Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания






Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) – вольного сокращения первоначального слова (disport - игра, развлечение). Спорт от физической культуры обличается тем, что в нём имеется обязательная соревновательная компонента.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Цель массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, функциональную подготовленность и активно отдохнуть. В не физкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях, а ныне и на коммерческих спортивных форумах. Путь к поставленной спортсменом цели (стать профессионалом) занимает чаще всего от 6 до 10 лет.

Высшее достижение спортсмена высокого класса укрепляет авторитет страны на мировой арене. Спорт в настоящее время это огромный современный бизнес с большой долей криминала.

Не существует спортивного звания «кандидат в мастера спорта мирового уровня» Звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6 - 8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Спортивные звания присваиваются пожизненно. Спортивные разряды присваиваются госу­дарственными спортивными организациями. Звание мастера спорта по нацио­нальным видам спорта присваиваются на федеральном уровне.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а я выбираю». Спортивная подготовка на более высоком уровне проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, недостаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи: регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза.

Спорт в свободное время – неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких – либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта. Эти секции организуются и финансируются в вузах ректором, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации секционных занятий, определением их спортивного профиля чаще всего выступаю сами студенты.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты- спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. Целью межвузовских соревнований является определение спортивного преимущества установить личные контакты между будущими коллегами по профессии.

Международные студенческие спортивные соревнования организовываются, ректоратом или различными общественными организациями и объединениями. Доля студентов, находящихся в составе олимпийских команд, как правило составляет 75–80%.

Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993году. Руководство студенческим спортом при советской власти осуществляли спортсмены. В настоящее время руководство студенчески спортом осуществляют профессионалы – преподаватели физического воспитания и студенты – лучшие спортсмены России. Программы универсиад ФИСУ (Международной федерации университетского спорта) проводятся два раза в год.

Основным критерием при выборе физических упражнений для обязательных занятий по дисциплине «Физическая культура» являются упражнения наиболее интересные среди студентов. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы. По статистике, на начало нынешнего столетия среди студентов всех стран наиболее популярными видами спорта являются футбол, волейбол, баскетбол, а наиболее популярной системой физических упражнений пользуется: атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, ушу, йоги и др. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой, то преподаватель более симпатичен, то расписание более удобно. Гораздо реже выбор опирается устойчивом интерес к определенному виду спорта или на понимание необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своём физическом развитии или функциональной подготовленности.

Для укрепления здоровья и коррекции недостатков физического развития рекомендованы водные виды спорта. Занятия отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать акцентированному развитию определенных органов и систем организма (массы тела, обхвата грудной клетки, жизненной емкости лёгких и др.). Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: бег на 100 м, бег на 2000/3000 м, силовые упражнения. На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей.

Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к данной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хоро­шо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, Сопоставить цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17–19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5–8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов – хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д.

Для эмоциональных, общительных типов характера студентов предпочтительнее игровые виды спорта. Для замкнутых и усидчивых типов характера студентов предпочтительнее занятия длительным бегом, плаванием, лыжным спортом. Если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, такие как бег на длинные дистанции, лыжные гонки. Если ваша будущая профессия связана с длительным напряжением зрительного анализатора, следует освоить такие виды спорта как теннис, бадминтон. Многие эксперты рекомендуют студентам научиться пла­вать, если этого не было сделано в школьные годы, из-за подготовки к возмож­ным экстремальным ситуациям в жизни.

Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебной в высшем учебном заведении неизбежно сталкивается с проблемой времени. Согласно данным, представители женского пола раньше показывают большие успехи в различных видах спорта, а так же у женщин наступают раньше «возрастные границы оптимальных возможностей». Согласно статистике, студенты-спортсмены, имеющие массовые спортивные разряды (III-I) учатся в целом лучше среднего.

Студенты-спортсмены, часто бывающие на российской и международной спортивной аренах реализуют свои личные притязания, а также делают огромную рекламу своему вузу.

Наибольший эффект на стадии подготовки, (т.е. для новичков) в спорте даёт комплексный метод развития физических качеств, т.е. общефизическая подготовка.

К видам спорта развивающих общую выносливость, можно отнести велосипедный спорт, биатлон, спортивное ориентирование. При высоком уровне подготовленности человека в спорте развитие одного физического качества начинает развивать и другие физические качества. Занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, проводятся с невысокой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин). Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов в видах спорта, развивающих общую выносливость, находятся в пределах 22–27 лет.

Тяжелая атлетика – это вид спорта, в котором упражнения выполняются максимальным мышечным напряжением при поднима­нии возможно больших тяжестей. Атлетическая гимнастика – это система упражнений с разнообразными отягощениями. Высокими достижениями в толчке двумя руками гири 32 кг считаются подъёмы более 155–160 раз для весовой ка­тегории свыше 60 кг.

К видам спорта, связанным с развитием скоростно-силовых качеств, относятся легкоатлетические метания, толкание ядра. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в велоспорте и фехтовании.

Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают следующие виды спорта: художественная гимнастика, прыжки в воду.

Виды спорта, развивающие ловкость (кроме спортивных игр) не оказывают значительного влияния на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

К единоборствам можно отнести вольную борьбу, самбо и фехтование. Командные спортивные игры способствуют воспитанию таких свойств и черт характера, как взаимопомощь, сознательная дисциплина. Возможность достижения спортивных результатов международного класса в большинстве игр доступна тем студентам, кто начал свою подготовку не позже, чем в 6 лет

К многоборьям можно отнести триатлон. В различных видах многоборья особенно большие нагрузки испытывает нервная система.

Ритмическая гимнастика – Эффективное средство оздоровления, повышения функциональных возможностей, коррекции физического развития и телосложения.

Система, сочетающая ритмическую и атлетическую гимнастику, но силовым упражнениям отдающая большее предпочтение, называется шейпингом.

Менее распространена система специальных упражнений, носящая название стретчинг. Эта система специальных упражнений применяемое как восстановительное и разминочное средство. Различные восточные системы не включаются в перечень видов спорта, предлагаемых студентам на обязательных учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» так как имеют ограниченное воздействие на организм человека и не могут являться основным средством физической подготовки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.