становится одной их самых актуальных дисциплин в ряду предметов, изучаемых студентами факультетов журналистики.

Целью предлагаемой дисциплины является изучение основных закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее морально-этического регулирования. Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

 


  • осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности;

  • знакомство с основными кодексами журналисткой чести, созданными в западной и отечественной практике;

  • анализ ведущих морально-этических проблем, связанных с профессиональной журналистской деятельностью.


Темы дисциплины излагаются студентам в традиционной для классической высшей школы лекционной и семинарской методике преподавания, что не исключает использования самых современных активных форм обучения – деловых игр, дискуссий, тренингов.


ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СМИ И ЭТИКА»

Тема 1. Журналистская этика: сущность, функции, проблемы
Лекция, 2 часа
Мораль и ее место в обществе. Соотношение терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Краткий исторический экскурс по проблемам развития норм морали и нравственности.
Профессиональная мораль, ее специфика и функции. Становление профессиональной этики журналиста. Факторы развития и специфические нормы журналистской этики. Основные функции, принципы и категории журналистской этики.

Тема 2. Кодексы профессиональной этики журналиста
Лекция, 2 часа
Понятие о журналистском кодексе чести. Причины появления и специфика первых журналистских кодексов. «Каноны журнализма» (США, 1923 год). Этапы движения международной журналистской этической мысли. Основные западные и международные кодексы профессиональной этики.
Решение проблем этического нормирования журналистского труда в отечественной практике. «Плюсы» и «минусы» Кодексов профессиональной этики журналиста 1991 и 1994 годов, их содержание и структура. «Неофициальные» российские кодексы: «Московская хартия журналистов», «Нравственные принципы тележурналистики» и другие. Проблемы и дискуссии по поводу нормативного творчества в области профессиональной журналистской этики.

Тема 3. Нравственное сознание журналиста и его позиция
Категории журналистской этики

Семинар, 4 часа
Вопросы для обсуждения

  1. Нравственное сознание как форма общественного сознания.
  2. Основные категории журналистской этики: профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная совесть, профессиональные авторитет и другие.
  3. Ситуация морального выбора в журналистике.
  4. Моральная саморегуляция поведения журналиста (мотивация, оценка, самоконтроль).
  5. Этична ли журналистика как сфера деятельности?


Помимо повторения и закрепления теоретического материала, семинар включает в себя ряд тренингов и практических заданий. Гносеологический тренинг: анализ составляющих частей профессионального сознания журналиста (можно ли в определенных процентных соотношениях обнаружить в сознании журналиста все разновидности общественного сознания – политическое, религиозное, научное, эстетическое, обыденное и др.). Работа по группам с карточками: самостоятельная выработка определений категорий журналистской этики и сопоставительный анализ их по отношению к категориям других профессиональных этик. Практическое задание: построение иерархии мотивов журналиста, пишущего на определенные темы. Дискуссия: этична ли журналистика как вид деятельности. Разбор конкретных ситуаций.

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Дэннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

Словарь по этике. – М., 1989.

 

Тема 4. Соотношение морально-этической
и правовой ответственности журналиста

Лекция, 2 часа

Понятие о нормах и критериях морально-этической и правовой ответственности журналиста. Общее и специфическое в этих видах ответственности. Проблемы развития российского законодательства в области средств массовой информации. Формы нравственно-этического регулирования и моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации.
Проблема чести и достоинства в журналисткой практике: этические и правовые аспекты.

Литература
Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997.
Честь, достоинство и репутация. – М., 1998.
Словарь по этике. – М., 1989.

Тема 5. Рыночные отношения и моральные ценности журналиста
Лекция, семинар, 4 часа
Информация как товар (специфика рыночных отношений в сфере массовых информационных процессов). Пределы бизнеса в журналистике. Типология средств массовой информации в условиях российского рынка. Рынок и гражданская позиция издания. Коммерциализация СМИ как один из факторов развития постсоветской прессы. Проблема морального регулирования журналистской деятельности при рыночных отношениях. СМИ и рынок: стратегия выживания.

