Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические стили оконного убранства. Стили, потоки и направления






1) Ренессанс

С эпохи Ренессанса начинается осознанное украше­ние интерьеров. Именно в этот период великих перемен и возрождения живописи и архитектуры украшение интерьеров стало восприниматься как особое направ­ление искусства. Идея намеренного использования предметов мебели в качестве декорации, а также при­менения единообразных и гармонирующих тканей вскоре стала популярной по всей Европе. Представле­ния о «цивилизованной жизни В доме» начали руко­водствоваться набором установленных правил. Это было началом искусства дизайна интерьера и разви­тия индустрии оконного убранства.

Основным способом изоляции окна в течение периода Ренессанса были деревянные ставни. Закрепленные с внутренней либо с наружной стороны окна, ставни могли закрывать оконный проем, защищая по помещение от дождя и яркого солнечного света, но практически не помогали сохранить тепло. Они имели чисто функциональное назначение.

В XV1 веке введение в обиход легких прозрачных тка­ней дало возможность создания простых и угилитар­ных занавесок Занавески, чаще всего из тонкого газа или муслина, позволяли контролировать солнечное освещение и сохранять определенную уединенность. Подвешенные на металлических штангах при помощи крючков, обычно отдельными полотнищами, занаве­ски получили широкое распространение лишь после 1650-x годов.

Хотя в эпоху Peнессанса убранство окон было простым и непритязательным, занавески, составлявшие убран­ство кроватей, а также портьеры, разделявшие комнаты, были выполнены гораздо искуснее. Они помогали сохранять уединенность и не давали сквознякам и зву­кам распространяться по всему дому. Занавески та­кого типа назывались «портьерами» от французского «porte», что означает «дверь». Портьеры висели внутри помещения. Полотнище ткани, возможно шелка, льна или шерсти, утром подвязывалось к косякудвери и опус­калось на ночь, отгораживая помещение.

В это время наиболее ценным имуществом человека была кровать. Спальни знати должны были отражать всю важность положения своих владельцев. Кровати с балдахинами на четырех столбиках и пологами представляли собой большие деревянные конструк­ции, украшенные искусной резьбой. Занавеси полога крепились под балдахином и полностью закрывали кровать. В холодных северных странах это помогало сохранять тепло и не допускать сквозняков, тогда как в более теплых средиземноморских странах основ­ной функцией полога была защита от москитов и на­секомых.

Слово «полог» (английское «canopy») было произведено от греческого слова «konops», что значит «комар».

Ткани этого времени были главным образом гладкого плетения, шелковые, шерстяные или хлопковые. По мере развития новых способов ткачества, во Фран­ции и в Италии начинается широкое использование бархата и парчи насыщенных и переливающихся цветов. Хлопковые ткани теперь украшались ручным набивным рисунком или рисованными узорами с круп­ными цветочными мотивами. К концу эпохи Ренессанса в оконное убранство начали включаться подзоры. Ламбрекены и карнизы, формы которых были навеяны мотивами греческого искус­ства, стали теми завершающими штрихами, которые придали занавескам более изысканный вид, достигший особенного расцвета в эпоху барокко.

2) Барокко и ранний георгианский стиль

Эпоха барокко внесла большие изменения в окон­ное убранство. Впервые в истории оконные занавески стали продуманным декоративным элементом внутрен­него оформления комнаты. Дальнейшие успехи в раз­витии технологии ткачества, в сочетании с растущим ввозом хлопковых тканей из Индии, позволяли созда­вать новые интересные ткани специально для исполь­зования в оконном убранстве. «Более сложные» и «театрализованные» - вот самые распространенные эпитеты при описании всех видов оконного убранства эпохи барокко. Карнизы и ламб­рекены теперь получили распространение как наибо­лее предпочтительные способы завершения верхней части оконного убранства, хотя их первоначальным назначением было всего лишь скрывать штанги и ра­бочие части занавесок, укрепленных под ними. Карнизы вырезали из дерева и, как правило, придавали им весьма изощренную форму. Ламбрекены, в отличие от карнизов, обычно выполнялись из плотной жесткой ткани, фигурно выкроенной, и часто украшались по краям декоративными элементами.

