Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Введение в экономическую теорию






Схема 1.1

  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(как наука)

Предмет (что изучает?)

Оптимизация объемов производства материальных благ при ограниченных ресурсов

 

Метод – каким образом изучается предмет?

  Диалектический – выявляет глубинные причинно-следственные связи, внутренние и внешние противоречия, как источник движущей силы развития явлений природы, общества и мышления, разграничивающий сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета;  
использует определенную совокупность методов познания:  
единство логического и исторического;
  восхождение от абстрактно к конкретному, от низшего к высшему;
  анализ и синтез;
  соотношение качественного и количественного;
  цифры и факты;
  соединение познания и практики;
  научное прогнозирование и моделирование.

Основные функции

«Экономической теории»:

  методологическая – служит основой для других экономических наук, дает «ключ к решению экономических задач»  
  теоретическая – дает ответы на отдельные вопросы, поставленные практикой;  
практическая (прагматическая или прикладная, направлена на получение пользы, реального результата) проникает в суть экономических явлений, вскрывает экономические законы, общие закономерности, вырабатывает конкретные формы, принципы и методы рационального хозяйствования;  
  прогностическая - способствует разработке научных прогнозов и определяет перспективы общественного развития;  
  критическая – выявляет достижения (преимущества) и недостатки в развитии предпринимательства, экономические противоречия и способы их разрешения;  
  образовательная – способствует формированию высокой экономической культуры;  
  воспитательная – позволяет высветить качества истинных ценностей в социально-экономическом развитии общества.  

 

 

Схема 1.2.

Экономическая теория как наука представляет собой методологический фундамент целого комплекса наук.

 

  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ НАУКИ

 

ОТРАСЛЕВЫХ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ   МЕЖОТРАСЛЕВЫХ

экономика: торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и др.   финансы, бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент и др.   экономическая география, демография, статистика, экономическая психология, экономическая история, и др.

 

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Древний Восток - колыбель мировой цивилизации - древне-индийские «Законы Ману» (IУ- III в. до н.э.) отмечали общественное разделения труда, отношений господства и подчинения.
Древнекитайские мыслители: Конфуций - от китайского Кун Фу-цзы - учитель Кун (около 551- 479 до н.э.) - приводил различие умственного и физического труда, где первый являлся монополией «высших» слоев, второй уделом простолюдинов», конфуцианство - этико-религиозное учение; Сюньцы (III в. до н.э.) высказывал мысль, что люди равны от рождения и «накопленным богатством» должны пользоваться все.
В IУ веке до н.э. древнегреческий ученый Кснофонт написал «Ойкономия» (ойкос - дом, хозяйство, комос- правило, закон), изложил правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании – «хрематистика» (хрема – имущество, владение) – как нажить состояние, обогатится, основатель Аристотель (384-322 до н.э.).
Христианство - одна из мировых религий - с позиции Священного Писания Апостол Павел (I в. до н.э.) писал о «труде - как необходимое и святое дело», справедливых и равных принципах распределения продуктов, богатства.
В России при Иване IУ Грозном (1530-1584) появилась книга «Домострой», отразившая «разумные правила хозяйства».
В ХУII в. возникла наука «политическая экономия» - о разумном ведении государственного хозяйства – английская классическая политэкономия, ее основоположники: Пети [Реtty] Уильям (1623-1687); Смит [Smith] Адам (1723-1790); Риккардо [Ricardo] Дэвид (1772-1823).
С середины ХIХ в. появилась марксистская экономическая теория, исследовавшая законы развития капитализма и давшая концепцию нового общества (коммунизма) – основатели немецкие экономисты: Маркс [Marx] Карл Генрих (1818-1883); Энгельс [Engels] Фридрих (1820-1883). Их идей дополнили: Ленин [Ульянов] Владимир Ильич (1870-1924)- российский социалист и государственный деятель, а также русские и советские экономисты вплоть до 80-х годов ХХ века.
РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Большую лепту в развитие экономической науки внесли русские ученые:

 

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) – выдающийся русский экономист ХУIII века

 

Биографические сведения Экономические взгляды

 

Родился в семье ремесленника, стал купцом, в конце жизни приобрел имение с крепостными, где завел винокуренный завод. Был самоучкой, обладая выдающимися способностями, выдвинулся в ряд виднейших экономистов мира того времени. В 1725 г. был арестован и заключен в крепость, где через полгода умер.   Современник и сторонник радикальных реформ Петра I обессмертил свое имя «Книгой о скудости и богатстве (1724), которая «увидела свет» в 1848 году, обосновал программу обновления страны, изменения аграрной и сырьевой специализации России в общественном разделении труда, развития торговли и промышленности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.