Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Встречая родившегося Христа






 

Каждую зиму мы предстоим перед волшебством рождественской ночи. Рождество Христово — удивительный праздник, который, похоже, сейчас отмечают даже неверующие. Строгий пост сочельника и приготовление подарков для близких, наряженная елка и сочиво на столе, нетерпеливое ожидание первой звезды и зажженная свечка в темном проеме окна — все это пронизано поэзией рождения Богомладенца, радостью явления в нашем мире Иисуса Христа. И каждый год мы заново вспоминаем Вифлеемские ясли, куда, спеленав, положила Богородица «Сына своего Первенца» (Лк. 2. 7), вспоминаем по­клонение пастухов и волхвов, заново пережи­вая эти события.

— Дело в том, что церковный праздник — это не просто воспоминание и воспроизве­дение события, которое произошло когда-то в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежит. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастны тому Божественно­му событию, которое имеет корни в самой Божественной Вечности — ведь Бог вне временных отрезков. Вечность вторгается в нашу жизнь. И подобно тому, как человече ство, отделенное своим грехопадением от Бога, долгие тысячелетия ждало появления Того, Кто эту пропасть преодолеет, и мы должны пройти путь ожидания к встрече Спасителя. А для того чтобы нам было лег­че предуготовить себя к Рождеству Христо­ву, и установлен Рождественский пост, который начинается 28 ноября и кончается в сочельник, 6 января. Все чтения во время церковной службы и церковные молитвы Рождественского поста сосредотачивают нас на ожидаемом событии, за эти недели мы проходим путь подготовки к принятию Христа — каждую неделю Церковь напоми­нает нам о событиях, ему предшествующих. На службах читаются так называемые паремии — отрывки из Священного Писа­ния — Ветхого и Нового Заветов, где рас­сказывается о пророчествах, ведь даже то, что Спаситель родится в пещере и будет выходцем из города Назарета, было пред­сказано пророками, возвещавшими волю Бога: Господь обещал людям, что пошлет Спасителя, и Он непреложен в Своих обе­щаниях. Вспомните, как часто мы читаем в Евангелии слова: «Свершилось пророчество Исайи» — сам иерусалимский пророк Исайя жил во второй половине VIII века до Рождества Христова, и своим пророческим Даром предсказал рождение Христа от Де­вы Марии, поэтому его часто называют ветхозаветным евангелистом. Однако Боговоплощению предшествовало четырех­сотлетнее молчание пророков — Господь не посылал их людям. И это четырехсотлетнее молчание было, конечно, не случайным: с одной стороны, Господь как бы давал лю­дям понять, насколько далеко они отошли от Бога, а с другой — эта пауза была нужна для того, чтобы люди осознали необходи­мость Слова Божьего. Рождеству Христа предшествовало рождение Иоанна Предте­чи и его предназначение было в том, чтобы узнать Спасителя, свидетельствовать о том, что Он есть Сын Божий, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29), и предуготовить сердца людей к при­нятию Христа. Рождение Богомладенца, Рождество Христово произошло в тишине Вифлеемской ночи — и в этом глубокий смысл. Это символично — Он пришел в ти­шине, мы говорим, что в тишине творится и самая высокая молитва. И еще важно, что Тот, Кого мы называем «Царем Небесным», явился в мир не в царственных чертогах, Он пришел не как царь земной — Иисус все время говорил Своим ученикам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Бог при­нимает человеческое естество, весь психофизический мир человека - более того, Бог, Бог Бессмертный, разделяет с челове­ком весь человеческий путь — от рождения до смерти. Ради спасения человека Он при­нимает крестные страдания и крестную смерть. И делает это из любви к нам, лю­дям, чтобы никто не погиб, а все имели жизнь вечную. Симеону Новому Богослову принадлежат слова о том, что Бог стал че­ловеком для того, чтобы человек смог стать Богом. Чтобы мы обожились.

Но люди по-разному встретили Его рож­дение. Удивительно, что событие, от которого ведет отсчет человечество, Рождество Христово, историками того времени осталось неза­меченным.

—Это свидетельствует только о том, что история двигалась в постоянном удалении от Бога. Но я бы поставил вопрос шире: как тварный мир встретил рождение Богочеловека? Во-первых, зажглась новая звезда, о появлении которой были пророчества — именно она привела волхвов к Богомладенцу. Во-вторых, в Евангелии рассказывается, что Ангел Господень благовествовал о рож­дении и Иоанна Предтечи, и Иисуса, явля­ясь Иосифу, как все Небесное воинство ра­довалось, возвещая о Боге пастухам. «И сказал им (пастухам. — М.Г.) Ангел: не бой­тесь; я возвещаю вам великую радость, ко­торая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Кото­рый есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом мно­гочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 10—14). И пастухи, люди с открытым сердцем, с этой радостью пришли в Вифле­ем и рассказали Марии и Иосифу о том, что возвестил им Господь. И сказано, что Ма­рия «сохраняла все слова сии, слагая в серд­це Своем» (Лк. 2. 19). Издалека, тоже по­клониться Ему идут в Вифлеем восточные мудрецы волхвы. Они приносят с собой Богомладенцу дары: золото — как Царю, ла­дан — как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, — как чело­веку смертному.

Так в радости, ликовании Рождества по­является щемящая нота грядущих страданий.

—Да, все связано. Такой была реакция и пастухов — людей простых, искренних, и му­дрецов, на явление Христа. А был еще царь Ирод, который, услышав от волхвов, что «ро­дился Царь Иудейский», и убоявшийся пося­гательства на свою власть, повелел «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех преде­лах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2. 16). И в конце концов были люди просто равнодуш­ные, холодные, которые из жестокосердия не впустили Богородицу и Иосифа к себе. Сказано, что когда пришло Ей время родить, «не было им места в гостинице» (Лк. 2.1).

И две тысячи лет назад, и сейчас суще­ствуют и жестокосердие и доброта, любовь и ненависть.

—Да, двухтысячелетняя история разви­тия отношений человека с Богом показала, что, к сожалению, человечество не стано­вится лучше. И по-прежнему есть те, кто сердцем принимает Христа, и те, кто жестокосерден, и те у кого одно упоминание о Боге вызывает злобу, агрессию. Но сущест­вует, по крайней мере, мне так кажется, ка­кой-то хрупкий баланс между любовью и злом, потому что если бы этот баланс был на­рушен, то это была бы уже катастрофа. И че­ловечеству, каждому из нас, надо помнить, что этот мир держится не на том, какие на­учные или технологические открытия сде­ланы. Они важны, несомненно, но все же мир держится на том, как люди, каждый из нас соотносит себя с Богом. И как две ты­сячи лет назад, перед каждым из нас стоит выбор.

Рождество Христово — семейный празд­ник, он может стать поводом для обновления отношений между близкими...

—Да, и собиранием всей семьи вокруг него. А чтобы мир был в семье, мир и лю­бовь прежде всего должны воцариться в на­шей душе. И Рождество Христово — это по­вод обновить и пересмотреть отношения, сделать их центром любовь, объединить всю семью вокруг этой любви, причем любви не на словах, а любви действенной. Ведь у нас часто отношения бывают иска­жены. В Священном Писании так обозна­чена иерархия внутрисемейных ценнос­тей — она утверждена даже для Святого Се­мейства: посмотрите, вот роль Иосифа. Именно он принимает решение бежать в Египет, когда ему является Ангел Господень, или потом, когда приходит весть, что царь Ирод умер, сказано, что Иосиф реша­ет поселиться в Назарете. Богородице, Ма­тери Христа, в христианстве отводится осо­бо почитаемая роль, и не случайно в день после праздника Рождества Христова на вечерне и заутрене Церковь обращается к Ней. Ефрем Сирин сказал: «Дева Мария соделалась для нас Небом, Божиим Пре­столом, потому что в Нее низошло, в Нее вселилось высочайшее Божество... В Ней облеклось Оно в ризу для нас, чтобы нам доставить Ею спасение».

Но, наверное, разговор с детьми о Божест­венном предназначении Богородицы — это воз­можность воспитания в них трепетного, уважи­тельного отношения к материнству, матери.

—Конечно.

Владыка, можно мы сегодня ответим на вопрос одной нашей юной читательницы: «До какого возраста нужно слушаться родите­лей?»

—Это возраст дан еще в Заповедях Бога Моисею: «Почитай отца твоего и мать... и будешь долголетен на земле» (Еф. 6. 2—3).

То есть пока почитаешь — живешь?

—Да. А в книге Притчи сказано: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20. 20). Мы можем вспомнить Ца­ря Соломона, который был так велик и мо­гуществен, что перед ним вставали все правители мира. Но когда в зал входила Вирсавия — его мать, то он вставал. Еще в ветхозаветной книге Премудрости Иисуса, сына Сираха, говорится, что если человек заботится о своих родителях, может быть, ставших уже немощными, если он не пре­небрегает ими, то «В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3. 15). Когда мы говорим о том, что Господь посылает Сына Своего в этот мир, мы говорим, что Он это делает из Любви к нам, ведь «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8), и из любви дейст­венной. Ведь настоящая любовь всегда действенна, созидательна и жертвенна. Вот об этом мы все должны задуматься накануне праздника Рождества Христова. В праздник Рождества Христова хочется пожелать, чтобы каждый из нас встретил новый год с верой в то, что Господь рядом, Что Он среди нас. Встретил год с упованием на Его милосердие, в то, что Он даст нам силы и мужество перенести все трудности и укрепит нас в нашем крестоношении. И пусть наши сердца станут теми Вифлеемскими яслями, кото­рые приняли Христа. Мира и Любви Вам!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.