Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III Формирование характера






А. А. Радугин утверждает, что возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В это период человеку присуще оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые качества характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы – в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.

В сформированном характере ведущим компонентом является система убеждений. Ряд исследователей (А.Г. Ковалев, В.В. Богословский, Л.Н. Щербаков) выделяют убеждения как один из компонентов в структуре характера. Они считают, что убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.

Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Она определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей и уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Можно изменить свой характер? Да, конечно, безусловно. Большая часть характера – это заученные, привычные эмоции. Если постоянно бояться чего-либо, то легко можно стать неуверенным в себе человеком. Если пребывать постоянно в состоянии озлобленности и ярости, то вполне возможно стать несдержанным и обидчивым на весь мир. Но благодаря внутреннему контролю, самовоспитанию и саморазвитию, каждый способен обернуть все негативные стороны своего характера в позитивные.

Подводя итог можно сделать вывод, что на каждом этапе своей жизни характер человека подвергается внешним воздействиям, которые оказывают сначала родители, потом друзья и остальное общество и, под действием которых он соответственно формируется.

Характер не является застывшей субстанцией, он подвижен и склонен к изменениям. С другой стороны в нем выделяются основополагающие факторы – система убеждений, которые превалируют в общей структуре характера.

Вопрос относительно возможности изменения характера человека, заложен в самой личности. Обладая достаточной силой воли, можно заставить себя изменить свое нутро. Русский писатель А. П. Чехов всю жизнь, изо дня в день работал над своими внутренними качествами, считая себя обладателем ужасного характера, хотя никто из его близких не мог дать тому подтверждения.

 

Заключение

По окончанию выполнения реферата была достигнута цель работы, заключающаяся в анализе трудов ученых, касающихся понятия «характер». Она была реализована по средствам выполнения ряда задач.

1. Характер был рассмотрен в фокусе системы научного знания психологии в соответствии с трудами И. П. Павлова, Б. Г. Ананьева и А. Г. Ковалева.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Другими словами он является целостной структурой, однако некие черты в нем преобладают, а какие-то уходят на задний план. Главными понятиями при описании характера как целого выступают содержание и форма.

Характер многогранен, и поэтому систематизацию и классификацию его черт необходимо осуществлять по разным основаниям. Предложенные две точки зрения различаются во всех смыслах. Если классификация Б. Г. Ананьева описывает характер, охватывая все аспекты жизнедеятельности человека, в которых он может проявляться, то у А. Г. Ковалева она сконцентрирована на жизненных целях, их постановке, достижении и общем поведении личности.

2. Было проведено подробное изучение типологий характеров, предложенных различными учеными (Эрнстом Кречмером, Карлом Леонгардом и Эрихом Фроммом).

Исходя из описанных типологий, можно сделать вывод о том, что мнения представленных ученых совершенно разные и имеют различные основания для изучения. Теория Эрнста Кречмера основана на взаимозависимости конституции тела и черт характера. Также Э. Кречмер утверждает, что различные заболевания обусловлены соотношением различных частей тела.

Различие мнений Ю. Б. Гиппенрейтер и Карла Леонгарда на акцентуальную теорию состоит в том, что Ю. Б. Гиппенрейтер придает временное значение акцентуациям, в то время как К. Леонгард видит в них корень проблемы в описании характера. Именно по наиболее выраженным чертам характера ученый и определил 12 типов акцентуаций, которые разделил на две группы: по акцентуации свойств характера и свойств темперамента. Все эти свойства присущи каждому человеку и носят постоянный характер.

Эрих Фромм к проблеме типологий характеров подошел со стороны общественно значимых факторов таких, как социологические, политические, экономические и другие. На их основе он выделил 5 типов характеров, которые разделил на 2 больших класс: непродуктивный и продуктивный. К продуктивному классу относился только один тип, имеющий одноименное название.

Изучение и анализ различных теорий о типологии характеров позволяет каждому человеку глубже понять себя и объяснить причины своего поведения.

3. Синтез различных точек зрения на проблему формирования характера.

По утверждению А. А. Радугина на каждом этапе своей жизни характер человека подвергается внешним воздействиям, которые оказывают сначала родители, потом друзья и остальное общество и, под действием которых он соответственно формируется.

Характер не является застывшей субстанцией, он подвижен и склонен к изменениям. С другой стороны в нем выделяются основополагающие факторы – система убеждений, которые превалируют в общей структуре характера. Систему убеждений подробно изучали (А.Г. Ковалев, В.В. Богословский, Л.Н. Щербаков).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.