Отделка галуном и бисером, искусство изготовления декоративной тесьмы процветали во Франции во вре­мя правления Людовика XIV. Позже мастера-гугеноты из-за религиозных преследований бежали в Герма­нию, Англию и Нидерланды, унося с собой секреты утонченного ремесла. Красивая отделка, которая изначально использовалась для того, чтобы скрыть подгибки и места соединения драпировок, постепенно превратилась в декоратив­ный элемент, доступный только членам королевской семьи и знати. Плоские шнуры и тесьма, бахрома с кисточками и сутаж из тонких шелковых нитей укра­шали края полотнищ из бархата, парчи и камки.

Оконные занавески первоначально представляли со­бой простое отдельное полотнище ткани. Новая мода на занавески из двух полотнищ придала оконному убранству симметричность.

Даниель Маро, французский ХУДОЖНИК и обойщик XVI века, считается автором «фестонов», занавески, которая может быть стянута вверх, создавая эффект ламбрекена. Исходя из этого принципа, было разра­ботано множество разнообразных фасонов жалюзи и маркиз, из которых самыми распространенными являются маркизы и подзоры с кисточками. Обтянутые тканью скользящие рамы защищали поме­щения от яркого солнца в течение дня. Для них ис­пользовались очень тонкие, прозрачные ткани, натянугые на раму и пропитанные маслом. Рама монтиро­валась в оконном проеме. Кроватные пологи в эпоху барокко также стали более изощренными. Сама деревянная конструкция над кроватью стала меньше, чем в эпоху Ренессанса, но пологи и балдахины над кроватью достигли нового уровня роскоши и детализации.

Ранний георгианский стиль был декоративным сти­лем Англии и Америки, процветавшим одновременно с эпохой барокко в Европе. Несмотря на то, что ран­ний георгианский стиль испытывал сильное влияние европейского барокко, он был более рафинированным и менее сложным. Многие произведения, которые относят к раннему георгианскому стилю, приписыва­ются сэру Кристоферу Рену, королевскому архитек­тору Англии конца 1600-х годов.

3) Поздний георгианский стиль

Самой важной из идей, которые развивались в течение позднего георгианского стиля, была мысль привести оконные занавески в соответствие с кроватными дра­пировками. Первоначально эти два элемента воспри­нимались как не связанные между собой в оформлении интерьера комнаты. Богатые дамасские ткани и парча золотых, голубых и красных цветов теперь использо­вались и для занавесок и для кроватных драпировок другими цветами, которые доминировали в интерье­рах этого времени, были бирюзовый и коралловый.

Кроватные драпировки были теперь обыкновенным явлением по всей Европе, сохраняя тепло и являясь украшением величественных покоев этого времени. Хлопковый ситец с набивным рисунком с мотивами английских садов наиболее высоко ценился в это вре­мя средним классом, что увеличивало популярность этого типа убранства. У состоятельных людей обычно имелись два комплекта кроватных драпировок: тяже­лые ткани и гобелены для использования в зимнее время и более легкие муслиновые - для лета.

Изысканные ламбрекены элегантных очертаний определяли силуэт окна позднее георгианского време­ни. Украшение аппликацией и выш жалюзи, которые поднимались под ламбрекены при помощи шнуров, считались самым мод­ным фасоном в Европе.

Оконное убранство позднего геор­гианского периода можно описать как самое подвижное и перемен­чивое. Новейшие ткани и фасоны позволяли сделать занавески мягко струящимися. Этому ощущению движения дополнительно помога­ло использование мотивов ленто­чек и гирлянд в рисунках тканей. В Англии в этот период самым популярным фасоном были «Ита­льянская низка», или занавески с фестонами. Полотнища этих занавесок драпировались таким образом, чтобы выглядеть как фе­стоны, для чего струну протяги­вали по диагонали в направлении наружных верхних углов окна, что заставляло ткань занавесок висеть грациозными волнами. Современные дизайнеры интерьера до сих пор пользуются этим очень элегантным способом изготовления фестона.

Рамы с промасленной тканью эпохи барокко продол­жали широко использоваться в качестве защиты от солнца и в этот период. их часто расписывали вруч­ную замысловатыми узорами или сценами на приро­де. Эти рамы стали предшественниками роликовых штор, появившихся ближе к концу этого периода.

Роликовые шторы изготавливали из натурального льна или хлопка и использовали натяжную систему подъема, чтобы их можно было опускать и поднимать ДЛЯ контроля освещения и создания уединенности.

Оконное убранство становилось все более сложным по мере того, как архитекторы начали разрабатывать стили и очертания окон, основываясь на системе про­порций, установленной в соответствии с идеалами итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио и на­званной «принципами Палладио». Эта система пред­ставляла собой определенный набор пропорцио­нальных соотношений> основанных на классической архитектуре античной Греции, которые можно было применить к различным элементам экстерьера, вклю­чая окна.