Семинар по теме:
Скрытая реклама как этическая проблема российской журналистики

Вопросы для обсуждения

  1. Реклама и рынок. Этика рекламной деятельности в СМИ.
  2. Понятие скрытой рекламы, ее формы, разновидности и приемы.
  3. Проблема рекламы и редакционная независимость в условиях рынка.

    Теоретический материал: что, согласно законодательству РФ и общепринятым этическим нормам, может считаться недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной и косвенной рекламой? Тренинги: продумать критерии, по которым могла бы определяться скрытая или косвенная реклама («джинса»); проанализировать материалы в СМИна предмет содержания в них скрытой рекламы. Дискуссионный элемент занятия: спонсорство, меценатство, различные формы вознаграждения журналистов – возможно ли принимать их, сохраняя индивидуальную независимость?

    Литература
    Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.
    Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. – М., 1997.
    Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004.
    Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.
    Средства массовой информации в современном обществе. – М., 1995. – Гл.: Коммерциализация прессы.
    Закон РК «О рекламе» 2010 г.

Тема 6. Свобода слова и печати: нравственный и правовой аспекты.
Лекция, 2 часа
Понятия гласности и свободы печати в современной журналистике. Правовые и нравственные границы гласности. Регуляторы свободы печати: внешние и внутренние. Основные «табу» журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д. Основные морально-этические проблемы, связанные со свободой печати и злоупотреблениями ею.

Тема 7. Журналист в редакционном коллективе. Этика взаимоотношений
Лекция, 2 часа
Редакционный коллектив как социально-психологическая структура. Специфика творческих коллективов. Формирование и укрепление коллектива редакции, способы создания творческой атмосферы. Соревнование и конкуренция в редакции. Сотрудничество, доминирование и соперничество как основные виды взаимодействия в творческом коллективе. Этические проблемы редакционных взаимоотношений.

Тема 8. Этика взаимоотношений учредителя, издателя,
главного редактора и журналистского коллектива
Моральная и правовая ответственность журналистского
коллектива-учредителя

Лекция, 2 часа
Правовой статус редакции, главного редактора, учредителя и издателя. Комплекс правовых взаимоотношений и этических норм, объединяющих взаимодействие в «четырехугольнике». Западный опыт регулирования данного взаимодействия и соответствующая отечественная практика. Основные проблемы, связанные с функционированием «четырехугольника». Моральная и правовая ответственность журналистского коллектива-учредителя перед обществом, аудиторией и членами редакции. Проблемы служебной этики и субординации в отношениях между членами редакционного коллектива.
Журналист в роли редактора. Специфика профессионально-этических взаимоотношений «редактор-автор». Основные нормы взаимодействия редактора и автора материала. Права и обязанности редактора в процессе правки материала. Этика редактирования: западный опыт и отечественная практика. Узел морально-правовых проблем, связанных с работой редактора.

Тема 9. Этические нормы в работе журналиста над материалом.
Лекция, семинар, 4 часа
Морально-нравственные проблемы выбора темы. Этика сбора информации и работы с информантами. Этика творческой обработки и изложения материала. Проблемы соотношения факта и домысла в процессе создания журналистского текста. Материал опубликован – что дальше? Основные этические сложности, возникающие в процессе работы над материалом.

Семинар по теме:
Морально-нравственные коллизии журналистского творчества
Вопросы для обсуждения

  1. Этапы журналистского творчества. Основные морально-этические проблемы, возникающие на различных этапах этого творчества.
  2. Профессионально-нравственные нормы, направляющие поведение журналиста в процессе создания материала.
  3. Этические нормы журналистского общения.


В течение семинара студентам предлагается выполнение практических заданий, связанных с профессионально-нравственными отношениями в группах: «журналист-информант», «журналист-герой материала», «журналист-власть» и др. Весь семинар в целом представляет собой тренаж навыков общения и творчества, владение которыми является необходимым для журналиста-профессионала.
Литература к семинару
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
Делай, что должно… – Тольятти, 2004.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.
Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003.

