Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Доказательство. Логические основы аргументации
Логическое доказательство, его связь с процессами получения выводного знания. Доказательство как логическое обоснование истинности какого-либо высказывания при помощи других высказываний, истинность которых уже установлена. Процедура доказательства как установление отношения логического следования доказываемого высказывания из других, истинность которых установлена ранее. Логическая структура доказательства. Требования, предъявляемые к элементам доказательства. Тезис – положение, истинность которого надо доказать. Допущения – вспомогательные положения, вводимые в рассуждение. Аргументы – положения, при помощи которых обосновывается тезис. Демонстрация – способ логической связи тезиса и аргументов. Сущность опровержения. Связь опровержения и доказательства. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации. Роль доказательства и опровержения в познавательном процессе. Логические основы теории аргументации. Суждение как форма выражения тезиса и аргументов. Цепь умозаключений как форма выражения демонстрации. Тактика аргументации как поиск наиболее убедительных для данной аудитории аргументов (с учетом возраста, профессии и пр.). Виды доказательства, прямое и косвенное доказательство. Формы прямых доказательств: а) дедуктивные; б) индуктивные (полная индукция); в) по аналогии (строгая). Формы косвенных доказательств, апагогическая и разделительная форма. Вероятностные умозаключения. Объективная и субъективная вероятность. Индукция и аналогия как виды вероятностных суждений. Индуктивные методы установления причинных связей. Виды аналогий. Логические правила умозаключения по аналогии. Ошибки по отношению к тезису. Неточность формулировки. Переход на личные качества оппонента и отход от тезиса. Частичная подмена тезиса. Полная подмена тезиса. Ошибки по отношению к аргументам. Истинность аргументов по содержанию тождественна тезису или доказываются с помощью тезиса. Истинность аргументов не обоснованна. Аргументы являются недостаточным основанием для доказательства тезиса. Тезис обосновывается ложными аргументами. Ошибки по отношению к демонстрации (форме доказательства). Неправильные способы дедуктивных выводов. Неправильные способы выводов по аналогии (использование для демонстрации нестрогой аналогии). Неправильные способы индуктивных выводов (использование для демонстрации неполной индукции).
Тематическое содержание семинарских занятий
|