4) Рококо. Стиль Людовика XV

О т эпохи барокко до Викторианской эпохи за внутреннее убранство всего дома были ответственны исключительно обойщики. Изысканные кроватные драпировки и оконные занавески были результатом разработок этих опытных и влиятельных людей. Они делали заказы и выбирали различные товары, которые требовались для воплощения их расточительных проектов. Одним из таких людей был Томас Чиппендейл.

В 1754 году Чиппендейл издал книгу образцов узоров «Руководство для джентльмена и оформителя кабине­та». Эта книга не теряла свое значение в области уб­ранства интерьеров в течение многих лет. Чиппендейл обычно использовал мотивы, навеянные китайским искусством, наряду с мотивом раковины – «фирменным» знаком эпохи рококо. Эти мотивы использовались и в узорах тканей, так же как в богатой деревянной резьбе кроватей и прочих предметов мебели.

Форма окон этого времени создавала массу труднос­тей, как часто бывает и сегодня. Готические узкие стрельчатые окна, широкие арочные окна получили распространение по всей Европе и в Британии. Чип­пендейл создал изогнутые карнизы и ламбрекены для украшения этих окон и затем драпировал их маркиза­ми с мягкими складками. Большое внимание в этот пе­риод уделялось более легким драпировкам и балдахи­нам кроватей, предпочтение отдавалось стремлению к большему комфорту. Легкая шелковая тафта была самой распространенной тканью для изготовления

оконных занавесей и драпировалась по-новому, более легкими складками, что и отличает убранство этого периода. Цвета стали более утонченными: мягкие пас­тельные оттенки желтого, розового и голубого при­шли на смену темным насыщенным краскам предыдущего столетия.

Поднимающиеся вверх занавеси, которые назывались «Римские драпирующиеся шгоры» были самым модным видом оконного убранства этого времени. Стягивающиеся вверх занавески приобрел и дополнительное на­полнение и в результате стали выглядеть мягче. С этими занавесками использовались драпировки из более бога­тых и темных тканей, просто закрепленные сверху или дополненные украшенными ламбрекенами. Развитие текстильной промышленности позволило со­здать ткани, имевшие качества, которые не изменя­лись со временем, известные сегодня просто как полотно­. Полотно было первой тканью, окрашенной с использованием медных досок. Этот способ позволял производить ткани, которые имели более отчетливый рисунок, а также более крупный раппорт узора. Технология полировки тканей для получения «ситца» также была введена в обиход в это время.

По мере того как балдахины становились все менее тя­жeлoвecными, деревянные конструкции над кроватями также изменились и получили несколько разновид­ностей. «Половинный балдахин» был более компакт­ным, отстоявшим от стены лишь над частью кровати, а не над всей длиной. «Польская кровать» имела на­вершие в виде купола, который поддерживался стойка­м и во всех четырех углах кровати, задрапированными красивыми шелковыми полотнищами. Во Франции стало обычным помещать кровати в альковы и устра­ивать вокруг них ламбрекены с боковыми занавесями.

Шелк и хлопок пришли на смену более тяжелым тка­ням, таким как бархат и расшитые гобелены, которые использовались для балдахинов кроватей в эпоху ба­рокко. Период рококо обозначил переход от очень витиеватого и изощренного стиля эпохи барокко к изысканному классическому стилю, который доми­нировал в период неоклассицизма конца XVIIIвека.

5) Неоклассицизм

 

Неоклассицизм представляет собой элегантный стиль оформления, который характеризуется исполь­зованием простых геометрических форм. Классичес­кие произведения искусства древней Греции и Рима, найденные при раскопках в Помпеях и Геркулануме в 1700-х годах, вдохновили этот стиль.

Открытия, сделанные в античных руинах, повлияли также и на цветовые предпочтения эпохи неоклассики. Цветовую гамму этого периода составляют земляные от­тенки, такие как глина, терракота и зелень с черными акцентами, другие расцветки вошли в употребление под влиянием промышленности, а не истории.

