Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. Проблема метода в философии. Методология науки, ее сущность, принципы и понятия.Стр 1 из 21Следующая ⇒
Философия и методология науки Конспект лекций для магистрантов и аспирантов дневной и заочной форм обучения СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Проблема метода в философии. Методология науки, ее сущность, принципы и понятия. 1.1. Значение метода и методологии в философии и науке. История становления философских методов - диалектики и метафизики 1.2. Особенности современной постклассической методологии и методологии науки
Лекция 2. Наука: история возникновения, сущность, структура и функции. 2.1. Сущность и история возникновения науки. Социальные функции науки 2.2. Структура науки, классификация наук, язык науки. Научное и вненаучное знание
Лекция 3. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. 3.1. Особенности эмпирического уровня научного познания, роль «научного факта» в процессе познания 3.2. Особенности теоретического уровня научного познания. Мышление и специфика его уровней.
Лекция 4. Формы мышления и формы научного познания. 4.1. Формы мышления 4.2. Формы научного познания
Лекция 5. Методы научного познания 5.1. Методы эмпирического исследования; 5.2. Методы теоретического исследования 5.3.Общелогические методы и приемы исследования
Лекция 6. Наука в системе социальных ценностей. 6.1. Наука как социокультурный феномен 6.2. Роль науки в условиях НТР. Сциентизм и антисциентизм. 6.3. Различные типы научной рациональности.
Лекция 7. Феномен научной революции. 7.1. Модели динамики научного знания, сущность научных революций по Т.Куну. 7.2. Типология глобальных научных революций, их исторические этапы.
Лекция 8. Постпозитивизм и современная западная философия науки. 8.1. Направления постпозитивизма и его проблематика 8.2. Основные идеи и принципы представителей западной философии науки
Лекция 9. Сущность и эволюция философии науки. Актуальные проблемы науки ХХI века 9.1. Многозначность понятия «философия науки», его существенные характеристики. 9.2. Инновации в современной философии науки: синергетика и эвристика.
Лекция 1. Проблема метода в философии. Методология науки, ее сущность, принципы и понятия. 1.1. Значение метода и методологии в философии и науке. История становления философских методов: диалектики и метафизики Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и т.д.. Метод – необходимая составляющая научной деятельности. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем. Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте. Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания и многие другие социальные факторы. Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей более рациональной и эффективной. Своими истоками проблема метода восходит к ранним этапам становления цивилизации, когда в рамках практического освоения реальности человек вырабатывал формы и приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Впоследствии метод как адекватный способ достижения цели рассматривался и исследовался применительно к познавательной деятельности. В обыденном познании человек опирался на чувственный опыт, здравый смысл и интуицию. При этом средства и методы познания не становились предметом специального исследования. Впервые эти проблемы начинают анализироваться в рамках философского познания. В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания, обосновывались их эвристические и операциональные возможности не только в философском, но и в научном исследовании. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф.Бэкона, рационалистический метод Р.Декарта, диалектико-материалистический метод К.Маркса, феноменологический метод Э.Гуссерля — эти и другие методы познания определили специфику становления и развития не только основополагающих философских учений, но и форм их влияния на интеллектуальную и социокультурную историю человечества. Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классической философии (VII в.в. до н.э. – середина XIX века н.э.) явилось обоснование фундаментальной идеи об отличии метода философского познания от метода науки и обыденного мышления. Предмет философии не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, он не воспроизводится в формах чувственного или эмпирического познания. Для того чтобы теоретически реконструировать и освоить предмет философии необходимо использовать специфические методы философского познания. В популярной и учебной литературе обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический методы. Такое утверждение не совсем корректно, поскольку диалектический метод действительно возникает и обосновывается как специфически философский способ анализа и исследования проблем мировоззренческого уровня, предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях (мир, человек, человек в мире). Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте научной революции, породившей классическое естествознание. В этот период еще не сложилась общенаучная методология, и поэтому проблема методов и средств познания, в том числе и научного, обсуждалась и разрабатывалась в рамках философии и гносеологии. В этом состоит одна из причин того, что метафизический метод познания, являясь по своим целям и содержанию методом науки, был провозглашен философским методом. Диалектический метод формируется уже в античной философии. Слово диалектика (от греч. dialego — искусство вести беседу, спор) означает, философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия. Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее как метод не только умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов окружающего мира. Диалектика у Аристотеля подчиняется дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющему в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой схоластической европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода. Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г.В.Ф.Гегеля, которую он понимал как универсальную теорию развития и метод познания мира. В основе гегелевского объективного идеализма лежит понятие Абсолютная Идея, которая претерпевает в своем развитии и «познании самое себя» три этапа: этап чистой мысли (логика), этап природы, этап духа. Отсюда диалектика по Гегелю, это учение о саморазвитии и самопознании Абсолютной идеи. Гегелевский метод основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного развития исследуемого объекта, поэтому он характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Метафизический методв философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося естествознания, изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы ее научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентристского метафизического метода философствования. Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация, систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
|