Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.






1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

• объем валового регионального продукта;

• темпы экономического роста;

• тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

• коэффициент плотности населения;

• характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом " Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

• депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

• стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития

• пионерные регионы - регионы нового освоения;

• программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются " планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и " плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Существует множество подходов к классификации регионов России. Самая распространенная классификация - по одному признаку: депрессивные регионы и регионы – доноры.

Классификация регионов РФ по природным условиям:

1 группа (неблагопр. природные условия): это наиболее северные регионы России: Магаданская область, Республика Саха (Якутия).

2 группа (малоблагопр. природные условия): Амурская область, Хабаровский край.

3 группа (благопр. природные условия): это самая многочисленная группа: Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская область.

4 группа (наиболее благопр. природные условия): Республика Адыгея, Белгородская область, Брянская область.

 

 

9. Экономическое районирование

Деление территории на регионы принято называть районированием.

Районирование проводится в ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ии с поставленными целями, т.е. будет целевым или проблемно-ориентированным. Вполне понятно, что для одной территории может быть построено множество видов районирования.

К ключевым разновидностям районирования в современных условиях можно отнести:

  • административно-территориальное деление;
  • общее экономическое районирование;
  • проблемное экономическое районирование.

Процесс выделения экономических районов в ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ие с территориальным разделением труда принято называть экономическим районированием. Отметим, что территориальные единицы, выделенные на базе экономического районирования достаточно разнообразны.

Отметим, что территория России разделена на 12 основных экономических районов. Отметим, что каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

Стоит сказать, что каждый из данных районов реализует определенные функции в обшей системе территориального разделения труда внутри страны.

Экономические районы — ϶ ᴛ ᴏ территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Экономический район не будет конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Важно заметить, что однако, при всем этом по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.

Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны.

Экономические районы будут объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока.

В состав крупных экономических зон входят промышленные районы — территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой.

Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения.

Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак — территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры.

 

Промышленные центры — предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры.

 

10. Макроэкономические показатели региона (НЕ ПУГАЙТЕСЬ ТАМ ПРОСТО МНОГО ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ)

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование ВРП, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие.

В сфере производства:

• объем ВРП;

• ВРП на душу населения;

• темпы роста ВРП;

• соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал;

• рост экспортного потенциала региона;

• индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах);

• степень износа основных производственных фондов;

• удельный вес убыточных предприятий. В финансовой сфере:

• ставка по кредитам банков;

• темп роста инвестиций в основной капитал;

• индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет;

• уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов);

• бюджетная обеспеченность региона;

• состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.

В социальной сфере:

• уровень прожиточного минимума;

• доля оплаты труда в ВРП;

• соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума;

• задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;

• уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета;

• естественная убыль и миграция населения;

• удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;

• динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения;

• индекс человеческого развития.

Рассмотрим важнейшие макроэкономические показатели регионального воспроизводственного процесса и их использование в анализе развития региональной экономики.

Показатели уровня социального развития региона

Для анализа экономики крупных регионов страны (субъектов Федерации) используются те же макроэкономические показатели, что и для анализа национальной экономики. К ним относятся:

ВВП и его основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество), и т.д.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс человеческого развития».

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает самую общую интегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и регионов.

Он включает в себя:

• доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;

• продолжительность жизни, измеряемая ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;

• знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

Трудовой потенциал региона отражает его численность, половозрастной состав и профессиональный уровень подготовки.

Природный потенциал региона характеризуется наличием природных богатств: земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды и прочих видов ограниченных природных ресурсов.

Производственный потенциал региона в узком смысле этого слова можно отразить с помощью индикаторов, характеризующих производственные мощности: стоимостная оценка капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и пр.

Население и трудовые ресурсы

Динамика населения и демографические процессы самым тесным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.

Природные ресурсы региона

В рамках этого блока задача состоит в том, чтобы выявить уровень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:

• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энергоносителей);

• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.

На этой основе следует вырабатать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.

Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.

а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:

• качество почв, распределение земельного фонда по природным зонам, структуру землепользователей;

• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;

• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.

б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следующие показатели:

• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;

• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиствен-ные, смешанные, лиственные;

• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладающих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).

Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв между рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.

в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применяют следующие показатели:

• густота речной сети, наличие судоходных рек;

• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сельским хозяйством, населением);

• процент очистки сточных вод;

• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреа-ционные ресурсы;

• промысловый запас и возможности улова (добычи) в регионе; важнейшие виды добываемых животных и рыб;

• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресурсов;

• система особо охраняемых природных территорий;

• общая площадь заповедников, заказников в процентах к общей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).

Решение задач экологического регулирования социально-экономического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и размеров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. эко-логичность производства.

Важнейшими факторами экологичности производства являются:

• технический уровень производства;

• отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства, количество и структура потребляемого топлива;

• ассортимент производимой продукции.

Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:

• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их поэтапного снижения и доведения до нормального уровня;

• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.