Произведения керамического завода Веджвуда создали моду на голубые и синие оттенки, и ткацкие фабрики Обюссона и Гобелена во Франции начали произво­дить ткани этих цветов. Фасоны кроватей и кроватных балдахинов в это время становятся делом скорее мебельщика, чем обойщика. Результатом этой перемены стало уменьшение роли кроватных драпировок и появление согласованных карнизов кроватей и окон. Краснодеревщиком, чьи идеи оказали большое влияние на интерьеры конца 1700-х годов, был Томас Шератон.Шератон был знаменит как создатель уникальных кроватей и сложных карнизов. Ему приписывается вве­дение в обиход карниза «пагода» отмеченного сильным влиянием китайского искусства. Модели Шератона, опубликованные в конце 1793 года в «Книге рисунков для краснодеревщика и обойщика» были украшены резьбой, позолотой и классическими мотивами.

Самым распространенным фасоном оконного убран­ства эпохи неоклассицизма были драпирующиеся занавески, теперь располагавшиеся симметричными парными полотнищами. Они выглядели довольно не­притязательно, что повлекло необходимость усовер­шенствовать карнизы-штанги, сделать их более деко­ративными или функциональными. Появление в это время первых карнизов со шнуром и блоком, теперь известных как карнизы с раздвижным механизмом, по­зволяли уменьшить износ и истирание драпировок

Эти новые карнизы посередине заходили один за дру­гой, что весьма усиливало законченность общего вида драпировок. Кроме того, декоративные карнизы-штанги с изукрашенными наконечниками и кольцами уравновешивали незатейливый силуэт занавесок это­го времени и делали убранство более интересным. По мере того как прозрачные ткани приобретали все большее распространение, под верхние драпировки был добавлен слой нижних занавесок. Эти тонкие муслиновые занавески монтировались к оконной раме и придавали комнате дополнительный уют и защиту от солнечных лучей.

Крупнейшим технологическим достижением в про­изводстве декоративных тканей этой эпохи было изо­бретение Джозефом Жаккардом в 1804 году ткацкого станка. Этот сложный станок позволял машинным способом выткать материю с самыми изощренными узорами, которые ранее могли быть выполнены толь­ко вручную весьма трудоемким способом.

Ближе к концу периода неоклассицизма четкая сим­метрия, свойственная очертаниям оконного убранст­ва, уступила место асимметричным моделям, которые приобрели широкое распространение позже, в эпоху ампира.

6) Ампир

К ак только забота о здоровье привела к пониманию, что кроватные пологи и балдахины препятствуют циркуляции воздуха, собирают пыль, а в деревянных конструкциях кроватей поселяются насекомые, на смену прежним конструкциям пришли открытые кровати, сделанные из железа. Результатом стало уси­ление декоративной роли кроватных покрывал и оконного убранства, характерного для эпохи ампи­ра и Регентства.

Исходя из тех же соображений, которые привели к от­казу от кроватей с балдахинами, тяжелые ламбрекены и карнизы также стали играть меньшую роль. Богатство и изобилие оконного убранства достигалось теперь

путем использования многослойных занавесей, часто расположенных асимметрично. Нередко окно имело 4 или 5 отдельных слоев занавесей: верхние драпи­ровки, нижние занавески, сделанные из более легкой ткани, маркизы и жалюзи, а также, возможно, ламбрекен или подзор, который укреплялись поверх всего ансамбля.

Популярность прозрачных нижних занавесок в тече­ние периода ампира продолжала расти. Сделанные из шелка или хлопкового муслина нейтральных оттенков, нижние занавески превратились в общепринятый элемент оконного убранства. В иных случаях, в менее официальных интерьерах, использовались нижние занавески, также сделанные из муслина, которые за-

креплялись на нижней половине окна, близко к плос­кости стекла. Историки предполагают, что оба типа занавесок служили для защиты от солнечных лучей, а также от проникновения насекомых.

Уменьшение роли ламбрекенов и подзоров вызвало необходимость создания более замысловатых фасо­нов карнизов для драпировок и завершений. Заверше­ния, украшенные регулярными французскими защи­панными складками, плиссировками, сборками или буфами, приобрели более организованный и декора­тивные вид, тогда как штанги карнизов превратились в роскошную нарядную деталь, предназначенную для демонстрации. Формы медных или деревянных нако­нечников и кронштейнов этих карнизов были навея­ны либо классическими мотивами, такими как листья лавра или аканта, либо военными орнаментами, такими как копья или орлы.

«Продолженная драпировка» - термин, который ис­пользовался для обозначения практики превращения двух или более отдельных окон в одно при помощи единого непрерывного ламбрекена или подзора, с лег­костью нашел свое применение и по отношению к асим­метричным фасонам этого времени. Каждое окно само по себе было асимметричным, но при объединении с другими окнами в единый ансамбль зеркальное от­ ражение создавало впечатление уравновешенности.

