Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Междисциплинарные связи дисциплины






Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
         
1. Методика профессионального обучения х   х х х
  Преддипломная практика х х   х Х
  Практическое (производственное) обучение х   х   х

 

6.5. Требования к самостоятельной работе студентов (примерная тематика курсовых работ и/или рефератов, примерные задания по всем видам СРС).

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается функциональное и потребительское назначение отрасли профессионального образования?

2. Какие еще отрасли, кроме ПО, входят в общенациональную систему образования? Как Вы можете описать функциональное и потребительское назначение этих отраслей?

3. Объясните взаимосвязь между отраслями образования и рынка труда.

4. Сформулируйте три важнейшие социальные задачи, которые, по Вашему мнению, должны быть поставлены перед сферой профессионального образования Вашей страны (региона).

5. В чём разница между государственным органом и государственной организацией?

6. В чём разница между государственным предприятием и государственным учреждением?

7. Являются ли государственные организации частью государственного аппарата?

8. Реальна ли ситуация, когда:

- Сотрудник государственного органа власти не является госслужащим?

- Госслужащий не является частью государственного аппарата?

- Должностное лицо государственной организации не является госслужащим?

- Государственное образовательное учреждение не является частью госаппарата?

9. Какова, на Ваш взгляд, роль образовательных стандартов как инструмента управления отраслью профобразования?

10. Какие конкретные меры, по Вашему мнению, необходимо осуществить в Вашем регионе для улучшения деятельности по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений?

11. Перечислите обязательные элементы «нормативной базы». Существует ли подобная база в сфере ПО Вашего региона?

12. В чём Вы видите преимущества и недостатки общегосударственного норматива финансирования профессионального обучения в Великобритании?

13. Назовите составные части замкнутого цикла менеджмента.

14. Из каких элементов состоит процесс принятия решения?

15. Какие организационные действия необходимо предпринять менеджеру для осуществления принятого решения?

16. Какие формы внутреннего и внешнего контроля, перечисленные в Учебном Элементе, применяются в Вашей организации.

17. Приведите аргументы, доказывающие, что сферу профессионального образования можно рассматривать как деловую организацию.

18. Перечислите государственные органы и учреждения, входящие в деловую организацию профессионального образования Вашего региона.

  1. Проанализируйте, насколько проблемы деятельности отдельных элементов деловой организации ПО, упомянутые в тексте, характерны для Вашего региона.

 

Примерные задания

1. Посчитайте себестоимость и определите наиболее эффективный вариант

А. Для каждой из учебных программ:

Б. Для каждого из образовательных учреждений:

2. Выберите ответ, который Вы считаете правильным.

2. Что повлияет в лучшую сторону на показатель экономической эффективности использования государственных средств учебными заведениями?

A. Уменьшение контингента при том же объёме финансирования и стабильности программ.

Б. Увеличение объёма учебных программ при пропорциональном увеличении объёма финансирования и стабильном контингенте.

B. Сохранение контингента при уменьшении объёма финансирования и стабильности программ.

3. Для каждого предложенного вопроса может существовать один или несколько правильных ответов. Выберите ответы, которые Вы считаете правильными. Объясните Ваш выбор.

4. Кто является главным источником финансирования сферы профессионального образования в странах Европейского Союза?

A. Родители.

Б. Учащиеся.

B. Государство.

Г. Работодатели.

5. В постсоветский период управление финансовыми ресурсами в сфере ПО

A. Облегчилось.

Б. Усложнилось.

B. Осталось без изменений.

6. Мобилизация и распределение государственных средств в сфере ПО Вашей страны осуществляется

A. Централизованно.

Б. Децентрализовано.

B. Многоуровнево.

7. Какие методы распределения государственных средств используются в сфере ПО Вашей страны?

A. Административные.

Б. Договорные.

B. По конечному результату

Г. На покрытие стандартных расходов по содержанию образовательных учреждений, государственных органов и организаций.

8. Для каждого предложенного вопроса может существовать один или несколько правильных ответов. Выберете ответы, которые Вы считаете правильными. Объясните Ваш выбор.

9. В чём проявляется единство государственной власти в вопросах управления сферой ПО?

A. В наличии единого общегосударственного органа, имеющего решающие полномочия по вопросам начального профессионального образования.

Б. В наличии «Закона о начальном (среднем) профессиональном образовании».