 

11. Свободные экономические зоны

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  1. создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  2. освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  3. активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  4. мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  1. оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  2. комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  3. технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  4. внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  1. Особые экономические зоны
  2. Территории особого режима
  3. Специальные экономические зоны
  4. Зоны свободного предпринимательства

 

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  1. Туристические услуги
  2. Банковские и страховые услуги
  3. Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  1. Экспортно-импортозамещающие
  2. Экспортно-производственные
  3. Импортозамещающие
  4. Промышленные парки
  5. Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  1. Инновационные центры
  2. Технопарки
  3. Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  1. Торгово-производственные
  2. Свободные порты
  3. Бондовые склады
  4. Свободные таможенные

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

 

12. Система показателей развития экономики регионов

Уровень развития регионов оценивают по многим видам показателей, которые условно можно разделить на экономические \" социальные и политические Уровень социально-экологической безопасности характеризуется экологическими показателями.

Уровни регионального развития определяют путем сравнения региональных показателей (индикаторов развития) со средними по стране или с аналогичными показателями других регионов (порой с показателями других стран.

Экономические показатели

Главными экономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой общественный продукт (ВСП), валовой национальный продукт (ВНП) и валовая добавленная стоимость (ВДС) или национальный доход (НД Д) на одного человека Уровень экономического развития и особенности формирования хозяйственного комплекса характеризуются также показателями отраслевой структуры (соотношение промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры), финансово-инвестиционными (общие и отраслевые объемы инвестиций, в т ч на одного человека), развития НТП (доля прогрессивных отраслей, уровень развития научно-образовательного сектора) и др. Значительную роль играют показатели \" ввоз - вывоз\" (в т ч экспорта-импорта) продукции, поскольку они характеризуют специализацию региона, степень самообнспечения отдельным видам продукции, особенности территориальной организации хозяйства, международные интеграционные процессы Важны также показатели темпов роста производства, институциональных сдвигов.

Социальные показатели

Это показатели качества, уровня жизни населения К ним относятся показатели совокупных доходов на душу населения (заработной платы с учетом паритета покупательной способности - стоимости потребительской корзины; соке иально выплат; денежных сбережений населения и др.), нищеты (уровни бедности, безработицы, инфляции и т.д.), питания людей (пищевая модель и уровень потребления основных продуктов питания), ох раны здоровья, уровня образования, обеспеченности различными материальными благами (например, жильем, средствами связи, собственными автомобилями, информационными средствами), а также некоторые демографические показатели (продолжительность жизни, естественного прироста, детской смертности, доля пожилых людей относительно общей численности населения, миграционный баланс).

 

Растут требования к показателям уровня развития инфраструктуры, которая сейчас является одним из важнейших критериев оценки общего уровня развития стран и регионов Состояние ее развития определяется показателям мы обеспеченности региональных и местных бюджетов средствами для обеспечения социальных потребностей населения, объектами коммунально-обслуживающего назначения (водоснабжение, канализация, транспорт, основные фонды непроизводственного назначения на одного человека и др.), платными услугами, розничной торговой инфраструктурой.

Уровень развития регионов характеризуется также показателями состояния рынка труда: уровни официально зарегистрированной и скрытой безработицы, средняя его продолжительность, соотношение количества безработных и а рабочих вакансий тощ.

Экологические показатели

Совокупностью экологических показателей характеризуется уровень экологической безопасности регионов

Политические показатели

Такими показателями являются наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п. Они используются обычно для оценки уровней развития стран Однако в случаях, когда в стране имеются значительные внутренние региональные политические и межконфессиональные противоречия, эти показатели выступают важнейшими критериями оцениваемых ния регионального социально-экономического развития в Украине опыт использования политических показателей незначителен, пока их практически не применяют для определения уровней развития регионов.

 

13. Конкуренция и инфраструктура региона

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике

Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру [2]), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

 

Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

  • на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
  • на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
  • на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
  • на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Инфраструктура представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Она представляет собой подсистему РЭС, которая обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при этом сама является результатом общественного разделения труда.

Инфраструктура также может рассматриваться как внешние условия производства товаров и услуг и как неотъемлемая часть производительных сил.

В составе инфраструктуры принято выделять следующие элементы: дороги, каналы, мосты, туннели, линии связи и электропередач, аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки, порты, емкости и резервуары и т.д.

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют следующие составные части инфраструктуры: производственную, социальную, экологическую, инфраструктуру управления и др.

К основным функциям производственной инфраструктуры относятся:

- снабжение производственных отраслей региона топливом, энергией, материальными ресурсами;

- обеспечение сбыта продукции и услуг, производимых предприятиями производственного комплекса региона;

- обеспечение протекания всех видов информационных потоков.

К функциям социальной инфраструктуры относятся обеспечение жизнедеятельности населения региона, обеспечение его всеми видами услуг социального характера.

Разделение элементов инфраструктуры на производственные и социальные имеет достаточно условный характер. В зависимости от непосредственно выполняемых функций элементы инфраструктуры могут быть отнесены как к производственной инфраструктуре, так и к социальной.

К функциям экологической инфраструктуры (очистные сооружения, отстойники, фильтры, пылеуловители и др.) относятся отвод, утилизация, очистка отходов производства и жизнедеятельности населения с целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе.

 

К функциям инфраструктуры управления относится обеспечение эффективного протекания процессов управления всеми видами и сферами деятельности в регионе. Здания и сооружения ОГВ, линии обычной и специальной связи, компьютерные системы органов власти и управления и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.