На протяжении периода ампира росла популярность длинных занавесей с буфами на полу. Модельеры этого времени расходились во мнении, какая длина полотнищ является наиболее подходящей: от нескольких санти­метров, грациозно ниспадающих на пол, до метра тка­ни, создающей более драматичный эффект.

Историки также расходятся во мнении относительно причин возникновения этой излишней длины ткани, выступающей в роли так называемого «пылесборни­ка •. Некоторые полагают, что длина драпировок явля­лась проявлением достатка: чем состоятельнее был владелец, тем больше метров ткани он мог себе позво­лить. другие считают, что этот фасон являлся чисто функциональным способом предотвратить сквозняки из окон. Этот довод кажется особенно правдоподоб­ным, так как пологи кроватей предшествующих времен были теперь упразднены.

Другой декоративной деталью, которая широко ис­пользовалась в это время, была изнаночная подкладка. Вспомогательная ткань, использованная в качестве подкладки основных занавесей, могла создавать впе­чатление дополнительного слоя занавесок, когда ос­новные занавеси раздвигались или поворачивались изнанкой вверх, обнаруживая контрастную подкла­дочную ткань.

Роликовые шторы внесли в дизайн интерьеров элемент артистизма. Их полотнища превратились в хол­сты для нарисованных пейзажей и набивных узоров.

Иногда окаймленные бахромой или бордюрами, ро­ликовые шторы становились неотъемлемой составля­ющей оконного убранства этого периода.

На протяжении своей истории оконное убранство раз­вивалось циклически: времена изобилия и роскоши сменялись периодами подчеркнутой простоты, идеи переходных эпох со временем достигали пика своего развития. Многослойные убранства периода ампира и Регентства были началом стиля, который достиг пика в напыщенном изобилии Викторианской эпохи.

 

7) Викторианский стиль

Общей тенденцией было использование отделки бах­ромой и различными тканями. К краям драпировок и подзоров часто прикреплялись ленты из контраст­ных тканей. Более тяжеловесная и пышная буйонская бахрома пришла на смену бахроме с кисточками и га­луном.

Все большую популярность приобретали кружевные ткани, которые использовались для нижних занавесок и для занавесок, прилегающих к стеклу, машинное производство кружевных и сетчатых тканей делало их более доступными для среднего класса. Кружевные или прозрачные полотнища плотно собирались верхним краем на медных карнизах-штангах, а нижний край либо свисал свободно, либо прикреплялась к окон­ной раме при помощи второй штанги, продетой сквозь нижнюю подгибку занавески. При использовании этих занавесок на окнах спален или в стеклянных дверях, их полотнища перевязывались посередине стягивающей лентой, которая придавала им очерта­ния песочных часов.

Ламбрекены - удлиненный вари­ант карниза с тканью, спускаю­щейся вдоль боковых сторон ок­на, были в моде в период ампира и раннюю Викторианскую эпо­ху но к концу XIX века устарели и вышли из моды. Стало казаться, что эти массивные конструкции слишком тяжелы для интерьеров этого времени и что они пере­крывают слишком много света.

Появлялись и новые фасоны тка­невых оконных занавесок Для создания мягких волн постоянно увеличивалось количество ис­пользуемой ткани и наполнение занавесок Результатом этой эво­люции стали австрийские шторы (маркизы), с более мелкими и час­тыми фестонами. для придания ансамблю большей элегантности и изысканности австрийские за­навески часто дополнялись ламб­рекенами и подзорами в складку


Наиболее уважаемые дизайнеры этого времени рекомендовали своим заказчикам добавлять к за­навескам подкладочную и про кладочную ткани. Подкладка не только продлевала жизнь основной ткани, она улучшала теплозащитные свойства за­навесок и помогала предохранять обивку других предметов мебели от выгорания на солнце.

По мнению известного дизайнера Джона Лоудона, занавески не могли выполнять функцию защиты от сквозняков в тех случаях, когда не использо­вался верхний широкий карниз или подзор. Этот деревянный короб должен был закрывать то пространство над верхней частью занавесок, от­куда мог проникать холодный воздух. Карнизы, которые использовались в это время, были мень­шего размера и менее вычурными, чем карнизы предшествующих периодов, хотя по-прежнему в них присутствовала позолота и иногда дополни­тельные медные украшения.

