Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декоративные ткани как средство цветовой гармонизации среды






 

Важный элемент цветовой композиции интерьера — декоративные ткани. Их художественное и цветовое решение обусловлено планировкой интерьера, масштабом, задаваемым архитектурой, общим цветовым решением, уровнем развития текстильной промышленности, эстетическими запросами общества.

Само название — декоративные ткани — подчеркивает их назначение: украшать, декорировать, усиливать эстетическое звучание интерьера. Декоративные ткани в интерьере несут не только эстетическую, но и утилитарную нагрузку, обеспечивают звукоизоляцию, защиту от избыточного тепла и света, трансформируют пространство, зонируют помещение.

Практика показывает, что цвет текстильных изделий подбирают сучетом; а) функционального назначения изделий и условий их эксплуа­тации; б) функционально-конструктивной структуры помещений; в) и особенностей архитектурной формы м и композиции интерьера; г) условий ориентации помещений,

Форма и цвет текстильных изделий выявляют особенности функционального назначения промышленных изделий, одновременно облегчают т зрительное восприятие интерьера и устанавливают взаимодействие между архитектурой и человеком»

Текстильные изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в укрупненном масштабе, и наоборот, применение многоцветных тканей повышенной контрастности создает впечатление мелкомасштабности.

Декоративные ткани темных тонов (пурпурные, фиолетовые, коричневые, темно-серые, черные).кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых, желтых, белых, поэтому большие полотна тканей, размещаемые в интерьере, желательно подбирать светлых цветов. При этом важно учитывать иллюзии, связанные с цветом: удаляющиеся от зрителей цвета — холодные и выступающие или приближающиеся — теплые.

Связь цвета текстильных изделий с предметной средой — один из важнейших факторов решения композиции интерьера. Чтобы создать благоприятную среду, необходимо учитывать не только цвет окруже­ния, но и взаимосвязь искусствен­ного и естественного освещения, ус­ловия ориентации. Во всех случаях при выборе цвета текстильных изделий, окраски помещений, оборудования ставится задача компенсировать недостатки архитектуры, максимально используя различные свойства цвета и материала.

Одна из характерных особенно­стей восприятия цвета — его изме­нение при искусственном освеще­нии. Эту особенность следует учитывать при подборе декоративных тканей для интерьера. Необходимо помнить: теплые — красные, оран­жевые и желтые цвета — светлеют, холодные — зеленые, синие, фиолетовые — темнеют, темно-зеленые не меняются; светло-желтые трудно отличить от белых; голубые зеленеют, а иногда неотличимы от холодных зеленых; синие становятся менее насыщенными, а темно-синие неотличимыми от черных; фиолетовые краснеют, а иногда неотличимы от пурпурных.

Таким образом, гармонию полихромной среды интерьера следует понимать как высшую форму целостной системы соотношений всех цветовых элементов, составляющих интерьер, между собой и в их совокупности


, по всем свойствам и в пределах взаимосвязей каждого цвета со светом, формой, функцией и материалом.

Современное понимание цветовой гармонии интерьера предполагает правдивое выявление художественных ценностей и красоты природного материала. Это в равной мере относится и ко всем остальным цветопредметным связям в помещении. Эстетическое совершенство создается сначала в воображении архитектора, затем воплощается в реальных условиях интерьера.

Если принцип гармонии рассматривать в неразрывной связи с двумя другими главными принципами композиции, то необходимо обязательно учитывать связи: цвет - конструктивная форма, цвет — художественный образ интерьера.

Особое значение в цветовой гармонии интерьеров общественных зданий приобретает контраст, подчеркивающий наиболее выразительные качества интерьера путем соответствующего подбора расцветок декоративных тканей. Принцип контраста требует, чтобы одна из тканей отчетливо доминировала над другой. Наличие двух контрастирующих тканей равной силы создает зрительное напряжение, которое не повышает импульс ощущения, а иногда ослабляет или вовсе разрушает его. Образ интерьера, где ни одна из тканей не доминирует над другой, невыразителен, отчего в интерьер вносится неопределенность, расплывчатость, некоторый диссонанс.

