Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 6.






26. Функции и значение воды для живых систем.

27. Функции и значение витаминов.

28. Особенности белков.

29. Молекулярная биология как одна из передовых наук современности.

30. Концепции биосферы по В.И. Вернадскому.

31. Теория эволюции Ч.Дарвина.

32. Синтетическая теория эволюции.

33. Роль генетики в эволюции.

34. Данные ВОЗ о состоянии здоровья

35. Определяющая роль ЗОЖ в формировании психического, физического и соматического здоровья.

 

4.3. Круглый стол: «Структура и методы научного познания»

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Этапы проведения круглого стола по заданной теме:

1. Подготовительный – выбор проблемы. В данном случае – «Выявление закономерностей при формировании концепций в различных областях естественных наук». Подготовка выступлений по темам:

- Концепции механики на примере открытия закона всемирного тяготения;

- Модель Большого Взрыва;

- Теория Ч.Дарвина.

2. Дискуссионный этап – выступление и выявление существующих мнений

3. завершающий – подведение итогов, выработка единой схемы структуры научного познания.

4.4. Презентация «Эволюция панорам мира».

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии. Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Презентация дает возможность как преподавателю так и студенту проявить творчество и индивидуальность.

Темы: «Аристотелевская панорама мира»; «Ньютоновская научная революция», «Революция Эйнштейна».

4.5. Диспут: «Эволюция звезд и планет» Диспут – это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей.
Аудитория студентов разбивается на три группы, каждая из которых готовит сообщения на темы:

-«Эволюция звезд»

-«Эволюция планет земной группы»

-«Эволюция планет –гигантов»

После выступлений и обсуждений необходимо обозначить спорные вопросы, и подвести к единому мнению.

4.6. Дискуссия: «Этапы эволюции органической материи»

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Для проведения дискуссии студенты заранее готовят следующие вопросы:

- Эволюция растительных форм в водной среде;

- Эволюция животных форм;

- Выход органической материи на сушу;

- Лидирующие формы жизни.

4.7. Круглый стол: «Экология и здоровье. Биоэтика»

1. Подготовительный – выбор проблемы. В данном случае – «Влияние окружающей среды на показатели здоровья». Подготовка выступлений по темам:

- Данные ВОЗ о состоянии здоровья населения;

- Лидирующие заболевания;

- Экологические проблемы современности;

- Экологическая безопасность РФ.

- Вопросы биоэтики.

2. Дискуссионный этап – выступление и выявление существующих мнений

3. завершающий – подведение итогов, выработка единого поведенческого механизма в условиях изменения качества окружающей среды.

4.8. Дискуссия: «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции»

Цель: Сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни – как одного из фактора ЗОЖ

Занятие включает три блока:

1 блок “Первая волна”

Задача: актуализация всей совокупности знаний студентов о ВИЧ–инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ–инфекции в мире и в России, профилактика).

Для этого используется текст “История Томаса С.

«Каждую ночь приходит страх. Тогда Томас бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает своего сына. Это длится 2, 3 минуты, пока он немного не успокоиться.»

Томас С. из Берлина, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД? Томас думает, что это еще не доказано на 100%. “Врачи честны по отношению ко мне, – говорит он, – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации”. Лицо Томаса в морщинах, с впалыми щеками. В течение 4–х месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса. В начале 1974 г. Томаса поместили в больницу. У него не было сильных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Томас почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы.

Томас уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который может вызвать заболевание СПИДом. В Америке по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Томасу, что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы. Томас узнал также, что фактически только часть инфицированных заболевает СПИДом.

Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день началась сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали: “Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз – токсоплазмоз”. При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Томас чувствовал себя значительно хуже.

Поскольку приобретенный иммунодефицит лечить пока не могут, врачи искали пути помочь Томасу. Ему давали таблетки. Он не мог есть, желудок был расстроен. В первые недели он еще вставал с постели, но с каждым днем становился все слабее. Однажды в туалете случился коллапс: начались судороги, и он упал. После этого Томас около месяца не вставал с постели. Но мать продолжала бороться за его жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с термосом свежего бульона, хотя лечащий врач считал, что больному осталось жить несколько дней. Но Томас снова встал на ноги. Первого мая 1985 г. его выписали из больницы.

Томас почувствовал силы и даже немного поправился. Он пытался совершать маленькие прогулки по улице, однако уже через пару сотен метров силы покидали его. Раньше этого парня можно было сравнить с дубом, а теперь от него осталась только тень. Боль не покидала его. Ему стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: “Мне безразлично, что случится. Если это должно произойти, то я не хочу умереть в больнице”.

Томас С. умер дома.

ОБСУЖДЕНИЕ:

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СПИДе и СОСТОЯНИИ ПАЦИЕНТА ТОМАСА СОДЕРЖИТ ЭТО СООБЩЕНИЕ? (5 мин)

По ходу чтения текста расшифровывайте незнакомые термины и фиксируйте их на доске:

Токсоплазмоз–заболевание, вызываемое одноклеточным паразитом Toxoplasma gondii.

