Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономических явлений жизни общества






 

В исследовании явлений социально-экономической жизни общества, применяется определенный инструментарий, который основывается на методологии экономической теории. Здесь возникают свои трудности, которые разрешаются при использовании диалектического метода. Он базируется на анализе экономических категории, что позволяет найти решение поставленной конкретной проблемы.

Наиболее необходимыми для исследования экономических явлений будут научные принципы как методы, определяющие инструментарий:

- анализ как разработка отдельных частей;

- синтез как противоположность анализу;

- восхождение от абстрактного к конкретному и бесконечное восхождение от низшего к высшему;

- исторический и логический подход к исследуемому объекту;

- критический разбор отдельных воззрений;

- системный охват всего категориального аппарата, основывающийся на связанном изложении экономического явления;

- изучение объекта в его противоречивом единстве, так как теоретическое познание должно дать объект в его противоречивом движении;

- объективный подход к явлению, чтобы понять, что является главной причиной возможного прогресса в этой конкретной обстановке;

- рассмотрение изучаемого предмета в чистом виде, при решении какого-нибудь сложного и запутанного общественно-экономического вопроса;

- соединение познания и практики, ибо «общественная жизнь является по существу практической»;

- связь познания и научного предвидения.

А также, наряду с этими важными принципами, следует взять в арсенал инструментария цифры и факты.

Творческое использование указанных принципов в научном поиске, на наш взгляд, требует от исследователя:

- переосмысления отдельных положений экономического учения о факторах производства и предпринимательской деятельности с позиции экономической зрелости общества – «переходного периода» и «переходной экономики»;

- отказа от упрощенного подхода к исследуемому объекту;

- необходимость проведения объективного анализа все более очевидных экономических противоречий, проявляющихся в социально-экономической жизни общества в России (регионе);

- отказа от комплиментарных оценок рыночной экономики существующего положения дел в целом в экономике страны (региона). Но, наряду с этим, в этот сложный для страны период, следует находить позитивные моменты и в настоящем, и в прошлом с целью утверждения положительных результатов предпринимательской деятельности в различных формах: индивидуальной, коллективной, государственной, где функционируют разные механизмы и проявляются экономические интересы; - отказа в научных поисках от обязанности мыслить одинаково и использовать право научного инакомыслия и его признания;

- беспристрастного научного предвидения и просчета различных вариантов в связи с изменением ситуации в экономическом положении страны. Так, просчет должен включать не менее трех, наиболее признанных в научном поиске стандартных условий развития экономических явлений жизни общества: оптимистического, пессимистического, наиболее вероятного.

Методология в условиях кризисной экономики, каковой являются реалии России, требует дополнительных уточняющих методов, таких как:

- метод непрерывности и периодичности в изучении объекта с его определенным циклом развития. Он тесно связан с методом постоянства и последовательности и представляет единый метод;

- метод консервативности изучения объекта, как в благоприятном, так и неблагоприятном периоде развития;

- метод приоритета содержания над формой при научном поиске изучаемого объекта. При воплощении экономических законов в жизнь путем принятия нормативно-правовых актов, которые несут элемент субъективизма, волюнтаризма, и не имеют порой ни материального, ни временно-организационного обеспечения.

Следует, разграничивать сущность и форму экономического явления. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех составных элементов, противоречий и тенденций. Содержание неотделимо от формы, так как последняя есть способ существования и выражения первого.

Все категории являются отражением наиболее существенных связей и отношений реальной действительности и познания.

Теоретический анализ категории включает различные уровни и формы их проявления. Придерживаясь принципа внутренней взаимосвязи, как структуры, например, в исследовании экономических интересов (ЭИ) предпринимателей (осуществляющих предпринимательскую деятельность индивидульно, коллективно или через государственную форму организации (государственное предприятие – унитарное, или через выполнение государственного заказа, государственных закупок), следует рассмотреть с одной стороны экономические отношения (ЭО), а, с другой экономические противоречия (ЭО). Ибо эти категории в своей совокупности полнее отражают изучаемое явление, поэтому, доходя до самой сути исследуемого объекта, необходимо последовательно излагать полученные результаты, не отрывая каждую ступень познания и каждую категорию от целого. В конце работы исследователь, может выйдет на абстрактно-логическое изложение как содержания изучаемого объекта (допустим экономических интересов), так и формы их проявления. Правомерность такого вывода следует из положения о том, что «все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее».

В учебном курсе используются экономические понятия и научные категории, которые, очевидно, можно описать в общем виде с использованием экономико-математических методов (обеспечивающие инструментарий математического аппарата: математические зависимости, линейное программирование и графики, экономико-математические модели и алгоритмы, диаграммы), отражающие особенности и закономерности экономических явлений и представляющие сложные теоретические проблемы в краткой, сжатой, наглядной форме изложения.

Всякий процесс познания одной категории позволяет установить связь с другой категорией и их взаимосвязь и взаимозависимость, таким образом, все экономические категории можно представить в абстрактном виде в форме системы со своей структурой (элементами).

Свойства любой системы как целого не тождественны сумме элементов (структурных звеньев) входящих в нее, а отражают полнее уже интегрированные качества и свойства.

Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью и упорядоченностью, стабильностью и изменчивостью, устойчивостью и подвижностью, структурностью и иерархичностью (расположения частей целого в порядке от высшего к низшему, и каждый элемент ее - подсистема), множественностью описания и противоречивостью.

Поэтому структуры любой экономической системы многомерны и их можно описать (формализовать) в общем случае, следующем образом:

S = f (A1, A2, … An),

где: S - система;

f - функциональная зависимость; AJ - свойства (J = 1, n)

 

Для каждой экономической системы характерны свои отличительные свойства (см.: схему 1.5, 1.8, 1.10)

 

 

При изучении предмета курса «Экономика», а также при проведении исследовательской работы целесообразно выделить: сферу, объект, субъект и предмет исследования.

Схема 1.4.

 

  СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ  

сфера исследования   объект исследования   субъект исследования   предмет исследования
экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность -предпринимательство     экономические явления – накопление капитала или банкротство, рост богатства или рост нищеты     человек (индивидуальный предприниматель), группа людей (коллективное предпринимательство), государство (государственное предпринимательство)   жизнедеятельность экономического человека, группы людей, государства –предпринимательская и меценатская деятельность  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.