Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления постпозитивизма и его проблематика.






Постпозитивизм (четвертый этап развития позитивизма), возникший в 50-70-е годы ХХ века, уделяет большое внимание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, методологии научно-исследовательских программ. Понятие «постпозитивизм» охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму совокупность концепций, которые не отличаются большой внутренней однородностью, так как по многим вопросам существует активная «внутренняя» полемика. Выражаясь в терминах одного из виднейших представителей постпозитивизма – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных направления: релятивистское ( от релятивный - относительный ), представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Полани; и фаллибилистское ( фаллибилизм – подверженный ошибкам, погрешимый ), к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера, Имре Лакатоса, Дж. Уоткинса, Дж. Агасси.

Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания, уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени. Существует преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако постпозитивизм не ограничивается статикой знания, он видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, «роста» научного знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, от игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. В связи с этим критике постпозитивистов подвергаются следующие идеи: тезис о существовании свободного от теоретических привнесений языка наблюдения; о возможности строгой демаркации (разделения) науки и философии; стремление навязать познанию идеальные нормы, не являющиеся продуктами реальной научной практики и т. п.. Совокупность главных идей, лежащих в основе философских работ постпозитивизма, может быть представлена следующим образом:

1. Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания.

2. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным.

3. Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием. Философия не только стимулирует развитие науки, но и органически входят в «тело» науки.

4. Динамика научного знания не является строго кумулятивным (накопительным) процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы.

5. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких «ближних» задач: лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др.

6. В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу: историко-научный, методологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др. При этом логический метод не имеет доминирующего характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.