Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 4. I. Порядок слов имеет существенное значение для правильного построения предложения






 

I. Порядок слов имеет существенное значение для правильного построения предложения. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из его членов. Например: Даже вы не заметили этого. Вы даже не заметили этого. Вы не заметили даже этого.

Неудачный порядок слов искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Например: Новую дали почитать книгу мне. Вместо: Мне дали почитать новую книгу.

II. При подлежащем, выраженном такими существительными, как ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п. в сочетании с существительными в родительном падеже множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов появился на нашей улице.

Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д. Например: Никто, даже его друзья, не догадался о его намерениях.

При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько сказуемое обычно ставится в единственном числе. Например: Много студентов педагогического университета работает в школах.

Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Двенадцать человек помогли тушить пожар. Проведено тридцать восемь встреч.

При числительном два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе. Например: Три книги лежат на столе.

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Например: На собрании присутствовал двадцать один человек.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде. Например: Миллион экземпляров отправлен за рубеж.

При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе. Например: Прошло две недели. Пролетело двадцать лет.

Если подлежащее выражено сложным существительным с пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе. Например: Полжизни пролетело не зря. Но: Полдня, наполненные грустью, показались вечностью.

Если в состав подлежащего входит существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, сотня, дюжина и т.п.), то сказуемое ставится в единственном числе. Например: Пяток кур гулял возле дома.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительном в творительном падеже (с предлогом С) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия, и в единственном числе, если второй предмет (лицо) пассивен и является дополнением. Например: Отец с сыном любили порыбачить на озере. Мать с малышом вышла на балкон. Но: Брат вместе с сестрой уехал в город. Отец или мать приедет на праздник.

При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие. Например: Автомат-закусочная открыта. Песня-романс стала весьма популярной.

 

III. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются такие формы согласования:

– при словах мужского и среднего рода определение ставится в родительном падеже множественного числа, например: два высоких дома (м.р.), четыре красных яблока (ср.р.);

– при словах женского рода определение ставится в именительном падеже множественного числа, например: три красивые девушки (ж.р.), две умные кошки.

Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительных. Например: первые два рассказа (м.р.), верхние три окна (с.р.), последние четыре недели (ж.р.); исключение: целых два дня, полных три недели.

Географические названия, выступающие в роли приложения при имени нарицательном (родовом названии) могут согласовываться или не согласовываться.

Согласуются с определяемым словом склоняемые названия городов и рек: в городе Хабаровске, на реке Амуре. Эти названия могут сохраняться в начальной форме при родовых названиях в географической и специальной литературе: в городе Комсомольск

Обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов: в деревне Переяславке. Но названия на – о не согласуются: в селе Великаново.

Остальные географические названия не согласуются с родовым наименованием: на острове Сахалин, на станции Зима.

Необходимо следить за тем, чтобы обособленное определение стояло в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. Например: Он был отважным офицером (Тв. п.), имевшим (Тв. п.) много боевых наград.

IV. Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным падежом имени: согласно решению, благодаря помощи, вопреки желанию.

Для указания обратного направления предлогу В соответствует предлог ИЗ, предлогу НА – предлог С: поехал в Эстонию – вернулся из Эстонии; поехал на Кубань – вернулся с Кубани.

При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, предлог благодаря не потерял своего лексического значения, поэтому употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желаемый результат: благодаря помощи учителя, благодаря принятым мерам.

Предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи, по причине, благодаря и др. синонимичные для выражения причинно-следственных отношений, однако не взаимозаменяемы. Например: следует говорить ввиду предстоящего отъезда, а не «вследствие предстоящего отъезда»; вследствие прошедших дождей, а не «ввиду прошедших дождей».

Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны такие ошибки:

1. Предложное сочетание вместо беспредложной конструкции. Например: «разъяснение о смысле указа», а необходимо: разъяснение смысла указа.

2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания. Например: «потребность средств для производства», а необходимо: потребность в средствах.

3. Неправильный выбор предлога или неуместное его использование. Например: «указал о том», а необходимо: указал на то

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления. Проверьте свои знания:


 

Воплощение во что-либо

Идентичный чему-либо

Беспокоится о ком-нибудь

Уверенность в чем-либо

Обидеться на что-либо, кого-либо

Обрадоваться чему-либо

Обращать внимание на что-либо

Опираться на что-либо

Основываться на чем-либо

Отзыв о чем-либо

Потерпеть … от кого-либо

Превосходство над чем-либо

Предостеречь от чего-либо

Препятствовать чему-либо

Различать что и что

Рассердиться на что-либо


Удивляться чему-либо

Уплатить за что-либо

Претворение в чем-либо

Сходный с чем-либо

Тревожится за кого-либо

Вера во что-либо

Обижен чем-либо

Обрадован чем-либо

Уделять внимание чему-либо

Базироваться на чем-либо

Обосновывать что (чем)-либо

Рецензия на что-либо

Проиграть кому-либо

Преимущество перед чем (кем)-либо

Предупредить о чем-либо

Тормозить что-либо

Отличать что от чего

Рассержен чем(кем)-либо

Удивлен чем-либо

Оплатить что-либо

Заведующий чем-либо

V. К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Например: Ведутся изыскания возможности (Р.п.) создания (Р.п.) самостоятельных независимых издательств (Р.п.).

Чаще происходит нанизывание родительных падежей. При правке отглагольные существительные обычно заменяются глаголами. Например: Изыскивается возможность создать самостоятельные независимые издательства.

VI. Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении деепричастных оборотов. Например: чиновник в рассказе Чехова записал: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Норма требует, чтобы действие, обозначенное главным в высказывании глаголом (сказуемым), и действие, обозначенное деепричастием, зависящим от этого главного глагола, приписывались одному и тому же лицу или предмету (а в высказывании чиновника главный глагол «слетела» обозначает действие шляпы, деепричастие «подъезжая» – действие самого чиновника). Неправильно употребление деепричастного оборота в таких предложениях: «Прочитав повесть, не верится во все произошедшее» – правильно: Когда я прочитал повесть, то не поверил во все произошедшее. «Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок» – правильно: Торговый зал очистили от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола). Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

VII. При преобразовании прямой речи в косвенную необходимо изменять лицо местоимения. Например: «Мальчик сказал, что Я гулял с собакой» – правильно: Мальчик сказал, что ОН гулял с собакой.

VIII. Необходимо следить за тем, чтобы не происходило дублирование подлежащего. Например: Человек ОН должен гордиться своими делами. Дорога, КОТОРАЯ длинная и трудная, ждала нас.

В предложении не должны выступать как однородные синтаксические элементы – член предложения и придаточное предложение. Например: «Мы хотели посмотреть парк и нет ли возможности попасть во дворец». Правильно: Мы хотели посмотреть парк и дворец, если будет возможность туда попасть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.