Источником инфекции могут быть подстилка или мусор, загрязненные фекалиями больных кошек, иногда–зараженное и недоваренное мясо.

Характерные симптомы: мышечные боли, утомляемость, вздутые имфатические узлы на шее.

Профилактика:

Избегать контактов с фекалиями кошек, носить перчатки и маску при работе с землей, хорошо проваривать любое мясо.

Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения нормального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови.

Симптомы СПИДа следует объяснять очень тщательно, т.к. студенты столкнутся со многими из них при обычных болезнях.

Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов 20 века. Краткая формулировка прогноза гласила: “В 80–е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью”. Предсказание основывалось на двух экологических правилах. Первое: ниша не может пустовать. Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм.

Экологическая ниша начала пустеть в результате успехов медицины, когда многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью. Меры по их уничтожению были применены быстрые и верные, но стратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовало опасаться абсолютной победы – полного уничтожения инфекций. Не остереглись. “Дремавший на задворках биосферы” ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу.

Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различна.

Концентрация вируса Среда обитания

Очень высокая Кровь, семенная жидкость

Высокая Вагинальная жидкость, материнское молоко

Низкая Моча, экскременты

Очень низкая Пот, слюна, слезы, носовой секрет

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Можно ли убить возбудителя СПИДа?

1. 50–70° спирт несколько секунд

2. Попадание в желудочно–кишечный тракт разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой

3. t°=56° 30 минут

4. Попадание на кожу через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже

5. Кипячение мгновенно

6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) мгновенно

Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным.

ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки (которая особенно предрасположена к повреждению), женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.

Контрольное задание: в предложенных тестах укажите знаком “+” или “–” в какой ситуации возможен перенос ВИЧ, а в какой – нет.

Тест “Пути переноса ВИЧ”

Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

Совместные игры

Чихание, кашель, через слюну

Использование многоразовой посуды в столовой

Домашние животные

Половые контакты

Занятия спортом

Общественные туалеты

Совместная работа и проживание с зараженными людьми

Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

Использование наркоманами общих игл для инъекций

Страстный поцелуй

Совместная проверка результатов, исправление ошибок.

2 блок “Обратный всплеск”

Задачи:

Формирование новых и уточнение существующих представлений студентов о ВИЧ–инфекции и СПИДе

Обобщение полученного опыта

На данном этапе наиболее эффективно проведение дискуссии по группам (удобно разделить класс на 6 групп – три в поддержку и три – оппоненты) для обсуждения следующих вопросов.

Контраргументы

Контроль: необходимо создать жесткую систему контроля, сокращающую до минимума возможность заражения СПИДом здоровых людей через нормативно–правовое регулирование и систему контроля.

Реабилитация: люди, больные СПИДом, – полноправные граждане общества, они нуждаются в медицинской и социальной помощи.

Просвещение: создание системы информированности населения и формирование положительных нравственных ценностей

Итогом работы на уроке может стать творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

 

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

 

Пример синквейна по данной теме:

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Распространяется из–за невежества.

5. Боль.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

Общие выводы по занятию (записываются в тетрадь):

“Природа не терпит пустоты”: пустующая экологическая ниша непременно “заполняется” другой живой системой.

СПИД – это не только вирусная или социальная болезнь. СПИД – это многофакторный процесс.

Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ей пользоваться.

СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску.

Каждый человек сам отвечает за свои поступки.

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Заключение: НАМ РЕШАТЬ!

Рефлексия: закончить фразы:

Я думал…

Теперь я думаю…

Я делал…

Я сделаю…

 

4.9. Метод проектов: «Экологическая ситуация регионов СКФО»

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Студенты заранее делятся на несколько групп, подготавливают материал по экологическому состоянию регионов СКФО, а затем на семинарском занятии оформляют карточки, соотнося полученные знания.

Пример оформления карточки: Перенесите индикаторы показателей сфер в таблицу)

Показатели экологического состояния региона Республика Северная Осетия - Алания
Социум (среда обитания человека) Экосфера (природа и природоохранная деятельность) Техносфера (состояние экономики и промышленных объектов)
Средняя продолжительность жизни Рождаемость Смертность Лидирующие заболевания Смертность среди детей Развитие медицинского обслуживания Земельные и почвенные ресурсы Рекультивация земель Концентрация загрязняющих веществ почвы, воды, атмосферы Эрозия почвенного покрова Состояние воздуха Биоразнообразие   Промышленная среда Наука и технологии Промышленные отходы Власть и закон  

 

 

Задача команд на основании полученной информациипроанализировать показатели, систематизировать их по группам показателей экологической безопасности и обосновать прогноз экологической ситуации региона, с учетом его экономической значимости в СКФО:

Республика Северная Осетия — Алания характеризуется катастрофической экологической ситуацией, так как

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.