Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы






Вид учебной работы Трудоемкость в часах Семестры
       
Аудиторные занятия:          
Лекции (ЛК)          
Практические занятия (ПЗ)          
Лабораторные работы (ЛБ) -       -
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)          
Самостоятельная работа:          
Виды СРС: 1. Презентация 2. Конкретные задания по управлению 3. Доклад 4. Контр. раб. 5. Реферат 6. Разработка творческих работ            
Промежуточная аттестация 27 часа, 8 семестр, экзамен
ИТОГО:          

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основы управления Профессиональное образование как отрасль образовательных услуг Образовательные услуги: вопросы, требующие ответов. Отраслевые параметры. Потребители образовательных услуг. Социально-экономическое содержание образовательных услуг. Конечный результат предоставления услуг. Стоимость образовательных услуг. Экономическая эффективность образовательных услуг. Социальный аспект Управление профессиональным образованием как отраслью рыночной экономики Обратная сторона медали. Составные элементы единой системы. Органы управления. Образовательные учреждения. Организации научно-методической поддержки. Формулировка миссии. Определение целей. Разработка стратегии. Постановка задач. Производственные задачи. Задачи развития. Построение организационных структур. Параметры внешней среды. Макроокружение. Состояние экономики. Политические установки. Социальные изменения. Общее законодательство. Природно-географические факторы. Научно-технологический прогресс. Деловая среда. Законодательные акты прямого действия. Государственные органы и организации. Прямые потребители образовательных услуг. Негосударственные партнеры отрасли. Конкуренты. Модернизация методов и организационных структур управления профессиональным образованием Тенденции, заслуживающие внимания Тенденция к консолидации управления. Процесс децентрализации. Три степени децентрализации. Создание политических и организационных предпосылок. Передача функций финансового обеспечения. Укрепление автономности образовательных учреждений. Делегирование полномочий общественным органам. Уроки децентрализации. Изменение деловой среды и переход к дивизиональной организационной структуре. Корпоратизация управления. Активное внедрение методов бизнес-менеджмента. Изменение статуса государственных образовательных учреждений. Передача функциональных полномочий независимым организациям. Становление сетевой организационной структуры
2. Планирование Организационно-аналитическая стадия разработки плана. Начало процесса планирования. Организационно-подготовительный этап. Сбор и обработка информации. Оценка процессов внутренней среды. Анализ внешней деловой среды. Подведение итогов прогностического анализа Целеполагание. Единство плановых целей, задач и действий. Определение целей. Стратегические цели. Среднесрочные цели. Постановка задач. Разработка действий. Дерево целей. Плановые показатели. Измеримость результатов. Планирование ресурсно-организационного обеспечения. Заключительная стадия планирования. Балансовый метод планирования. Материальный баланс. Финансовый баланс. Трудовой баланс. Использование норм и нормативов. Составление планового документа. Аналитическая часть. Разработка матричной таблицы. Согласование и утверждение плана. Организация мониторинга исполнения плана. Параметры мониторинга. Информационное обеспечение. Центральная роль матричной таблицы. Потребители информации. Требования к системе наблюдения. Оценка. Корректировка исполнения плана. Внешний мониторинг. Периодические отчёты. Ревизии. Подведение итогов планового цикла
3. Управление качеством Концепция управления качеством профессионального образования. Качество профессионального образования. Переход от призывов к реальным действиям. Понятие качества профессионального образования. Качество конечного продукта отрасли ПО. Понятие трудового потенциала обучаемого. Продукция отрасли образовательных услуг и ее качество. Социальная норма качества. Качество образовательного процесса. Приращение трудового потенциала учащихся. Стадии жизненного цикла продукции образовательных услуг. Петля качества образовательных услуг. Интегральная модель управления качеством. Понятие всеобщего управления качеством. Цикл Деминга. Три стадии непрерывного цикла формирования качества. Взаимодействие циклов обучения и управления качеством. Функциональные границы управления качеством. Экономические аспекты управления качеством. Понятие экономической и социальной эффективности качества образовательных услуг. Оценка эффективности затрат на качество профессионального образования. Классификация затрат на качество образовательных услуг. Измерение затрат на качество. Принципы построения комплексной системы управления качеством. Становление