Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гармония цвета






Что следует понимать под гармонией цвета? По
этому поводу написано очень много, но ясности
пока мало.

Н. Н. Волков утверждает: Контраст как проти-
вопоставление цветов в картине (курсив автора.—
Ф. К.) есть основной прием художественного мыш-
ления вообще. Это утверждение одного и противо-
положение ему иного... Основой противопоставле-
ния могут быть любые качества цвета: насыщен-
ность, связность, цветовой тон, тяжесть... Сопостав-
ление непрерывного развития цвета и цветового
разрыва — тоже контраст»1. Но какова бы пи
была роль цветового контраста в композиции кар-
тины, он будет неприятен, если нарушена гармония.
Судьей и тут выступает глаз. Художник привлечет
внимание зрителя к картине и к главному в ней
контрастом цвета, но захочет ли глаз рассматри-
вать ее, если контрасты будут чрезмерны и непри-
ятны ему? Поэтому художник должен позаботить-
ся о гармонии цвета.

Поскольку эта работа не является учебником
по гармонии цвета, которая в художественных учеб-
ных заведениях и не изучается так, как гармония
в музыке в музыкальных учебных заведениях, ре-
комендуем художникам, не потерявшим интереса к
знаниям, обратиться к книге В. М. Шугаева «Орна-
мент на ткани» (М., 1967), в которой вопросы гар-
монии цвета разработаны наиболее полно. Жела-
тельно раздел этой книги «Теория цветовых сочета-
ний и гармоний» не только читать, но и изучать с
кистью в руках.

Общепризнано утверждение, что природа — учи-
тель гармонии. Поэтому писание многочисленных
этюдов с натуры обязательно. В художественных
школах, училищах, институтах пишутся учебные по-
становки натюрмортов, голов, фигур, на пленэре —
пейзажей, людей в пейзаже. В надежде постичь за-


копы гармонии цвета, художники забывают или не
знают, что создателем цветовой гармонии являются
глаз и мозг человека. Французский живописец
XIX в. К. Коро советовал в природе искать преж-
де всего форму. И он был прав. Природа необык-
новенно богата всевозможными формами и их со-
четаниями. Самой богатой фантазии художника
трудно соперничать с природой. Цвет предмета и
колорит природы «делает» глаз и мозг человека на
основании световых ощущений, затем они «при-
сваиваются» предметам и природе в качестве их
свойств. Если бы вся сетчатка «видела» одинаково
четко, мы не могли бы сосредоточить внимание на
каком-либо предмете, все было бы равноценно и
каждый раз сила восприятия одного предмета ме-
шала бы восприятию другого, ни о какой гармонии
не могло бы быть речи.

Не природа каждый раз надевает разные
платья, как думали до XX в., а человек; художник
одевает ее в разные платья в зависимости от того,
какие излучения от одних и тех же предметов до-
стигают глаза утром, в солнечный день, при пас-
мурной погоде, при закатном вечернем освещении
или в сумерки, каким «цветом» был утомлен глаз
перед этим. Деревья летом зеленые, но лес вдали
кажется синим, так как слой воздуха «поглотил»
излучения от деревьев и глаза художника они не
достигли.

Шарль Блан в книге «Грамматика искусства ри-
сования» связывал вопрос равновесия цветов с
работой глаза: «...Наш глаз, будучи создан для бе-
лого света, нуждается, чтобы дополнить его, когда
он видит только одну какую-нибудь его часть. Что
нужно, чтобы дополнить белый свет человеку, ви-
дящему только красные лучи? Ему нужны желтый
и синий; но желтый и синий содержатся в зеле-
ном. Следовательно, зеленый устанавливает равно-
весие света в глазу, утомленном красными луча-
ми» 2.

Живописцы учат людей смотреть на природу
глазами художников. После посещения музея или
художественной выставки как-то острее воспри-
нимается красота природы. Мы смотрим на мир то
глазами Левитана, то глазами Куинджи или Рериха,
Ромадина или Зверькова и замечаем в натуре то,
что раньше не видели. Ну, а почему же художни-
ки не видят природу все одинаково и почему каж-


 


1 Волков Н. И. Цвет в живописи.—М., 1965.— С. 63,


2 Цит. по: Синьяк Поль. От Эж. Делакруа к неоимпрес-
сионизму.—М., 1913.—С. 177.



дый из них находит в этой единой для всех природе
что-то свое, что не видели ине находили его пред-
шественники илитоварищи? Разве у художников,
которые писали на своих картинах коричневые де-
ревья, были по-другому устроены глаза иони не
видели, что деревья зеленые? Мы можем выстроить
рядпейзажей художников одной только русской
школы живописи и увидим те новшества, которые
вносил в пейзажную живопись каждый автор. Вот
далеко не полный список таких художников: Алек-
сеев, Щедрин, Саврасов, Поленов, Шишкин, Леви-
тан, Куинджи, Рерих, Рылов, Крымов, Ромадин,
Зверьков и многие др. По-видимому, одного созер-
цания натуры еще не достаточно художнику, чтобы
стать и быть самим собой. Ван Гог говорил: «Я на-
мерен основательно изучить теорию; я совсем не
считаю это бесполезным занятием и думаю, что,
когда человек в своих поисках руководствуется
подлинно конкретными указаниями, его инстинк-
тивные предположения и догадки очень часто пре-
вращаются в уверенность и определенность» ',






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.