Приемы организации цветовой композиции интерьера при помощи подбора декоративных тканей имеют свои специфические особенности построения и могут использо­ваться с целью синтеза искусств, ансамблевости, художественной выразительности предметной среды. Эстетическая оценка цветовых отношений всех элементов композиции интерьера складывается из принципов тонального подбора тканей, распределения их цветовых поверхностей, функционального и художественного значения каждой из них в решении темы интерьера.

Качество образного решения отдельных помещений тесно связано с идейно художественным содержанием и цветовым решением батиков, ритмическим построением их композиций, симметрией и уравно­вешенностью изображений.

Бывает и так, что выбор мягких гармоничных цветовых сочетаний тканей в инте­рьере становится эффективным средством художественной вырази­тельности интерьера.

Цветовую гармонию в интерьере следует рассматривать как гармонию цветовых отношений тканей тектонических поверхностей и отделочных материалов, как совокупность цветовых комбинаций пола, стен, предметной среды с учетом всех основных характеристик цве­та — освещенности, тоновой насы­щенности, форм и размеров занимаемых этими цветами площадей.

Цвет — важнейшее средство орна­ментальной композиции тканей. Он обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. Графическая выразительность и богатство колорита текстильного рисунка в первую очередь зависят от хроматического контрастирования цветов и цветовых тонов. При выборе цветовой гаммы тканей для интерьера принимается во внимание желаемое эмоциональное воздействие, учитываются особенности архитектуры. Однако различные цвета неодинаково воздействуют на всех людей. Их действие зависит от среды и обстановки, сочетания с другими цветами, психического состоя­ния и настроения человека. Один и тот же цвет в различных условиях может производить разное впечатление на одного и того же человека или в одних и тех же условиях по-разному влиять на различных людей.

В интерьерах общественных зданий, где активное участие в цветовой композиции принимают цвета декоративных тканей, различают гармоничные (удачные) и негармоничные (неудачные) цветовые сочетания.

Гармоничное цветовое решение интерьера предполагает комбинацию различных цветов всей пред­метной среды в тектонике, постро­енной по эстетическим закономерностям цветового круга. Возможны абстрактые цветовые сочетания, гармоничные по отношению к определенной группе предметов или изделий, находящихся в определенных условиях. Только в таком случае цвет, форма и среда образуют единство. Эмоциональное же воздействие цветовой гармонии тканей зависит от взаимосвязи их худо­жественно-графического и цветово­го решения с характером архитек­турно-планировочного решения помещения.

Принимая во внимание значитель­ное влияние цвета декоративных тканей на цветовую гармонию ин­терьера, целесообразно при подбо­ре различных типов и видов тканей руководствоваться следующими принципами:

наиболее красивые сочетания да­ют цвета, расположенные в преде­лах больших и малых интервалов по цветовому кругу. Менее интересные — в пределах средних интервалов;

цвета в пределах малых интерье­ров воспринимаются как оттенки од­ного и того же цвета, а не' как со­четания разных цветов;

при любом соотношении цветов необходимо брать одинаковые со­отношения светлот; в сочетаниях интенсивных и неинтенсивных цветов должны преобла­дать последние;

возможны сочетания теплых цветов с темными, а холодных — со светлыми.

Исследования показывают, что при выборе текстильных изделий следует учитывать взаимодействие цвета с другими элементами архитектурной композиции.

Созданию композиционного колористического единства в пространстве смежных помещений способствует применение близких по цвету декоративных тканей или ковровых материалов с одно-характерным масштабным рисунком.

Рассматривая декоративные ткани как неотъемлемый элемент композиции интерьера, как своего рода объемную живопись, можно ска­зать, что художественная цельность композиции может быть достигнута путем тщательного подбора гаммы цветов декоративных тканей, сопоставлением их фактур, ритмом линий, игройсвета и тени, соотношением их пространственных величин, композиционное равновесие всех его текстильных элементов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.