B. В наличии национальной стратегии развития профессионального образования и её осуществлении всеми ветвями власти.

10. В чём проявляется разделение государственной власти в вопросах управления сферой ПО?

A. В наличии нескольких государственных органов, имеющих решающие полномочия по вопросам ПО.

Б. Во взаимодействии трёх ветвей власти (законодательной, судебной и исполнительной) в пределах их компетенции по вопросам управления сферой ПО.

B. В разграничении полномочий между общегосударственными и региональными органами управления сферы ПО.

11. К элементам государственного управления сферой ПО в широком понимании относятся:

A. Издание соответствующих законов.

Б. Судебные решения по вопросам деятельности образовательных учреждений

B. Решения органов управления сферы ПО.

Г. Деятельность контролирующих органов.

12. Укажите правильный ответ.

1. Миссия организации - это:

A. Совокупность функций.

Б. Её предназначение.

B. Её обязанности.

12. Миссия организации профессионального образования стран СНГ после распада СССР: а. Не изменилась. Б. Изменилась.

13 При формулировке миссии берутся в качестве ориентира:

A. Формулировки, сделанные на более низком уровне организационной структуры.

Б. Формулировки, сделанные на более высоком уровне.

B. Ориентировка неуместна, так как каждый уровень имеет свою независимую миссию.

Задание

Сделайте анализ негативных последствий несовершенства правового обеспечения на Вашем уровне управления в сфере профессионального образования.

Выпишите на отдельном листе перечисленные выше организационно-технические методы административного управления и средства административного воздействия и определите:

1. Какие из них могут быть применены в управленческой деятельности государственного органа сферы профессионального образования.

2. В каких конкретных формах они применялись на практике в деятельности Вашей организации в последние два года.

Прочтите Конкретную ситуацию «С Новым годом, с новым решением!» и по ходу чтения заполните прилагаемую таблицу.

Параметры принятия решения Подтверждающие выдержки из текста Конкретной ситуации (при наличии таковых)
1. Оценка ситуации  
2. Прогноз на будущее  
3. Разработка вариантов способов действия  
4. Выбор определённого способа действия  
5. Оформление решения  

1. В чём Вы видите сильные и слабые стороны в процессе принятия решения, изложенном в Конкретной ситуации?

Что бы Вы могли предложить для устранения замеченных недостатков?

Прочтите внимательно конкретную ситуацию «Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается» и ответьте на следующие вопросы:

1. Почему, по Вашему мнению, совещание, которое посетил Владимир Николаевич, по осуществлению решения Министерства образования о создании университетских комплексов закончилось безрезультатно?

Проведите анализ взаимодействия Вашего органа управления (организации, учреждения) с деловой средой. Для каждого элемента деловой среды определите факторы, влияющие на взаимодействие с ним, проанализируйте, какие изменения должны произойти в Вашей организации, чтобы взаимодействие улучшилось. Полученные данные занесите в таблицу.

Таблица. Взаимодействие организации с деловой средой

Элементы деловой среды Факторы, влияющие на взаимодействие Необходимые изменения для улучшения взаимодействия
Другие государственные органы и организации 1. 2. 3.    
Потребители образовательных услуг 1. 2. 3.    
Источники финансирования 1. 2. 3.    
Партнёры 1. 2. 3.    
Конкуренты 1. 2. 3.    

 

 

Конкретная ситуация

С Новым годом, с новым решением!

Предновогодняя суматоха была в полном разгаре. Домашние накрывали стол, раскладывая столовые приборы, салфетки, принося из кухни всё новые и новые тарелки с салатами и приготовленной снедью. Искрилась гирляндами ёлка. Ещё немного и канет в прошлое 2000 год, открывая дорогу новому XXI веку. Вот-вот появятся гости, и закружится, закуролесит весёлая праздничная кутерьма с подарками, розыгрышами и поздравлениями.

О чём может думать в такую минуту хозяин дома? Ну, точно уж не о работе. Владимир Васильевич, заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тем не менее, думал о работе. Точнее о сегодняшней предновогодней встрече, на которой руководитель Комитета поздравляла коллег, партнёров из службы занятости, директоров предприятий, сотрудничающих с учебными заведениями. Там-то, после официальной части всё и произошло.