 

Тема 10. Моральная ответственность журналиста
за достоверность собственных выступлений

Лекция, 2 часа
Проблема достоверности в журналистском творчестве. Правдивость, достоверность, истинность изложения в журналистике как понятия и профессионально-этические требования. Основные причины нарушения принципа достоверности в современной журналистике. Формы нарушения принципа достоверности. Проблема манипуляции в журналистском творчестве.

Тема 11. Журналист и источники информации
Лекция, 2 часа
Источники информации как объект нравственного отношения репортера. Правовые аспекты проблемы «журналист-источник информации». Анонимные источники в журналистике: западная практика решения вопроса и отечественный опыт. Этические грани выбора источников (использование экспертов, мнения близких журналисту людей и другие проблемы). Допустимые и недопустимые методы получения информации журналистом. Методы «маски», «смены профессии» и другие возможности анонимных действий журналиста. Правовые и этические аспекты применения эксперимента, скрытой камеры и других «спорных» методов получения информации.


ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену по курсу «Законодательство в СМИ и этика»


1. Сущность профессиональной этики журналиста.
2. Кодексы профессиональной этики журналиста: структура и принципы.
3. Современные казахстанские и российские кодексы журналистской этики.
4. Социальная ответственность журналиста.
5. Социальные ценности журналиста.
6. Нравственное сознание журналиста. Иерархия нравственных ценностей.
7. Этические нормы в работе журналиста над материалом.
8. Свобода печати: моральный и правовой аспекты.
9. Соотношение морально-этической и правовойответственности журналиста.
10. Влияние рыночных отношений на моральные ориентиры и ценности журналиста.
11. Влияние идеологических, политических, религиозных взглядов журналиста на становление его профессиональной морали.
12. Журналист и источники информации. Профессиональная тайна, конфиденциальность информации и моральная ответственность журналиста.
13. Допустимые и недопустимые методы получения информации.
14. Проблема доступа к информации. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации.
15. Этика делового общения в журналистике.
16. Этика ведения беседы и интервью.
17. Журналист и герой публикации: этика взаимоотношений.
18. Моральная ответственность журналиста за достоверность своих выступлений.
19. Проблема чести и достоинства личности в журналистской практике.
20. Этика поведения журналиста в экстремальной ситуации.
21. Проблема объективности в журналистском освещении конфликтных ситуаций.
22. Этика взаимоотношений в журналистском коллективе.
23. Служебная этика журналиста. Соотношение служебной этики и профессиональной морали в журналистике.
24. Этика взаимоотношения учредителя, издателя, редактора и журналистского коллектива.
25. Этика отношений редактора и автора.
26. Этические нормы использования технических средств в журналистике.
27. Скрытая реклама как этическая проблема современной журналистики.

Основная литература:

28 Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы.М.: Мысль, 1991

29 Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М., 2004

30 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 381 - 408

31 Воинов А.Е. Европейское право на публикацию телепрограмм и Россия//ЗиП, 1995. № 2. С. 2 - 5

32 Воинов А.Е. Конец «дела Магилл»//ЗиП, 1995. № 6. С. 9

33 Воронько И. Ирбис: честь и достоинство//Панорама, 18.01, 02

34 Ворошилов В. Журналистика. М., 1999

35 Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. СПб., 2004

36 Габешия Н.Д. Право на телепрограммы: свежий взгляд//ЗиП, 1998. № 6. С. 3 - 6

37 Гаврилов Э.П. Авторские права на интервью//ЗиП, 1999. № 7—8. С. 27—29

38 Гаврилов Э.П. Авторское право, смежные права и деятельность СМИ в России//ЗиП, 1996. № 1. С. 1, 14—15

39 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. М., 2002

40 Гаврилов Э.П. Правовая охрана программ телепередач//ЗиП, 1999. № 4. С. 10—12

41 Гаврилов Э.П. Смежные права и деятельность электронных СМИ//ЗиП, 1999. № 7—8. С. 19—22