системного управления качеством образовательных услуг. Параметры системы управления качеством. Общая схема системы управления качеством. Схема системы управления качеством профессионального образования. Выбор стратегии построения системы управления качеством. Объекты управления качеством. Субъекты управления качеством. Инструменты управления качеством. Нормативное обеспечение качества. Стандарты. Стандартизация требования к качеству продукции образовательных услуг. Стандартизация требований к процессу обучения. Использование принципов квалиметрии и метрологии. Документирование качества. Сертификация. Инновационная система управления качеством ПО в Австралии. Обеспечение качества и единства оценки профессиональной компетенции выпускника. Приоритет качества конечного продукта. Конфигурация двух систем управления качеством трудового потенциала обучаемого. Квалификационные стандарты. Уровень попредметных знаний или уровень компетенции? Создание единого квалификационного пространства. Суть квалификационных стандартов профессиональных компетенций. Компетенции в системе качества профессионального образования. Логика построения квалификационного стандарта. Квалификационные стандарты как основа программирования учебного процесса и оценки качества обучения. Австралийский опыт применения квалификационных стандартов. Инструменты, обеспечивающие единство оценки результатов обучения. Критерии оценки качества. Определение диапазона применения компетенций. Требования к конкретным подтверждениям овладения профессиональными навыками. Формулировка ключевых знаний, умений и навыков. Общая структура модуля функциональных компетенций. Проблемы существующей системы оценки знаний и трудовых навыков. Пути решения проблем единства оценки качества трудового потенциала обучаемых. Британский опыт осуществления независимой оценки качества образования. Австралийский опыт разработки единых требований к экспертам по оценке знаний. Управление качеством процесса предоставления образовательных услуг. Основы проектирования системы управления качеством процесса обучения. Сертификация качества процесса обучения. Понятие качества профессионального образования. Лицензирование. Аттестация. Государственная аккредитация. Субъекты сертификационной деятельности. Цели и структура нормативных требований к качеству процесса обучения. Требования к системе управления качеством образовательного учреждения. Разработка нормативных требований к организационным основам системы. Разработка процессов и процедур обеспечения и мониторинга качества. Требования к системе управления качеством аккредитующей организации. Методы обеспечения и управления качеством. Построение организационной структуры управления качеством. Группировка объектов управления качеством. Создание системы документации качества. Самооценка на основе рейтинговой модели качества
4. Совершенствование организационных структур Организационные параметры отрасли профессионального образования. Стройный вид организации. Организационные признаки. Относительная самостоятельность. Некоммерческая организация с правом предпринимательства. Совокупность элементов хозяйственной деятельности. Единство цели. Пирамидальная структура. Внешняя деловая среда. Макроокружение. Деловая среда. Горизонтальное разделение труда. Функциональные стадии производства. Общесистемные функции. Управленческая вертикаль. Механизмы координации. Координационный механизм. Органическая и бюрократическая организация. Организационно-управленческая структура. Соотношение организационной и управленческой структуры. Характеристика управленческих структур. Внутриорганизационные отношения. Человеческие ресурсы. Потребности и интересы. Служебные и неформальные отношения. Организационная культура. Проектирование организационных структур. Базисные факторы. Фазы жизненного цикла организации. Организационные решения статической фазы. Принцип приоритета цели. Принцип приоритета функций. Принцип приоритета субъекта управления. Организационные решения динамической фазы. Принцип приоритета персонала. Принцип приоритета структур. Принцип приоритета объекта управления. Фактор размера организации. Фактор типа производства. Оргструктуры массового производства. Оргструктуры единичного производства. Влияние внешней среды. Фактор стабильности - динамичности среды. Фактор простоты - сложности среды. Фактор рынка образовательных услуг. Несоразмерность среды. Построение организационных структур. Конструктивный четырёхугольник. Линейная структура. Одноуровневая структура. Многоуровневая структура. Достоинства и недостатки линейной структуры. Актуальность базовой структуры. Линейно-функциональная структура. Функциональные организационные звенья. Признаки рациональности структуры. Базовый механизм координации. Нормативно-бюрократический механизм контроля. Дивизиональная