Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межлитературного процесса






 

Понятия типологические схождения, конвергенции, аналогии, соответствия, совпадения или типологические общности (термин Н.И.Конрада), используемые для обозначения сходных явлений и процессов в разных литературах, возникших независимо от контактов и являющихся результатом сходных стадий общественно-исторического, культурного развития народов либо универсальных закономерностей человеческого сознания.

Дифференциация типологических схождений по различным параметрам: с точки зрения меры, интенсивности, причинной обусловленности и т.д.

Одностадиальные, т.е. принадлежащие одной литературной эпохе схождения, и вызванные универсальными архетипами образного мышления подобия, или аналогии.

Типологические схождения в узком, терминологическом их понимании. В отличие от аналогий они устанавливаются между литературными текстами с исторически общим типом (мифопоэтическим, традиционалистским или авторским) поэтики. Примеры типологических схождений между средневековой поэзией западных и восточных народов: 1) народный героический эпос (средневековый эпос германских и романских народов Западной Европы, русские былины, южнославянские «юнацкие песни», эпическое творчество тюркских и монгольских народов и др.); 2) рыцарская лирика провансальских трубадуров и немецких миннезингеров на Западе (XII - XIII вв.) и несколько более ранняя по времени классическая арабская любовная поэзия (IX - XII вв.); 3) стихотворный рыцарский («куртуазный») роман на Западе (XII - XIII вв.) и так называемый «романический эпос» в ираноязычных литературах XI - XIII вв. (Кретьен де Труа и Низами и др.) (В.М.Жирмунский). Черты историко-типологического сходства между указанными явлениями, обнаруживаемые В.М.Жирмунским в идейном и психологическом содержании, мотивах и сюжетах, в поэтических образах и ситуациях, в особенностях жанровой композиции и художественного стиля.

Критерии отнесения рассматриваемых явлений к типологически общим или различным. Понятие «общего типологического ряда» (И.Г.Неупокоева). Параметры, по которым определяется принадлежность явления к общему типологическому ряду.

Условия возникновения и развития однородных литературных явлений и процессов. Зависимость типологического сходства литературных процессов от определенного сходства исторических условий, обнаруживаемая В.М.Жирмунским, Н.И.Конрадом, И.Г.Неупокоевой и др.

Классификация Д.Дюришина: общественно-типологические, литературно-типологические и психолого-типологические схождения.

Проявление типологической близости в структуре художественного произведения. Типология литературных течений, направлений, художественных систем. Типология стилей.

Задания для самоконтроля:

1. Что такое литературные контакты?

2. Чем отличается понятие «литературные контакты» от смежных структурно-семантических комплексов: «литературная связь», «международный литературный обмен», взаимосвязи и взаимодействия литератур», «литературные влияния», «литературные заимствования» и др.?

3. Каковы условия, способствующие установлению межлитературных культурных и литературных контактов?

4. По каким критериям предлагается классификация литературных контактов?

5. В чем отличие типологических схождений в узком, терминологическом их понимании, от аналогий?

6. Что является критерием отнесения литературных явлений к типологически сходным или различным?

7. Как можно дифференцировать типологические схождения?

8. Каковы причины возникновения типологически сходных явлений?

9. На каких уровнях обнаруживается типологическая близость литературных явлений?

10. Почему однозначная классификация сходных явлений и процессов на контактно-генетические связи и типологические схождения является спорной?

11. В чем сущность контактно-генетического подхода?

12. Письменно определить сильные и слабые стороны данной концепции – деления форм межлитературного процесса на контактно-генетические связи и типологические схождения.

Литература:

Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы / П.Н.Берков. – Л.: Худож. лит., 1981. – 495 с.

Большакова А.Ю. Типология и менталитет / А.Ю.Большакова// Филологические науки. – 1996. - № 6. – С.3 – 12.

Виппер Ю.Б. «Типологические схождения» в изучении мирового литературного процесса / Ю.Б.Виппер // Классическое наследие и современность. – Л., 1981. – С.45 – 50.

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф.Волков. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1989. – 250 с.

Горский И.К. Заметки о некоторых понятиях сравнительного литературоведения / И.К.Горский // Советское славяноведение. – 1982. – № 3. – С.59 – 71.

Гринцер П.А. Сравнительное литературоведение и историческая поэтика / П.А.Гринцер // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Т.49. - № 2. – С.99 – 107.

Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада / П.А.Гринцер. – М., 1997. – С.3 – 56.

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / А.Дима. – М.: Прогресс, 1977. – 229 с.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д.Дюришин. – М.: Прогресс, 1979. – С. 40 – 150.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. – 495 с.

Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса / В.М.Жирмунский // Исследования по славянскому литературоведения и фольклористике. – М., 1960. – С. 252 – 254.

Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. – М.: Наука, 1986. – С.1 – 120.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М.: Наследие, 1994. – С.3 – 250.

Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи / Н.И.Конрад. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1972. – С.50 – 160.

Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М.Лотман. – Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1970. – 95 с.

Надъярых Н.С. Типологическое исследование (принципы, задачи, перспективы) / Н.С.Надъярых // Вопросы литературы народов СССР. – Киев, 1975. – Вып. 1. – С.44 – 45.

Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий / П.А.Николаев // Филологические науки. – 1996. - № 3. – С.3 – 13.

Реизов Б.Г. Сравнительное изучение литературы / Б.Г.Реизов // Вопросы методологии литературоведения. – М., Л.: Наука, 1966. – С. 170 – 217

Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур / Б.Л.Рифтин // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. – М. Наука, 1974. – С.9 – 117.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань: Изд-во «ДАС», 2001. – С.150 – 225.

Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы // Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.: Худож. лит, 1977. – С.265 – 302.

 

 

VII. ФОРМЫ КОНТАКТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛИТЕРАТУРАМИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.