Роликовые шторы, которые теперь выпускались с пру­жинными механизмами, оставались важным элемен­том оконного убранства, призванным обеспечивать уют и контролировать солнечное освещение. другими типами жалюзи, получившими чрезвычайное разви­тие в это время, были деревянные горизонтальные жалюзи и реечные ставни.

Противники чрезмерной пышности викторианского стиля объединились в группу реформаторов, которые отстаивали большую простоту убранства и возврат к готическим принципам дизайна. Это направление стало известно как «Движение эстетов». Вильям Мор­рис, чье имя стало синонимом декоративных тканей, был основоположником «Движения эстетов» в области дизайна интерьеров. Он и другие влиятельные дизай­неры, такие как Чарлз Истлейк, протестовали против удушливых, чрезмерно задрапированных оконных убранств расцвета Викторианской эпохи. Их собст­венные модели отличались простотой и функциональностью и служили лишь фоном для комнатного интерьера.

Идеи «Движения эстетов» оставались главенствующими до конца XIX века, когда в результате обратного про­цесса в оформление окон снова вернулось француз­ское влияние, что привело к возрождению изощрению­ сложных карнизов, верхних драпировок, нижних занавесок и всех тех украшений, которые были харак­терны для оконного убранства прошедших эпох.

8) Существует различные европейские стили, стилевые потоки, направления и школы. В истории Старого Света за последнее тысячелетие существовало несколько так называемых историко-художественных, или больших стилей. Каждый из них господствовал на исторической арене чуть меньше или больше ста лет. Первый из них – романский, за ним готический, сменившийся ренессансом, далее барокко, следом появился рококо, уступивший место классицизму, высшим выражением является ампир. Вторая половина 19 и весь 20 век, с их ускорившемся ритмом жизни, техническими новшествами, расцветом коммуникаций, не дали нам больших стилей, но зато создали такое понятие, как модное направление, течение. Самые крупные из этих направлений также принято называть стилями, но без определения «историко-художественный». К этим стилям относятся бидермейер, историзм, модерн, конструктивизм, арт-дизайн. Природа не терпит пустоты, поэтому в периоды смены стилей очень часто возникали различные направления – либо диаметрально противоположные, либо частично вариантные по отношению к уходящему стилю; они также получили свои названия, такие, как стиль ренессанс, второе рококо и т.д.

В современном лексиконе часто встречаются названия стилей с приставкой « нео ». Это означает, что речь идет, как правило, о стилизации на тему любого из больших стилей. Под «ретро» также подразумевается все стилизации «под старину», от готики до модерна.

Это, наверное, самый востребованный стиль шторных композиций. Такие шторы помогают придать вашему жилищу строгость классицизма или пышность барокко. Многообразие вариантов таких штор позволяет вписать их в практически любой интерьер.

Неоготика предполагает насыщенных тонов тяжелые ткани (сукно, гобелен, атлас), гладкие или с неярко выраженным стилизованным цветочным или геральдическим рисунком. Подхваты темные, матовые, строгие, хотя для украшения могут использоваться розетки. Ламбрекены фигурной формы или каркасные, повторяющие стрельчатые готические мотивы. Длина штор максимальна, от потолка до пола, но по ширине всю стену, на которой расположено окно, композиция занимать не должна.

Классицизм, ампир требует легких тканей с тоновой гаммой. В качестве рисунка предпочтительна вертикальная полоса, причем не только цветная, но и создаваемая за счет фактуры ткани (матовая, блестящая). Полотна штор неширокие, прямые. Подхваты тонкие, строгих очертаний.

Рококо – самый женственный стиль, легкий и изящный, грациозный и уютный, кокетливый и интимный. Рококо отличают утонченная роскошь, интеллигентность, лиризм. Окна в стиле рококо выполняются от пола до потолка, в их оформлении преобладают пастельные цвета, завиток в рисунке, различные бантики, ленточки, розанчики.

Богато декорированные орнаментом, как тканым, так и расписным, металлизированные виды парчи и мягкие, тонкие, струящиеся ткани, а также тяжелые, ворсовые материи будут уместны в интерьере, оформленном в византийском стиле. Характерны также комбинирование различных видов волокон в одном полотне: растительного и животного происхождения, растительного и минерального. Два основных цвета, используемых в этом стиле – золотой и пурпурный.

Бидермейер любит бархат и атлас ярких, насыщенных тонов. Рисунок ткани – растительные орнаменты, гирлянды, арабески, ленты. Шторы, задрапированные в крупные складки, украшаются воланами, кистями, фестонами, бахромой, причем отделка по цвету может отличаться от основной ткани, например кисти и бахрома с металлической нитью под золото. Обязательно присутствие ламбрекена – плетенного, фигурного, составного на вздержках или присборенного. В этом стиле карниз не закрывается ламбрекеном, он, наоборот, становится основной фигурой шторной композиции.