42 Генеральное соглашение между Национальной ассоциацией телерадио-вещателей и Российским авторским обществом//ЗиП. 2002. № 1. С. 7 - 8

43 Гранкин А. Судебная власть и СМИ//Тураби, 2002, № 1

44 Графова Ж. Авторское право на фотографические произведения//ЗиП, 2003 №11. С.24—27

45 Еликбаев А. Свобода - это ответственность//Экспресс К, 9.02, 02

46 Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 8—219

47 Журналисты Казахстана: попытка автопортрета. Алматы. 2003

48 Ибраева Г. СМИ и информационная безопасность//Саясат, 2001, № 7

49 Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Пособие/Ред. Э.П. Гаврилов, П. Круг. М.: Право и СМИ, 1998

50 Давтян С.Л Правовые основы функционирования редакции. М., 2002

51 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. СПб., 2005

52 Защита чести и достоинства: Теоретические и практические вопросы/Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. М., 1997

53 Исмаилова С. Пути и возможности повышения роли казахстанских печатных изданий в процессе демократического реформирования. Алматы; 1999

54 Кодекс профессиональной этики журналиста (проект)//Казахстанская правда, 2.04.02

55 Кожабаев О. Взаимоотношения СМИ и судов//Тураби, 2002, № 5

56 Копылов В.А. Информационное право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С.253—265

57 Корконосенко С. Основы журналистики. М., 2000

58 Красильникова Г. Нельзя. Нужно. Можно. Памятка журналисту. Алматы, 2002

59 Кул-мухаммед М. О роли СМИ в обществе//Казахстанская правда, 29.06.02

60 Культура и СМИ. Алматы, 2000

61 Лазорская Т. Мониторинг электронных СМИ/Республика, 7.03.02

62 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999

63 Майлыкбаев Б. Евразийский медиафорум//Казахстанская правда, 23.04.03

64 Макагонова Н.В. Смежные права//ЗиП, 1996. № 9. С. 1—4

65 Макушина В. Важнейшая го свобод свобода прессы//Республика, 2002, 21.03

66 Махин В, Информация, мир, безопасность//Казахстанская правда, 26.04, 03

67 Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М., 1998

68 Михайлов А.Г., Романов Ю.В. Обитатели миража. PR специального назначения. М., 2002

69 Морозов О. Методы регулирования деятельности СМИ сквозь призму мирового опыта//Аналитик, 2002, № 5

70 Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001

71 Нургожин Т. Экономическое мышление и СМИ//Мысль, 2003, № 1

72 Нургожина Ж. Деловая журналистика

73 О международном фонде зашиты свободы слова «Адил соз»//Юридическая газета, 27.06.01

74 Поклад М.Ю. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания? //ЗиП, 2001. № 5. С.19—23

75 Право и пресса: в поисках оптимального взаимодействия. Сб. статей/Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000

76 Правовая охрана интеллектуальной собственности/Под ред. Горшкова В.В., Шлоссер Э. М.: Российская академия правосудия, 2003

77 Правовое поле журналиста: Настольная справочная книга/Науч. ред. и отв. за вып. Б.И. Варецкий. М., 1997

78 Правовой справочник журналиста (компакт-диск). Кодекс, 2003

79 Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. C. 174—198

80 Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004. С. 216—237

81 Росенко М.Н. и др.Основы этических знаний. СПб.: Лань, 1998

82 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание втор., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 108 408

83 СМИ и общество//Республика, 14.02, 02

84 СМИ как социальный институт//Саясат, 2002, № 11

85 Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002. С.363—430

86 Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002

87 Шаленная Е. Понятие и функции смежных прав организаций вещания//ЗиП, 2003. №11. С.27—29

88 Эдмонт Б. Ламбет Приверженность журналистскому долгу. Нац Институт прессы. М., 1998

89 Гущин Д.И. Юридическая ответственность за моральный вред (теоретико-правовой анализ). СПб., 2002

 

Дополнительная:

63.Аграновский В. Ради единого слова. М., 1978

64.Груша А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

65.Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

66.Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации (сб. правовых актов)/Ред.-сост. М.В. Понярская, А.Г. Рихтер. М., 1996

67.Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира//Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 1996

68.Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии//Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 1999

69.Защита чести и достоинства: Теоретич. и практ. вопросы/Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. - М.: Шаг, 1997

70.Казанский А.А. Проблема истины в журналистике // Природа истины в социальном познании: Сборник научных трудов. Калинин, 1985

71.Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1986. № 6. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984

72.Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристь, 2002

73. Красильникова Г. Даешь информацию. Алматы, 2003

74.Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988

75.Ломоносов М.В. Поли. Собр. Соч.: В 10 т. Т. 3. М.; Л., 1952

76.Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан, понятие, осуществление, защита. М.: МЗ Пресс, 2000

77.Реснянская Л.Л. Двухсторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

78.Сильвестр Р. Вторая древнейшая профессия. М., 1957

79.Строгович М.С. Проблемы судебной этики. М., 1974

80.Швейцер А. Культура и этика. М., 1973

81Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958

 

Нормативная литература:

82.Гражданский кодекс РК

83.Закон «О государственных секретах» от 15.03.99

84.Закон РК «О национальной безопасности» от 26.06.98

85.Закон РК «О связи» от 18.05.99

86.Закон РК «о средствах массовой информации» от 23, 07.99 с изменениями от 3.05.01г.

87.Закон РК «О языках» 11.07.97

88.Закон РК «Об информатизации» от 8.05.03

89.Законопроект «О коммерческой тайне» от 25.06.00

90.Законопроект «О рекламе» от 2.03.01

91.Инструкция по учету средств массовой информации от 3.09.01

92.Кодекс об административных правонарушениях

93.Конституция РК

94.Концепция единого информационного пространства от 29.07.98

95.Нормативное постановление Верховного суда «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» от 21.06.01

96.Нормативное постановление Верховного суда «О применении судами законодательства о защите чести, достоинства, деловой репутации»

97.Положение о премиях Президента РК в области средств массовой информации и о грантах Президента для поддержки наиболее глубоких творческих поисков молодых публицистов от 21.07.99

98.Положение об аккредитации корреспондентов и открытии корреспондентских пунктов средств массовой информации иностранных государств на территории РК от 29.05.97

99.Постановление Правительства о программе освещения деятельности государственных органов от 24.05.01

100.Правила аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или иных организациях от 5.01.00

101.Правила предоставления и опубликования официальной информации центральных государственных органов от 12.06.01

102.Приказ Министерства транспорта и коммуникаций «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке» от 01.12.97

103.Соглашение между Российской Федерацией и РК о статусе корреспондентов средств массовой информации РК в РФ от 9.06.00

104.Уголовный кодекс РК

105.Указ Президента «О государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры» от 18.03.01

106.Указ Президента «Об образовании общественного совета при Президенте» от 10.12.02

107.Указ Президента РК «О Казахстанском государственном Информационном агентстве (КазТАГ)» от 10.09.97

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.
Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.
Делай, что должно… – Тольятти, 2004.
Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.
Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск, 2004.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.
Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М., 1998.
Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 1999.
Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003.

Дополнительная:
Багерстам Э. Свобода печати в демократическом обществе: настольная книга по этике прессы. – Тарту, 1992.
Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. – М., 1993.
Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 1996.
Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. – М., 1996.
Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.
Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997.
Короченский А.А. Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт). – Ростов н/Д, 1999.
Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики (Опыт этического кодекса). – М., 1994.
Муратов С.А. Телевидение – эволюция нетерпимости (История и конфликты этических представлений). – М., 2000.
Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004.
Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.
Словарь по этике. – М., 1989.
Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. – М., 1980.
Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте. – М., 1998.

