Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сокровище благ и жизни Податель




 

Владыка, после нашей беседы, посвященной Святому Духу, мы получили много писем с просьбами продолжить разговор. Давайте сегодня поговорим о духовных сущностях нашего мира и о духах и Духе Божьем.

— Помните, мы говорили о том, что если открыть Книгу Бытия, то там рассказ о тво­рении начинается словами: «В начале сотво­рил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 1—2). То есть Дух Божий присутствовал уже с са­мого начала творения, но глагол «носился», к сожалению, не совсем точно передает смысл оригинала. Правильнее было бы ис­пользовать слово «оживотворял». Вот эта не­точность и сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, и Его имя заимствовано из природных явле­ний: еврейское «руах» — это «дуновение, ве­тер»; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский «spiritus» — это «веяние». И опи­сание Его действий тоже представляет слож­ность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «Пошлешь Дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обнов­ляешь лице земли» — говорится в псалме (Пс. 103. 30). И Дух Божий - это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее про­явлениях: как неорганическую, так и орга­ническую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом ми­ре подвластно Духу Святому, Он творит и дей­ствует в этом мире, наполняя его любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает тот ис­тинный смысл, вложенный в нее Творцом.

А вот как дальше в Библии говорится о со­творении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое пре­вращает его плоть в существо действующее — душу живую. Дух — это данность человека, то, что живет в нем, обитает в нем. Помните, как в Евангелии описывается эпизод воскре­шения Иисусом дочери начальника синаго­ги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8. 55). Поэтому когда об умирающем говорят: «Он испустил дух,» - это не просто некое образное выражение. Здесь суть: дух -это неотъемлемая часть живого человека.

То есть дух - это нечто, пусть и неулови­мое, принадлежащее человеку и данное ему от Бога. Владыка, а как этот дух соотносится с тем Духом Божьим, Который, как некая Бо­жественная сила, движет всем по замыслу Творца? Ведь в своих духовных движениях че­ловек не всегда совпадает с ней, и иногда ка­кие-то демонические начала овладевают им.



— Мы уже говорили, что есть разные ду­ховные сущности: есть Ангел Светлый, а есть ангел от сатаны. Есть Дух Господень, а есть духи злобы поднебесные. И человечес­кий дух может соприкасаться и с теми, и с другими. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о том, что, когда Дух Госпо­день был на Сауле - первом царе Израиля, тому все удавалось. Но вот из-за того, что он «отверг слово Господа», за прегрешения Саула, Дух Господень отступил от него, и его стал возмущать злой дух. В такие периоды Саул становился жесток, мрачен, ничто не приносило ему утешения. И только Давид, на котором, как сказано, «почивал Дух Гос­подень» (1 Цар. 16. 13), мог своей игрой на гуслях вернуть Саулу радость: «Отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отсту­пал от него» (1 Цар. 16. 23). А вообще, ра­дость - это одно из свойств Духа Святого.

Дух Святой, сказано, был явлен людям на пятидесятый день после Воскресения Хрис­та. Он, в виде огненных языков, снизошел на апостолов. И это сошествие Духа Святого было нужно для того, чтобы люди после Воз­несения Христа не чувствовали себя оставлен­ными, чтобы они знали, что Господь рядом с ними. Это было сошествие Духа Святого, но ведь вся история человечества пронизана дей­ствием Духа Божьего, промыслительного дей­ствия, то есть действия, направленного на спасение человека. И, соприкасаясь с челове­ком, Дух Божий направляет дух человека и преображает его.

Владыка, у нас есть молитва Святому Ду­ху, с которой фактически начинается утреннее правило. Она звучит так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души на­ша», разъясните ее, пожалуйста.



—Впервой части молитвы идет определе­ние Святого Духа: мы называем Его «Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, везде находящимся и все наполняющим, Источником всякого блага и Подателем жизни». Это очень важно — правильно на­звать. А дальше следует наше обращение к Святому Духу. Мы просим: «приди и посе­лись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши». Как и в любой мо­литве, каждое слово здесь не случайно, оно выверено огромным опытом, но, прежде чем рассказать о том, как Дух Святой действует на человека, я бы хотел сделать следующее отступление.