Модерн предпочитает асимметричные композиции из плотных тканей (сукно, бархат), колорит сдержанный, пастельных тонов в оттеночной гамме. Рисунок, если он присутствует, - некрупный, растительных мотивов. Форма драпировок удлиненная, используются ламбрекены с перекидом через штангу. Шторы могут быть украшены кистями в тон основному цвету ткани, допустима недлинная бахрома в той же гамме. Кисти на длинных витых шнурах можно использовать для подхватов.

Для романтического стиля можно использовать любые ткани и сочетания цветов, лишь бы выбор подчеркивал основные признаки выбранного вами стилевого направления. Здесь могут быть использованы все виды шерстяных тканей, а также восточные шелк, тафта, хлопок, на которые, как правило, наносится орнамент с геральдическими мотивами или геометрический рисунок.

Готический стиль. Его можно охарактеризовать как «цельный и яркий». Для готического стиля в целом характерна большая декоративность интерьера, что отразилось и в тканях: золотая нить, техника набивных рисунков на ткани. Характерные рисунки – трилистник, звезда, полумесяц; часто это золоченые изображения на темном фоне ткани. Могут использоваться шерстяные и кожаные полотна. Именно этот стиль ввел понятие гарнитура, когда для оконных штор используются ткани, сочетающиеся с обивкой мебели и покрывал.

Барокко. Характеризуется вычурностью и богатством: тяжелые шторы с кистями и бахромой, цвет чаще всего темно-синий, вино-зеленый, розово-красный.

Русский стиль – яркая красочная гамма цветов, изысканные и пышные узоры, виртуозная техника ручного ткачества. Для него характерно использование тканей разных видов (сукно, бархат, атлас, шелк, лен, шерстяные ковры).

Французский стиль. Французы создали богатую технику украшения интерьера тканью, используя кокетливые рюши и изящную плиссировку. Словосочетание французский стиль не случайно часто воспринимается как синоним изысканного шарма и роскоши, ведь в прежние века для оформления парадных дворцовых помещений во Франции использовались дорогие ткани ручной работы с вплетенными золотыми нитями, бархат и парча, драпировки, отличавшиеся сложностью кроя и изысканностью линий. В тканях использовались рисунки с цветочным, растительным орнаментом, отличающиеся сочностью натуральных оттенков и буйством красок.

Английский, или колониальный стиль. Сегодня это органичный сплав старого и нового, но, прежде всего, - лаконичность форм и продуманность деталей. Основной мотив этого стиля – вертикальная полоса, которая так или иначе повторяется в оформлении окон, стен, обивке мебели. В интерьере английских гостиных строгая английская клетка прекрасно сочетается с романтичным цветным узором.

Итальянский стиль. Италия давно признана законодательницей мод в области текстильного декора. Итальянский стиль отличают яркие, гармонично и тщательно подобранные цвета: бледно-желтый оттенок песчаного пляжа и розовые тона предрассветной дымки, песочно-желтый и оливковый, томный охристо-красный и терракотовый, много золота и синева, напоминающая о небе Италии.

Восточный стиль – это обилие золотых украшений, кистей, бахромы, бисера и стразов, роскошные парча и бархат, блестящий шелк, муары и воздушная органза, которые переливаясь волшебным сиянием, напоминают дворцы магараджей и волшебные сказки Шахерезады. В современных интерьерах, испытывающих «восточное» влияние, предпочтительнее использовать гладкие прозрачные ткани, свисающие с естественной непринужденностью и окрашены соответственно заданному образу, то в строгие серые, зеленоватые или сини цвета ночного неба, то в яркие желтые, оранжевые и красные тона жаркого дня.

Минимализм. Стиль минимализм нашел свое отражение в текстиле белого, серого и серебряного цветов. Это множество прозрачных и полупрозрачных тканей и разнообразных материй с прозрачными вставками. Изготовленные из них шторы с лавсановыми вставками, похожими на слюдяные окошки, наполнят комнату веселыми солнечными зайчиками. Очень выразительны металлизированные материи серебристого, золотого, медного цветов. В минималистическом интерьере будут уместны легкие, воздушные ткани без рисунка и каких бы то ни было отвлекающих внимание деталей, хорошо подойдут рулонные шторы. Благодаря использованию в рулонных шторах разнообразных тканей можно добиться любой освещенности в помещении, вплоть до полного затемнения.