Сначала подошли знакомые директора училищ, поговорили о том, о сём: как закончили год, у кого какие остались проблемы, что ожидать в новом году. Присоединились к разговору и директора предприятий, в том числе агропромышленного комплекса. И вот тут-то и началось. Сначала как бы между делом, а потом всё серьёзнее и серьёзнее руководители предприятий заговорили о том, что ситуация в экономике области резко меняется, что профессиональное образование не успевает за этими изменениями, что надо перестраиваться.

Уж сколько раз Владимир Васильевич, курирующий учреждения начального профессионального образования, перестраивался сам и перестраивал своих подчинённых за эти прошедшие годы рыночных реформ. Ещё весной уходящего года в целях согласования работы по координации рынка труда и рынка образовательных услуг во всех муниципальных образованиях были проведены специальные совещания. В их работе приняли участие все заинтересованные стороны: учебные заведения, работодатели, местная администрация, служба занятости.

Для более полного и оперативного удовлетворения запросов работодателей и взрослого населения в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации было разработано и приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области утверждено «Примерное Положение об отделении по реализации дополнительных образовательных услуг и дополнительных программ в учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области». В практике работы учебных заведений со службами занятости и работодателями появились новые формы сотрудничества - трёхсторонние договора образовательных учреждений, служб занятости и предприятий.

Но, укрепляя связи образовательных учреждений с работодателями, Владимир Васильевич полагал, что занимается решением проблем, именно учреждений профессионального образования. Сегодня же в кулуарах совещания он сделал открытие другого рода. В укреплении партнёрских связей теперь не меньше заинтересованы и сами работодатели. За цифрами, которые назывались не так давно на совещании у вице-губернатора, как оказалось, стоят новые реалии. Тенденции, о которых ещё недавно нельзя было и мечтать, становятся явью.

Объём производства промышленной продукции в Ленинградской области увеличился за 2000 год более чем на четверть. Рост объёмов промышленной продукции, транспортных услуг, строительства обусловил увеличение спроса на рабочую силу. Если в начале 2000 года в банке вакансий области было всего лишь 7270 свободных рабочих мест, то к концу их число выросло до 17000. При этом, как сообщил тогда руководитель департамента Федеральной государственной службы занятости по Ленинградской области, наибольшим спросом у работодателей пользуются рабочие профессии. Их доля среди вакансий составила свыше 80 процентов. Всё больше вакансий в банк данных службы занятости поступают от агропромышленных предприятий.

Сегодня учебные учреждения из просителей (устроить ребят на практику, помочь с ремонтом оборудования и пр.) превращаются в партнёров работодателей. Система профессионального образования становится вновь интересной для предприятий, поскольку она может дать им то, что жизненно необходимо - подготовленные рабочие кадры. Не случайно в Приозёрском деревообрабатывающем комбинате, ОАО «Ленинградсланец» и на некоторых других предприятиях недавно введены штатные должности мастеров-наставников.

Но вспомнил Владимир Васильевич и другое. Как совсем недавно звонил ему один из руководителей предприятия, жалуясь на уровень подготовки принятого на работу выпускника. «Знаний у него вроде бы много, а вот владеть современным оборудованием совсем не умеет. И чему у вас там только учат этих ребят?» «Как, чему учат, - подумал тогда Владимир Васильевич, - ведь есть образовательные стандарты, по ним и учат».

«Иначе, иначе нужно строить работу сегодня со всеми партнёрами профессионального образования!» - Владимир Васильевич даже вскочил, едва не сбив жену, подносящую к столу последние тарелки с праздничным угощением. Извинившись, стремглав подбежал к телефону и через минуту уже возбуждённо и настойчиво говорил своему хорошему знакомому, председателю Комитета по сельскому хозяйству Ленинградской области. «Сергей Анатольевич, ты понимаешь, нам нужен совет, Консультационный Совет! Давай создадим Консультационный совет по подготовке кадров для агропромышленного комплекса области. Помимо наших двух комитетов, в его работе заинтересованы руководители крупнейших агропромышленных комплексов, директора образовательных учреждений, готовящих кадры для сельского хозяйства, отраслевые отделы местных администраций. Нам всем нужна полная координация. Мы начнём с сельского хозяйства и, отработав этот механизм, перенесём его на другие отрасли».