Дело в том, что каждый человек, особенно если он делает еще только первые шаги в Церкви, должен понимать, что все, что свя­зано со Святым Духом, свято, потому что это относится к самой основе жизни. В Еванге­лии приводятся такие слова Иисуса: «Посе­му говорю вам: всякий грех и хула простят­ся.., а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческо­го, простится ему; если же кто скажет на Ду­ха Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31—32). И вот, помня об этом, давайте вернемся к тому, как в мо­литве Святому Духу определяется Его дейст­вие. Когда мы говорим, что Святой Дух ожи­вотворяет, то это значит, что Он не только поддерживает жизнь, но и вносит в нее исти­ну, то есть Божественные законы. Ведь жизнь, не направляемая этими законами, приводит к гибели. Рассмотрим, например, раковые клетки. С точки зрения богосло­вия — это клетки, в которых нарушен Бого­данный механизм размножения: они делятся непрерывно, неконтролируемо, вопреки Бо­жественной установленности, и этот сбой в механизме приводит к гибели организма. И вот животворящее действие Духа Божьего заключается в том, чтобы не допускать таких сбоев, делать так, чтобы жизнь развивалась согласно законам Творца, то есть Дух Божий вносит в эту жизнь Истину. На примере ра­ковых клеток мы можем видеть, насколько это важно. Есть еще одна молитва, непо­средственно касающаяся Святого Духа, -это так называемая молитва третьего часа, в которой мы просим: «Господи, не отыми от нас (Святой Дух), но обнови нас, молящихся Ти ся». И тут важно, что Святой Дух не толь­ко сохраняет нашу жизнь, придавая ей ис­тинное значение, но и обновляет нас.

Что еще важно знать о действии Святого Духа в нас?

—Дух Святой изгоняет всякую нечисть. Действуя в нас, он очищает нас. Василий Ве­ликий говорил, что Дух, воссияв «после очи­щения от скверны через обращение с собой, делает людей духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, так и ду-хоносные души, будучи озарены Духом, де­лаются духовными и на других изливают благодать».

Отсюда, говорит Василий Великий, и та­кие дары, как предвидение будущего, разу­мения Таинств, постижение сокровенного, радость.

Творческие открытия, откровения, озаре­ния — это все той же природы?

—Откровения, конечно. «В тот день я был в духе», — пишет Иоанн Богослов в Апока­липсисе. Что касается творчества, то если источником вдохновения оно имеет Творца, то тоже. И радость, внутренний свет, кото­рый позволяет человеку смотреть на мир и жизнь с точки зрения надмирных категорий, а не с позиции каких-то мирских, привыч­ных стереотипов - это тоже все Дары Свято­го Духа.

Дух Святой действует через человека: чело­век становится Его носителем, Он овладева­ет человеком и преобразует его. Есть люди, о которых говорят, что они являются вмести­лищем Святого Духа. Мы говорим «духонос-ный старец» — и это не просто метафора. Это значит, что на этом человеке «почивает Дух». Или говорят: «благодатный батюшка».

Знаете, есть люди, которые своим све­том, внутренней радостью буквально притяги­вают к себе — и это тоже свидетельство Духа Святого?

—Несомненно. Но есть люди, которые этого лишены. И вот тут очень интересны исследования академика Фаддея Шипунова. Не буду вдаваться в научные детали, суть ис­следований в том, что Шипунов изучал биополе различных людей и заметил, что вокруг убийц, а также тех, кто потенциально был склонен к этому, фиксировалась некая зона пустоты — «черная дыра», образно говоря. На самом деле эти открытия не новы: в Биб­лии приведено множество примеров того, как человек отходит от Бога, и тогда Дух Гос­подень оставляет его, и человек уже сам не ведает, что творит. Он оказывается вне бла­годатного влияния Духа Святого, его начи­нает, что называется, крутить, и сам человек остановиться в этом случае бывает не в со­стоянии.

То есть человек не может быть пустым, в нем либо действует Дух Божий, либо его за­хватывают злые духи.

—Совершенно верно. И это то, почему мы подчеркиваем необходимость очень трепетного отношения к Духу Божьему. Иоанн Златоуст сравнивал человека, кото­рый высказывает хулу на Духа Божьего, с тем, кто бросает камень в небо. Он говорит, что тот, кто бросает камень вверх, не может ни пронзить вещества неба, ни даже до­стигнуть высоты, но только принимает этот камень на свою голову; то же происходит с безумцем, который против Духа Божьего. Наказание неизбежно. И в чем тут дело? Ведь как «скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучив­шийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою» (Василий Великий).

Владыка, я читала, что, когда одного старца спросили, что надо делать, если при те­бе звучит хула на Духа Святого, он ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Это мо­жет быть опасным даже для свидетелей?

—Конечно, ведь действие сил зла очень разнообразно, а человек не всегда может рассчитать свои силы. Это может быть опасным даже просто в прямом, физичес­ком смысле слова. Ведь Духом Святым все­гда изгонялась всякая нечисть, бесы, и это тоже одна из причин, по которой мы про­сим, чтобы Господь «не отнял от нас Свято­го Духа». Фактически это вопрос сохране­ния жизни. Потому что дух человеческий, как некая субстанция, нуждается в очища­ющем, обновляющем и спасительном дей­ствии Святого Духа. И вот тут очень важно научиться распознавать, какой дух увлекает тебя. Апостол Иоанн предупреждал: «...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Для человека очень важно согласование своей воли с во­лей Божьей. А это фактически согласование духа человеческого с Духом Божьим. И если человек, наделенный от Бога свободной во­лей, делает неправильный выбор, то он сам себя лишает живительной силы Святого Духа.