 


Основная литература:

90 Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы.М.: Мысль, 1991

91 Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М., 2004

92 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 381 - 408

93 Воинов А.Е. Европейское право на публикацию телепрограмм и Россия//ЗиП, 1995. № 2. С. 2 - 5

94 Воинов А.Е. Конец «дела Магилл»//ЗиП, 1995. № 6. С. 9

95 Воронько И. Ирбис: честь и достоинство//Панорама, 18.01, 02

96 Ворошилов В. Журналистика. М., 1999

97 Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. СПб., 2004

98 Габешия Н.Д. Право на телепрограммы: свежий взгляд//ЗиП, 1998. № 6. С. 3 - 6

99 Гаврилов Э.П. Авторские права на интервью//ЗиП, 1999. № 7—8. С. 27—29

100 Гаврилов Э.П. Авторское право, смежные права и деятельность СМИ в России//ЗиП, 1996. № 1. С. 1, 14—15

101 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. М., 2002

102 Гаврилов Э.П. Правовая охрана программ телепередач//ЗиП, 1999. № 4. С. 10—12

103 Гаврилов Э.П. Смежные права и деятельность электронных СМИ//ЗиП, 1999. № 7—8. С. 19—22

104 Генеральное соглашение между Национальной ассоциацией телерадио-вещателей и Российским авторским обществом//ЗиП. 2002. № 1. С. 7 - 8

105 Гранкин А. Судебная власть и СМИ//Тураби, 2002, № 1

106 Графова Ж. Авторское право на фотографические произведения//ЗиП, 2003 №11. С.24—27

107 Еликбаев А. Свобода - это ответственность//Экспресс К, 9.02, 02

108 Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 8—219

109 Журналисты Казахстана: попытка автопортрета. Алматы. 2003

110 Ибраева Г. СМИ и информационная безопасность//Саясат, 2001, № 7

111 Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Пособие/Ред. Э.П. Гаврилов, П. Круг. М.: Право и СМИ, 1998

112 Давтян С.Л Правовые основы функционирования редакции. М., 2002

113 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. СПб., 2005

114 Защита чести и достоинства: Теоретические и практические вопросы/Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. М., 1997

115 Исмаилова С. Пути и возможности повышения роли казахстанских печатных изданий в процессе демократического реформирования. Алматы; 1999

116 Кодекс профессиональной этики журналиста (проект)//Казахстанская правда, 2.04.02

117 Кожабаев О. Взаимоотношения СМИ и судов//Тураби, 2002, № 5

118 Копылов В.А. Информационное право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С.253—265

119 Корконосенко С. Основы журналистики. М., 2000

120 Красильникова Г. Нельзя. Нужно. Можно. Памятка журналисту. Алматы, 2002

121 Кул-мухаммед М. О роли СМИ в обществе//Казахстанская правда, 29.06.02

122 Культура и СМИ. Алматы, 2000

123 Лазорская Т. Мониторинг электронных СМИ/Республика, 7.03.02

124 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999

125 Майлыкбаев Б. Евразийский медиафорум//Казахстанская правда, 23.04.03

126 Макагонова Н.В. Смежные права//ЗиП, 1996. № 9. С. 1—4

127 Макушина В. Важнейшая го свобод свобода прессы//Республика, 2002, 21.03

128 Махин В, Информация, мир, безопасность//Казахстанская правда, 26.04, 03

129 Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М., 1998

130 Михайлов А.Г., Романов Ю.В. Обитатели миража. PR специального назначения. М., 2002

131 Морозов О. Методы регулирования деятельности СМИ сквозь призму мирового опыта//Аналитик, 2002, № 5

132 Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001

133 Нургожин Т. Экономическое мышление и СМИ//Мысль, 2003, № 1

134 Нургожина Ж. Деловая журналистика

135 О международном фонде зашиты свободы слова «Адил соз»//Юридическая газета, 27.06.01

136 Поклад М.Ю. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания? //ЗиП, 2001. № 5. С.19—23

137 Право и пресса: в поисках оптимального взаимодействия. Сб. статей/Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000

138 Правовая охрана интеллектуальной собственности/Под ред. Горшкова В.В., Шлоссер Э. М.: Российская академия правосудия, 2003

139 Правовое поле журналиста: Настольная справочная книга/Науч. ред. и отв. за вып. Б.И. Варецкий. М., 1997

140 Правовой справочник журналиста (компакт-диск). Кодекс, 2003

141 Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. C. 174—198

142 Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004. С. 216—237

143 Росенко М.Н. и др.Основы этических знаний. СПб.: Лань, 1998

144 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание втор., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 108 408

145 СМИ и общество//Республика, 14.02, 02

146 СМИ как социальный институт//Саясат, 2002, № 11

147 Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002. С.363—430

148 Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002

149 Шаленная Е. Понятие и функции смежных прав организаций вещания//ЗиП, 2003. №11. С.27—29

150 Эдмонт Б. Ламбет Приверженность журналистскому долгу. Нац Институт прессы. М., 1998

151 Гущин Д.И. Юридическая ответственность за моральный вред (теоретико-правовой анализ). СПб., 2002

 

Дополнительная:

63.Аграновский В. Ради единого слова. М., 1978

64.Груша А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

65.Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

66.Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации (сб. правовых актов)/Ред.-сост. М.В. Понярская, А.Г. Рихтер. М., 1996

67.Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира//Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 1996

68.Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии//Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 1999

69.Защита чести и достоинства: Теоретич. и практ. вопросы/Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. - М.: Шаг, 1997

70.Казанский А.А. Проблема истины в журналистике // Природа истины в социальном познании: Сборник научных трудов. Калинин, 1985

71.Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1986. № 6. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984

72.Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристь, 2002

74. Красильникова Г. Даешь информацию. Алматы, 2003

74.Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988

75.Ломоносов М.В. Поли. Собр. Соч.: В 10 т. Т. 3. М.; Л., 1952

76.Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан, понятие, осуществление, защита. М.: МЗ Пресс, 2000

77.Реснянская Л.Л. Двухсторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М.: Пульс, 2001. - 48 с.

78.Сильвестр Р. Вторая древнейшая профессия. М., 1957

79.Строгович М.С. Проблемы судебной этики. М., 1974

80.Швейцер А. Культура и этика. М., 1973

81Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958

 

Нормативная литература:

82.Гражданский кодекс РК

83.Закон «О государственных секретах» от 15.03.99

84.Закон РК «О национальной безопасности» от 26.06.98

85.Закон РК «О связи» от 18.05.99

86.Закон РК «о средствах массовой информации» от 23, 07.99 с изменениями от 3.05.01г.

87.Закон РК «О языках» 11.07.97

88.Закон РК «Об информатизации» от 8.05.03

89.Законопроект «О коммерческой тайне» от 25.06.00

90.Законопроект «О рекламе» от 2.03.01

91.Инструкция по учету средств массовой информации от 3.09.01

92.Кодекс об административных правонарушениях

93.Конституция РК

94.Концепция единого информационного пространства от 29.07.98

95.Нормативное постановление Верховного суда «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» от 21.06.01

96.Нормативное постановление Верховного суда «О применении судами законодательства о защите чести, достоинства, деловой репутации»

97.Положение о премиях Президента РК в области средств массовой информации и о грантах Президента для поддержки наиболее глубоких творческих поисков молодых публицистов от 21.07.99

98.Положение об аккредитации корреспондентов и открытии корреспондентских пунктов средств массовой информации иностранных государств на территории РК от 29.05.97

99.Постановление Правительства о программе освещения деятельности государственных органов от 24.05.01

100.Правила аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или иных организациях от 5.01.00

101.Правила предоставления и опубликования официальной информации центральных государственных органов от 12.06.01

102.Приказ Министерства транспорта и коммуникаций «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке» от 01.12.97

103.Соглашение между Российской Федерацией и РК о статусе корреспондентов средств массовой информации РК в РФ от 9.06.00

104.Уголовный кодекс РК

105.Указ Президента «О государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры» от 18.03.01

106.Указ Президента «Об образовании общественного совета при Президенте» от 10.12.02

107.Указ Президента РК «О Казахстанском государственном Информационном агентстве (КазТАГ)» от 10.09.97

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова

Кафедра журналистики и филологии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.