Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. 4. Восприятие и интерпретация творчества писателя иностранными читателями и критиками






 

Функционирование произведения в инонациональной среде, его восприятие (рецепция) иностранными читателями и критиками, по сравнению с оценкой сочинения на родине писателя.

«Приливы» и «отливы» читательского интереса. Общественно-исторические, культурные предпосылки популярности творчества иностранного писателя в тот или иной период, интерпретации его произведений как национальное самовыражение. Специфика позиции иностранного критика, особенности его метода, своеобразие трактовки творчества инонационального писателя; объективные и субъективные предпосылки интерпретаций (например, «Гамлет» Шекспира в русской критике: В.Г.Белинский, Ап.Григорьев, И.С.Тургенев).

Как правило, более объективная оценка иностранными критиками злободневных произведений (Ю.Шмидт и другие немецкие критики 1860-х гг. об «Отцах и детях», «Дыме» Тургенева). «Иностранный критик - это для писателя первый представитель потомства» (П.Л.Лавров). Говоря о временной дистанции как предварительном условии для признания ценностей, теоретики литературы признают полезной для отбора ценностей и географическую дистанцию, выход за национальные границы. Богатство потенциала восприятия классических произведений различных национальных литератур, в совокупности составляющих сокровищницу мировой литературы. «Отстраненность» от текущих проблем и многих реалий данной национальной действительности, позволяющая сосредоточиться на нравственно-психологических и философских аспектах содержания произведений инонационального автора, общечеловеческих пластах и уровнях текста.

Татарские писатели, критики и общественные деятели о русских классиках.

Роль критических высказываний в определении значения инонациональных художественных ценностей в историко-литературном процессе воспринимающей стороны и внутреннего потенциала самого воспринимаемого явления с точки зрения его стимулирующего воздействия за пределами отечественного контекста.

Задания для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «заимствования»?

2. Охарактеризуйте существующие теории заимствований.

3. Приведите примеры литературных заимствований в эпоху традиционалистского типа художественного сознания.

4. Как меняются формы и суть литературных заимствований в эпоху индивидуально-авторских стилей?

5. Охарактеризуйте основные эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада.

В чем специфика критического восприятия явлений инонациональной литературы?

7. Какую роль играют критические высказывания в определении значения инонациональных художественных ценностей?

Литература:

Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований / А.С.Бушмин. – Л.: Наука, 1969. – С. 141 – 178.

Веселовский, А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки [1870]; Три главы из исторической поэтики [1898]; Поэтика сюжетов [1913] / А.Н.Веселовский // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высш. шк, 1989. – С.36 – 41; 310 – 316.

Горский И.К. Заметки о некоторых понятиях сравнительного литературоведения / И.К.Горский // Советское славяноведение. – 1982. - № 3. – С.59 – 71.

Гринцер П.А. Сравнительное литературоведение и историческая поэтика / П.А.Гринцер // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Т.49. – № 2. – С.99 – 107.

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / А.Дима. – М.: Прогресс, 1977. – С.50 – 160.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы Д.Дюришин. – М.: Прогресс, 1979. – С.23 – 187.

Жирмунский, В.М. Проблемы сравнительного изучения литератур [1961]; А.Н.Веселовский и сравнительное литературоведение [1939 – 1940]; Литературные течения как явление международное [1867] / В.М.Жирмунский // В.М. Жирмунский Сравнительное литературоведение. - Л.: Наука, 1979. – С.66 – 83.

Жирмунский, В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса / В.М.Жирмунский // Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – С. 252 – 254.

Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи / Н.И.Конрад. - М.: Наука. Глав. ред. вост. лит-ры, 1972. – С.315-329.

Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. – Казань: Фэн, 1997. – С.109 – 161.

Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур / Г.Н.Поспелов. – М. Худож. лит., 1988. – С.3 – 109.

Реизов Б.Г. История и теория литературы / Б.Г.Реизов. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. – 318 с.

Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур / Б.Л.Рифтин // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. – М.: Наука, 1974. – С.9 – 117.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань: Изд-во «ДАС», 2001. – С.150 – 225.

Хабибуллина А.З. Русская литература в восприятии татарских читателей (эстетическая интерференция) / А.З.Хабибуллина: дис. … канд. филол. наук. – Казань, 1998. – 163 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.