Но как распознать, какой дух действует в тебе, ведь жизнь каждый день предлагает слож­ные задачи, решения которых неочевидны.

—А вот для этого и существуют духовни­ки, есть молитвословы с молитвами — это квинтэссенция духовного опыта, а когда мы молимся, мы просим Господа: «даруй мя зрети мои прегрешения». Для этого существуют Таинства, во время которых нам сообщаются дары Святого Духа, а среди них и дар мудро­сти. Критерием того, каким духом ты наполнен, становится Священное Писание. На­пример, слова из Книги Екклесиаста, где сказано, что «человеку, который добр пред лицем Его (Господа), Он дает мудрость и знание и радость» (Еккл. 2. 26).

Есть такое богословское понятие — «Стя­жать Святой Дух». Оно обозначает внутрен­нее действие, когда человек стремится на­полниться Духом Святым, это большой труд, заключающийся, в том числе, в молитвен­ном делании.

Мы говорим: «Дух Божий — податель жиз­ни, податель спасения». Дух — одна из ипос­тасей Бога, Он не позволяет нам забыть, что Бог — это Тайна. «Дух дышит, где хочет, и го­лос его слышишь, а не знаешь, откуда при­ходит и куда уходит», - говорит о Нем Иисус (Ин. 3.8). Бывает, что одного его дуновения достаточно, чтобы преобразить и мир физи­ческой природы, и сердце человеческое.

И в заключение мне хочется рассказать торию одного крупного, удачливого и до­статочно известного бизнесмена. Однажды случайно, скорее как турист, а не как чело­век верующий, он зашел на подворье мона­стыря. И вдруг этот человек — очень совре­менный, прагматичный, жесткий и именно благодаря своей жесткости достигший вы­сот в бизнесе, — почувствовал Нечто, что как бы коснулось его. Это было необъясни­мо, но ему непреодолимо захотелось за­держаться в этом месте. Но он в силу сво­ей занятости не мог этого сделать, он уехал. А потом вернулся — вернулся, чтобы понять, что это было. И остался в монастыре. Про­сто послушником. И когда он пытался объ­яснить, что же с ним произошло, он расска­зывал об этом так: «Я вдруг почувствовал существование чего-то... Я почувство­вал, что, да, я двигаю и убираю людей, продаю и покупаю, но точно так же кто-то двигает и убирает меня, и в сущности я живу, как на базаре... А здесь был другой мир, другое измерение, другое время и другая жизнь».

 

 

Дары Святого Духа

 

Еще в древней церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, святого елея(«елей» — грен. «оливковое масло») и просфоры.Вот что пи­сал об этом Симеон Солунский: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей;в нем избавле­ние от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное... Хотя он и простой, но исполнен благодати через призывание на него имени Божия; ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию... посему елей, нам благословленный посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен бла­годати Святого Духа. Подобно тому, как и вода крещенская— хотя и вода есть, но ис­полненная Духа, очищающая души, воссоз­дающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

Два раза в год — в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое великое освящение во­ды — великая агиасма (святыня). Оно сопро­вождается молитвой, в которой мы просим Господа: «...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово...» Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах богоявленской водыи советуют чаще прибегать к ее целительной помощи.

Кроме того, для повседневных нужд суще­ствует малое освящение воды, так называе­мая малая агиасма, совершаемое в храмах каждодневно. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В от­личие от святой водымалого освящения богоявленскую воду следует пить только нато­щак, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно сделать ис­ключение только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоя­нии.

Таинство Елеосвящения совершается не только над болящими, но и в случае необхо­димости духовного укрепления. Иначе оно называется Соборованием. Видимая часть Таинства заключается в семикратном пома­зании елеем, сопровождаемом чтением мо­литв и Евангелия. Таинство открывает путь для благодатного уврачевания телесного не­дуга и, по словам отцов Церкви, «истребляет забытые грехи». Больные могут сами пользо­ваться освященным елеем для помазывания (крестообразно), и многие испытывают на себе действие этой животворящей святыни. Святая просфора(от греч. - «приноше­ние») - это маленький квасной круглый хлеб, употребляемый в Таинстве Евхарис­тии. Принесенную из храма домой просфору верующие употребляют со святой водой ут­ром, натощак. Очень хорошо давать детям, старикам и больным.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал