Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Предмет и задачи курса «Мифы в искусстве»






Предмет и задачи курса «Мифы в искусстве». Мифологические герои и сюжеты как универсальная система образов мировой художественной культуры. Символика мифологических образов и мифологическое происхождение популярных символов и знаков.

Место курса «Мифы в искусстве» в системе подготовки специалистов в области культуры и искусств. Взаимосвязь курса с другими гуманитарными предметами.

Основные термины и понятия курса. Своеобразие библиографии, обеспечивающей изучение курса.

 

Тема 1. Понятие мифа и мифологизации

Понятие мифа. Мифотворчество как живой, постоянно обновляющийся процесс, сопровождающий человечество на протяжении всей истории. Психологическая подоплека мифологического сознания.

Историзм фактов, явлений и событий, отраженных в мифологии. Механизмы мифологизации. Роль археологии, палеотекстологии и иных современных наук в раскрытии исторической подоплеки мифологических героев и сюжетов. Диалектика прототипа и образа в художественной культуре.

Мифологизация как процесс, свойственный общественному сознанию во все эпохи, включая современность. Современные культурные мифологемы.

 

Тема 2. Типология мифов и мифологических героев

Этиологические мифы как наиболее распространенная категория и тип мифологических сюжетов. Культовые мифы – объясняющие происхождение обрядов.

Космогонические мифы, сложившиеся в разных регионах Земли. Зависимость мифологической космографии от географических особенностей региона.

Астральные, солярные и лунарные мифы, отыскивающие взаимосвязь жизни людей с небесными явлениями. Календарные мифы, отождествляющие продуктивность почвы, животных и людей. Образы умирающего и воскресающего божества в контексте календарных мифов.

Тотемические мифы и их воплощение в произведениях первобытного и примитивного искусства. Рудименты тотемизма в религиозно-мифологических образах последующих эпох. Основные варианты антропогонических мифов. Близнечные мифы.

Героические мифы. Типы мифологических героев: демиург, трикстер, герой-первопредок, культурный герой, герой-воин (победитель злых сил); духи и боги в политеистических и монотеистических религиозных системах. Воплощение разных типов мифологических героев в десакрализованных формах мифологии – легендах и сказках.

Эсхатологические мифы.

 

Тема 3. Мифологическое сознание первобытного общества и его рудименты в культуре последующих эпох

Анимизм и его воплощение в обрядах и речевых оборотах современных языков. Анимизм сказочных персонажей народных и авторских сказок.

Тотемизм; рудименты тотемных образов в топонимике, ономастике, геральдике. Эвфемизмы, сохранившие историческую «память» о трепете перед тотемическими героями.

Фетишизм и его воплощение в религиозных символах и разнообразных амулетах. Элементы анимизма, тотемизма и фетишизма в современном культурном контексте.

Магические обряды и их трансформация в явлениях художественной культуры. Магия жилища, утвари, одежды; промысловая, сельскохозяйственная и календарная магия; вербальная и числовая магия; магические по происхождению обряды, сопровождающие важнейшие события жизни древнего и современного человека.

Примеры образного обыгрывания и спекулятивного использования темы магических обрядов в искусстве постмодерна и массовой культуре XX–XXI вв.

Тема 4. Мифология Древнего Египта: герои, сюжеты, культурные заимствования

Исторические, географические, климатические детерминанты, определившие своеобразие сюжетов и образов древнеегипетской мифологии.

Древнеегипетские тексты и произведения изобразительного искусства как источники сведений о мифологии этого региона. Заупокойный культ в религиозно-мифологическом контексте древнеегипетской культуры. Выдающиеся произведения искусства Древнего Египта, сохранившиеся благодаря обрядам заупокойного культа.

Зооантропоморфизм древнеегипетского пантеона. Символы египетской культуры и их происхождение.

Миф об Осирисе как яркое воплощение идеи умирающего и воскресающего божества.

Исторические предпосылки вспышки интереса к мифологии и культуре Древнего Египта в конце XVIII в. Воплощение идей и образов древнеегипетской мифологии в европейской художественной культуре XIX – начала ХХI вв.

 

Тема 5. Мифология Древней Месопотамии и ее влияние на художественную культуру последующих эпох

Исторические, географические, климатические детерминанты, определившие своеобразие сюжетов и образов мифологии Двуречья.

Астральные мифы в месопотамской мифологии. Возникновение магии чисел.

Календарные мотивы в месопотамской мифологии. Образ Думузи как пример умирающего и воскресающего божества.

Героический эпос о Гильгамеше как воплощение непреходящих этических ценностей. Тема дружбы героев в истории Гильгамеша и Энкиду. Осмысление вечных вопросов бытия в эпосе о Гильгамеше.

Образы месопотамской мифологии в европейской культуре ХХ в.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.