Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансцендентальная феноменология






Э.Гуссерль писал, что он радикализовал позицию Декарта (4, с. 79-83). Как начало философствования он брал картезианское ego cogito как аподиктическую достоверность. Но Гуссерль не стал выводить из мышления внешний мир. " Роль, подобную той, что в геометрии отводилась геометрическим аксиомам, у Декарта применительно к универсальной науке играет аксиома абсолютной самоданности ego вместе с врожденными этому ego аксиоматическими принципами, - разница только в том, что этот аксиоматический фундамент лежит еще глубже геометрического и призван содействовать последнему обоснованию самой геометрии" (4, с. 58). Именно на ego cogito - как аподиктической достоверности - должна быть основана всякая философия (4, с. 74).

" Мир вообще, - пишет философ, - есть для меня не что иное, как осознанный в таком cogito и значимый для меня мир. Весь свой универсальный и специальный смысл и свою бытийную значимость он получает исключительно из таких cogitationes" (4, с. 79-83). Таким образом, мыслитель редуцирует мир к его переживанию через сознание и имманентные феномены. Отсюда, знаменитое эпохе, т.е. воздержание от онтологических суждений в отношении феноменов, которые берутся как переживания сознания.

Основной структурой сознания Э.Гуссерль называет интенциональность - направленность сознания на объект: ego-cogito-cogitatum (4, с. 122). Cogito - это работа сознания, когитация, а cogitatum - это, то на что направленно сознание, его имманентный объект. Феноменологическое эпохе открывает новую сферу опыта. Гуссерль называет этот опыт трансцендентальным (4, с. 88). На основе этого опыта он пытался построить абсолютно достоверную основу всякого знания. При таком подходе смысл является конститутивным, т.е. произведенным силами самого сознания.

Э.Гуссерль отмечает, что " заключение в скобки объективного мира вовсе не оставляет нас, таким образом, ни с чем. Напротив, то, что мы приобретаем именно таким путем, или, точнее, что таким путем приобретаю я, размышляющий, есть моя чистая жизнь со всеми ее чистыми переживаниями и со всеми ее чистыми полаганиями" (4, с. 77). Трансцендентальная феноменология и заключается в том, чтобы направлять " свой взгляд исключительно на саму эту жизнь как на осознание этого мира" (4, с. 78). " Таким образом, в действительности, - пишет Э.Гуссерль, - естественному бытию мира... в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes. Естественная почва бытия по своей бытийной значимости вторична, она всегда предполагает трансцендентальную" (4, с. 78).

Трансцендентальный субъект " есть основание и почва, на которой развертывается всякое объективное познание" (4, с. 87). Гуссерль пытался построить философию как " строгую науку" на очевидностях, начиная с ego cogito. Он пришел к выводу о конститутивности интенциональных объектов в имманентном времени сознания. Трансцендентальная феноменология должна была стать основой всякого (по)знания. Интенциональная структура сознания - как ego-cogito-cogitatum - позволяет только выяснить, почему я наделяю что-то каким-либо смыслом. Гуссерль не скрывал именно такую направленность своей феноменологии: " Объективный мир, который есть для меня, который когда-либо для меня был и будет, сможет когда-либо быть, со всеми своими объектами, черпает, как уже было сказано, весь свой смысл и бытийную значимость, которой он для меня обладает, из меня самого, из меня как трансцендентального Я" (4, с. 85).

Несмотря на декларацию отказа от решения онтологической проблематики, Э.Гуссерль взялся за решение проблемы Другого. Он хотел показать, что (трансцендентальный) солипсизм не является следствием его философии. Ведь ego редуцировано к своим cogitationes, ego исследует то, какой смысл и почему оно вкладывает в свои феномены. Однако конституирование Другого в рамках сознания - это не более чем выяснение того, почему Я в рамках опыта трансцендентального субъекта считаю, что существует Другой, а не существует ли он на самом деле. А выяснение существования - это уже решение онтологической проблемы, от которой Гуссерль отказался. Гуссерль размышляет следующим образом. В трансцендентальном опыте, в качестве интенционального объекта я нахожу собственное тело, которым могу управлять. А отсюда можно заключить вывод, что за похожими феноменами стоят трансцендентальные субъекты. Такое заключение Э.Гуссерль назвал аналогизирующей апперцепцией, т.е. аналогом моего я (моей апперцепции). Каждый из Других - трансцендентальных субъектов - обладает собственным миром интенциональных объектов.

Гуссерль приходи к выводу, что так " конституируется некое, включающее и меня самого, сообщество Я как сообщество сущих друг подле друга и друг для друга Я, конституируется, в конечном счете, некое сообщество монад, а именно как такое сообщество, которое (посредством своей сообща-конституирующей интенциональности) конституирует один и тот же мир" (4, с. 211). Так Э.Гуссерль переходит к интерсубъективности, но в рамках субъективности. Такой переход разрывает стройную теорию трансцендентальной феноменологии. Ведь с одной стороны, есть только Я и Мои феномены, но с другой, есть Другой со своими собственными имманентными объектами. У Гуссерля получается, что трансцендентальные субъекты - это " монады без окон", обладающие имманентными феноменами, а, кроме того, есть интерсубъективный мир, т.е. мир объектов, общих для всех " монад".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.