High-tech. Специально для оформления таких проектов производители выпускают ткани с эффектом помятости, потертости, с нерегулярными гофрированными складками. Например, для актуального стилевого направления, поддерживающего протест против демонстративной роскоши, дизайнеры разработали эффектные ткани, напоминающие цветной полиэтилен или алюминиевую фольгу, и сетки, похожие на тару плодоовощных баз или целиком сотканные из металлической нити, а также разнообразные материи с заплатками, настроченными бахромчатыми лоскутками, или «прожженными» отверстиями. Имеются также ткани, как две капли воды похожие на подкладочный материал флизелин. Не менее оригинальна материя в виде воздушной паутинки, однотонная или с рисунком. Несмотря на то что полотнище образовано из спутанных невесомых нитей, его можно стирать и гладить.

Бионика – направление, включающее в себе авангардные идеи в природных, зачастую и в органических формах, материалах, фактурах, и предполагающее использование подлинных, иногда необработанных поверхностей: кожи, меха, войлока.

Экологический стиль. Пеньковая ткань, выработанная из стволов травянистых растений, хлопчатобумажные и шелковые полотна с включением в качестве акцента рафри – волокон, получаемых из пальмовых листьев. Очень эффектно выглядят с реалистической точностью проресованные цветочно-растительные мотивы выразительного силуэта, иакие, как ирисы, орхидеи. Очень модны мотивы природы, растительного и животного мира: всевозможные листья и цветы со стеблями, изображения срезов растений под микроскопом, насекомых, перьев. Цветочные рисунки напоминают стиль 1950-60 годов: легкие, в акварельной манере, с растениями на длинных стеблях по гладкому светлому полю. Одна из актуальных тем в декоре тканей – морская. Изображение рыб, гальки, водорослей всех оттенков голубого, лимонного и бирюзового цветов, реалистические или стилизованные, в духе японской графики, изображение ракушек словно навевают мечты о путешествиях. Интересны интерьеры, оформление которых построено на световых эффектах. Для этого используются материалы из оптических волокон, преломляющих и отражающих свет, прозрачные и светящиеся, с топографическими рисунками.

А, например, ткани, вышитые бисером, стеклярусом, блестками, можно отнести к любому стилевому направлению. В них есть романтизм колониальной эстетики и аромат древних эпох, игра света и тени, радужные блики и капли дождя, блеск драгоценностей и елочная мишура.

Эко-дизайн, в отличие от своего предшественника – натур-стиля 70х годов прошлого столетия, уже не стремиться использовать мотивы живой природы, а подчеркивает величие стихий и красоту природных материалов. Стиль предпочитает аксессуары ручной работы: вязаные или выполненные в технике лоскутного шитья панно и покрывала, плетеная мебель. Эко-дизайн смирится с первым вариантом штор для стиля кантри (эти стили очень близки). Но для него также можно использовать комбинацию из многослойных прозрачных шифоновых занавесей, возможно, формирующих ламбрекен, с более тяжелыми гардинами из плотного однотонного шелка.

Этнический стиль характеризуется присутствием в интерьере характерных фольклорных элементов, принадлежащих культуре той или иной страны. Сейчас в моду входит интерьеры в южноамериканских традициях, с применением в качестве декоративных деталей мексиканских ковров, плетеной мебели, расписной керамики. Чистая Африка с большим количеством масок и т.д. удачно дополняется анималистикой: рисунки тканей имитируют шкуры экзотических животных, фотографии, панно, изображающие эту живность, становится ключевыми в декоративной отделке помещений.

В отличие от несколько примитивистских элементов эко-дизайна кантри использует кокетливые декоративные детали: рисунчатые обои, ковры и коврики, яркую клетку и полоску в тканях, оборки и рюши на покрывалах. Для кантри характерны натуральные ткани (лен, хлопок), однотонные, в полоску, с фольклорным рисунком (имитация вышивки крестом, изображения элементов народной росписи). При этом полотна штор не драпируются, крепятся к штанге на тканевых петлях. В то же время этому стилю соответствуют кокетливые занавески с оборками или рюшами и сосборенным ламбрекеном, выполненные из тканей в клетку (красная с белым, оранжевая с белым) или мелкий цветочек. Такие шторы требуют подхватов, завязанных бантами, или еще чего-нибудь столь же легкомысленного (розочки, бабочки и т.д.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.