«Ты ненормальный, - сказала жена, - хватит думать о работе. Новый год на носу, сейчас гости придут с подарками». «Конечно же ты права, - ответил Владимир Васильевич, - но знаешь, сейчас, вот именно сейчас у меня родилось решение, которое, если реализуется, будет отличным подарком не только для нашей системы профессионального образования, а по большому счёту и для всей Ленинградской области. Мне нужно лишь продумать как лучше это всё организовать».

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается

Владимир Николаевич Аверкин, председатель Комитета по образованию Новгородской области, возвращался расстроенным с совещания руководителей образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования соседней области. Министерство образования на заседании коллегии приняло решение распространить опыт Новгородской области по созданию региональной интеграционной структуры подготовки профессиональных кадров на другие субъекты федерации. Опыт же заключался в объединении нескольких колледжей в единый образовательный комплекс с университетом.

В развитие министерского постановления Комитет образования соседней области принял соответствующее решение и пригласил Владимира Николаевича поделиться опытом. Предполагалось, что на совещании будет одобрен конкретный план действий по осуществлению принятого Комитетом решения. Однако предложенный план действий не получил поддержки большинства руководителей образовательных учреждений. Более того, сама идея создания интеграционных комплексов была встречена многими в штыки.

Не помогло и выступление Владимира Николаевича. Всё вроде бы рассказал, привёл доказательства реальной выгоды от слияния колледжей и университета в единый комплекс, а не смог преодолеть скептицизма, боязни директоров техникумов и колледжей «идти под университет».

Откинувшись на спинку заднего сидения служебного автомобиля, доставлявшего его в этот поздний час в родной Новгород, Владимир Николаевич предался воспоминаниям...

Случилось это в середине 90-х годов. Приехал к нему ректор Новгородского университета с неожиданным и, как ему сперва показалось, неуместным предложением: объединить на своей базе, под крышей университета уровень высшего и среднего профессионального образования. Создать университетский комплекс. Время тогда, в середине 90-х, было, конечно, не под стать нынешнему. В экономике застой, престиж образования и, особенно, среднего профессионального падал, желающих идти учиться на техника среди молодёжи было гораздо меньше, чем тех, кто хотел сразу открыть своё собственное дело и быстро зарабатывать деньги на торгово-закупочных операциях. Да и финансовое положение образовательных учреждений было аховое.

Долго сидели они тогда с ректором, обсуждая и споря, - а надо ли это области, колледжам, наконец, самому университету. С одной стороны, вхождение в комплекс в то нелёгкое время давало всем образовательным учреждениям дополнительный шанс выжить и развиваться. При этом расширялись возможности абитуриентов по получению непрерывного профессионального образования, сокращались сроки обучения, появлялась возможность экономить средства государственного бюджета.

Но с другой стороны, это неизбежно привело бы к сужению самостоятельности директоров колледжей в принятии управленческих решений, в управлении финансовыми средствами и пр. А какому директору это понравится? Договорились, что ректор сам пригласит директоров на встречу в университете и возьмёт на себя разъяснение этой идеи руководителям средних профессиональных учебных заведений. А Владимир Николаевич «провентилирует» этот вопрос в Администрации области и Министерстве образования РФ.

Сейчас, по прошествии нескольких лет, Аверкин вспоминал, как на совещании в университете предложение ректора поначалу было воспринято насторожённо. Отдельные руководители средних профессиональных образовательных учреждений, которым было что терять, выступили против инициативы ректора. Однако ректор повёл тогда себя в высшей степени грамотно. Разъяснял идею, рассказывал о преимуществах объединения потенциалов образовательных учреждений (и материальных, и кадровых, и скудных финансовых).

Директорам колледжей было предложено вступать в комплекс на добровольной основе, по согласованию с коллективом учреждения. Не стали никого торопить с решением - дали время подумать, посоветоваться с педагогическим коллективом, со своими партнёрами.

Предложили тогда объединиться с университетом сразу нескольким средним профессиональным учебным заведениям - Педагогическому колледжу, Экономическому колледжу, Технико-экономическому колледжу телекоммуникаций, Медицинскому колледжу, Политехническому колледжу. Помнит Владимир Николаевич как пришёл к нему посоветоваться директор Технико-экономического колледжа телекоммуникаций. Хотя к тому времени Владимир Николаевич уже видел все преимущества такого объединения, он не стал давить, уговаривать уйти под университет. Посоветовал организовать общее собрание коллектива и обсудить на нём варианты своего развития. Собрание коллектива, на которое пришёл и Владимир Николаевич, прошло бурно. Время было тяжёлое - сентябрь 1997 года. Сфера телекоммуникаций еле держалась на плаву. Спорили долго и аргументировано. В результате собрание проголосовало «за» единогласно. В январе 1998 года вышел приказ МО РФ о присоединении колледжа к университету. Началась работа в новых условиях.

Риск, конечно, был. Но он оправдался. Учащиеся и коллектив колледжей в конечном итоге выиграли от этих преобразований. Преподавательский состав колледжа пополнился квалифицированными кадрами университета. Выпускники колледжа получили возможность льготного поступления в университет без дополнительных экзаменов сразу на третий курс. Одновременно в университете было создано Управление среднего профессионального образования, которое взяло на себя функции координации всех вопросов, связанных с деятельностью учреждений СПО. Лицевой счёт Технико-экономического колледжа телекоммуникаций и других средних профессиональных учебных учреждений, вошедших в комплекс, сохранился. Общие вопросы работы колледжей решались на Совете директоров, который был создан сразу после объединения. Все функции руководителей образовательных учреждений остались без изменений, кроме управления финансами. Теперь все финансовые решения, которые принимались директором колледжа, должны были согласовываться с Управлением СПО университета. Была создана единая бухгалтерия, отдел кадров, методическая служба.

Вот уже пять лет, как успешно функционирует этот комплекс на базе университета им. Ярослава Мудрого. И правильно решило Министерство образования, что новгородский опыт надо тиражировать. Но, видимо, кавалерийским наскоком, как это попытались сделать в соседней области, такие решения, даже при всей их прогрессивности, в жизнь не проведёшь, - размышлял Владимир Николаевич.

Вечером, вернувшись из командировки, Аверкин набрал домашний телефон руководителя Комитета образования соседнего региона. «Ты знаешь, - сказал в трубку Владимир Николаевич, - приезжай-ка ко мне со своим ректором и с парой директоров колледжей. Я знаю теперь, как вам надо подойти к осуществлению вашего решения».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

 

1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2010.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб., 2009.

3. Оголева Л. Н., Инновационный менеджмент, М., 2009.

4. Олейникова О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза. Казань, 2008.

5. Рой О.М., Система государственного и муниципального управления, СПб., 2009.

6. Смирнов М.П., Человек - образование - профессия - личность, М., 2009.

 

б) дополнительная литература

 

1. Бочаров В.В., Корпоративные финансы, СПб., 2001.

2. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001.

3. Гневко В.А., Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей, СПб., 2001.

4. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. Спб., 2000.

5. Научные основы управления качеством профессионального образования. /Под ред. А.Х.Шкляра/. Минск, 2001.

6. Олейникова О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза. Казань, 2003.

7. Основы мониторинга качества профессионального образования. /Под ред. А.Х.Шкляра/. Минск, 2001.

8. Оценка качества профессионального образования. /Под ред. В.И.Байденко, Джерри ван Зантворта/. М., 2001.

9. Рекомендации. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества. Всероссийский НИИ Сертификации Госстандарта России. М., 2002.

10. Российская Федерация. «Закон об образовании».

11. Смирнов В.П., Смирнов И.П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества. М., 2001.

12. Социальный менеджмент. /Под редю В.Н.Иванова и В.И.Патрушева/. М., 2001.

13. Стандартизация и управление качеством продукции. /Под ред. В.А.Швандара/. М., 2001.

14. Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования. М., 2001.

15. Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для продуктивного усвоения курса созданы условия, которые на лекционных занятиях предусматривают использование наглядных материалов, на лабораторных – разработку различных заданий и т.д. Кроме того, предусматривается использование нормативно-правовых актов по управлению образовательных учреждений и др.

Для проведения практических занятий целесообразно оборудована специальная аудитория, которая оснащена аудиовизуальными средствами обучения. Сюда входят:

технические средства обучения: компьютеры; аудио, -видеоаппаратура: мультимедиа, проектор;

учебно-наглядные пособия: видеотека педагогических ситуаций и фильмов, электронные методические пособия для преподавателей и студентов, комплекты электронных презентаций по курсу.

Возможность использования компьютерной и видеотехники позволяет организовывать деятельность студентов по развитию самодиагностики и работы с программно-педагогическими средствами в индивидуальном режиме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.