структура. Изменение факторов внешней среды. Становление рынка образовательных услуг. Переход к дивизиональной оргструктуре. Автономные производители образовательных услуг. Усиление власти территориальных структур. Изменившаяся роль общегосударственного органа управления. Преимущества дивизиональной структуры. Сетевая структура. Характеристики сетевой организации. Принципы построения сетевой оргструктуры. Программно-целевая структура. Децентрализация. Централизация - децентрализация: два полюса одного явления. Линейная структура. Стадии контроля принятия решений. Децентрализация в переходный период. Передача полномочий из центра в регионы. Ослабление управленческих структур высшего и среднего уровней. Изменения в механизмах координации. Возможности и ограничения децентрализации на муниципальный уровень. Децентрализация в условиях стабилизации факторов внешней среды. Усиление нормативного механизма координации. Разрешение противоречия между возросшим уровнем задач и сокращенными возможностями управления. Переход к «договорной децентрализации». Децентрализация и общедоступность. Децентрализация и демократизация управления Связь горизонтальной децентрализации с демократизацией управления. Делегирование полномочий общественным институтам
5. Эффективное управление финансовыми ресурсами Управление финансами в новых условиях. От бюджетного формализма к управлению финансами. Несовпадение потребителей услуг и источников финансирования. Относительная самостоятельность. Неплатежеспособность главного клиента. Конечный потребитель продукции. Новые клиенты. Государство - главный платежеспособный заказчик. Финансовые потоки в профессиональном образовании. Схема финансовых потоков. Аккумулирование и распределение финансовых средств государством. Пользователи финансовых ресурсов. Замкнутый цикл управления финансами. Три последовательные функции управления финансами. Мобилизация и распределение финансовых ресурсов на государственном уровне. Мобилизация и распределение финансовых средств на уровне образовательного учреждения. Показатели эффективного использования финансовых ресурсов. Критерии внешней и внутренней эффективности. Внутриотраслевые механизмы повышения эффективности использования финансовых средств. Мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов. Трансформация рутинной административной функции. Источники государственных финансовых ресурсов. Учёт принципов и реальностей бюджетного федерализма. Привлечение дополнительных государственных средств. Мобилизация внебюджетных средств. Новый хозяйственный статус образовательного учреждения. Привлечение личных средств граждан. Получение заказов от предприятий и организаций. Предложение услуг, не связанных с обучением. Привлечение спонсорских и заёмных средств. Новый подход к формированию государственного заказа. Современные подходы к распределению государственных средств. От спонсорства к инвестированию. Решение вопросов собственности и учредительства. Бюджетное финансирование затрат. Традиционный подход к распределению бюджетных средств. Методика исчисления затрат. Достоинства и недостатки затратного финансирования. Целевое финансирование. Бюджетное финансирование, ориентированное на результат. Инвестирование вместо покрытия затрат. Госзаказ как механизм инвестирования. Обеспечение достижения стратегических целей через дополнительные выплаты. Проблемы финансирования, ориентированного на результат. Финансирование на основе «добавленной стоимости». Стимулирование рынка образовательных услуг. Государственное финансирование услуг негосударственных образовательных организаций. Использование образовательных ваучеров. Прямые трансферты средств учащимся и родителям. Компенсация расходов предприятий на производственную практику и ученичество. Комплексный механизм распределения бюджетных средств. Оптимизация использования финансовых ресурсов. Третья составляющая замкнутого цикла управления финансами. Модернизация законодательной базы финансирования образования. Устранение коллизии законов. Разработка нормативов, ориентированных на результат. Распределение ответственности за финансирование капитальных затрат. Управление современным механизмом госзаказа. Составление оперативного плана под госзаказ. Формирование государственных портфелей заказов. Договорное оформление госзаказа. Порядок использования бюджетных средств. Контроль над исполнением госзаказа. Повышение отдачи от вложенных средств. Внешняя эффективность использования финансовых средств образовательным учреждением. Базовый показатель внутренней эффективности. Механизмы повышения экономической эффективности. Показатели и измерители себестоимости производства образовательных услуг. Инструменты снижения себестоимости. Новое распределение функций по управлению финансами

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.