Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Образование первых колоний в Северной Америке






ОБРАЗОВАНИЕ США.

ПЛАН.

 

1. Колониальный период:

А) образование первых колоний в Северной Америке (начало колонизации – 1497- Джон Кабот, 1572 – Вирджиния, 1607, 1620 – пуритане, «May flower», Джэймстаун; нац. состав (англичане, голландцы (Н.А.), французы (Канада), шотландцы; религиозный состав, типы колоний, Север и Юг)

Б) формирование политической культуры (главная идея – формирование политической культуры США уже на колониальном этапе, относительная свобода; управление в колониях – ассамблеи, собрания, губернаторы; три источника политической культуры в США; просветители, Франклин, идея гомруля)

В) развитие отношений с метрополией (Англией) (три этапа, навигационные акты, Георг III, события 60 - н.70-х гг.)

 

2. Война за независимость (повод – конфликт вокруг Конкорда 1775 г., Первый и второй Континентальный Конгресс 1774 и 1775 г., Джордж Вашингтон, неудачи в войне, «Декларация независимости» 1776 г., её структура; перелом в войне, поддержка других держав, окончание военных действий -1781, мир с Англией (Версальский) 1783.

 

3. Конституция США (первая Конституции Вирджинии, конституции штатов, всеобщее увлечение, острые проблемы послевоенного устройства, федералисты и антифедералисты, Конвент в Филадельфии, принципы Конституции, система власти, поправки, «Билль о правах» 1791 г.)

 

а. Образование первых колоний в Северной Америке

Всю историю образования США можно разделить на три этапа: колониальный период, война за независимость и этап подготовки и принятия Конституции США. Эти этапы не равномерны хронологически, первый намного длиннее остальных. Но, важно то, что они все важны для истории США. Первый этап, когда эти территории были английскими колониями, представляет тоже этап образования нового государства, поскольку именно на этом «зависимом» этапе складывается собственная оригинальная политическая культура, особенный американский менталитет и формируются проблемы и противоречия с метрополией, которые приводят к войне с ней с последующим объявлением независимости.

Первый этап с моей точки зрения представляет наибольший интерес ещё и в том плане, что это самый неисследованный пока и достаточно запутанный период американской истории, в том числе сознательно запутанный. С одной стороны, американские колонии действительно представляли собой уникальный пример территории, которой была предоставлена значительная независимость вначале, и которая представляла собой поле для свободного развития новых социальных, экономических, политических и религиозных тенденций, которые в Европе сдерживались определёнными традициями и установлениями. С другой стороны историки, и не только американские всегда преувеличивали степень самостоятельности колоний и уникальности возникших там институтов, стремясь создать образ Америки как изначально свободного, нового государства. И разобраться, что же там происходило на самом деле и почему произошёл этот конфликт между Англией и её колониями в Северной Америке довольно трудно, всё слишком запутанно. Одно можно сказать определённо – вопреки расхожему мифу, американцы вплоть до самой войны не стремились к полной самостоятельности даже какие-нибудь 10-20 лет до этого конфликта, во время 7-летней войны гордо называли себя англичанами, противопоставляя себя колонистам-французам, с которыми воевали и вообще считали людьми низшего сорта.

Чтобы попытаться разобраться в предыстории войны и особенностях колониального развития Америки, обратимся к истории колонизации этих земель. Англия заявила о своих правах на территории в Северной Америке еще в 1497 (через 5 лет после «официального открытия Америки, но за 1 год до реального открытия её континентальной части). Именно в 1497 г.орабли экспедиции Джона Кабота (Джованни Каботто) пристали к берегам Ньюфаундлена. (путешествие спонсировали бристольские купцы, возглавлял которых человек по-имени Ричард Америк. Вряд ли это простое совпадение, поэтому англичане выдвинули собсьтвенную версию происхождения названия Америка). Лишь столетие спустя Англия накопила достаточно материальных и людских ресурсов, чтобы основать постоянные поселения в Новом Свете. Во второй половине XVI в. была основана первая официальная колония Вирджинии. Её первый владетель – сэр Уолтор Рэйлли – фаворит Елизаветы I назвал так эту колонию в честь своей королевы – королевы-девственицы. В течение 16 в. численность населения Англии и Уэльса почти удвоилась, так что колонизацию стали рассматривать как панацею от «перенаселенности» и средство избавления страны от «полчищ назойливых попрошаек». Но у поборников колонизации был и более действенный стимул – несметное количество золота и серебра, добытых Испанией в результате жесточайшей эксплуатации индейцев в Мексике и Перу. Наконец, растущая экономическая мощь Англии и увеличение массы инвестиционного капитала обеспечили финансовую основу колонизации. Колонизацию благословила англиканская церковь.

Однако первое постоянное поселение в Северной Америке было основано лондонской Виргинской компанией только в 1607 г. Это был форт Джеймстаун выросший в городок в пределах территории, получившей название Виргиния. Он был назван в честь Якова I (Джеймса). Знаменитым и символичным стало переселение группы пуритан на корабле «Майский цветок» в 1620 г. Небольшой отряд «пилигримов» – пуританских диссидентов, покинувших Англию из-за религиозных преследований, после непродолжительного пребывания в Нидерландах прибыл в 1620 г. в Плимут (Новая Англия). А к северу от Плимута, в 1630 поселился более крупный отряд пуритан. Оба поселения объединились в конце XVII в. и образовали колонию залива Массачусетс.

 

Американские колонии были весьма пёстрыми по национальному составу. Активную колонизацию помимо англичан вели голландцы (Н.А.), французы (Канада), шотландцы и чуть меньше другие нации.

 

Несмотря на активное переселение пуритан, религиозный состав был тоже разнообразным, поэтому во многих колониях процветала веротерпимость. Конечно, пуритане и особенно различные сектанты, находившие убежище в Америке, устанавливали свои законы в пределах общины и изгоняли недовольных. Но владельцы крупных колоний, аристократы, особенно католики провозглашали веротерпимость в пределах подвластных им территорий.

Колонизация Нового Света являлась делом частных лиц и групп, получавших соответствующие разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Изначально среди тех, кто осваивал Америку, условно можно выделить три главных типа:

1) акционерные компании нового (буржуазного) типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья;

2) протестанты (главным образом, английские пуритане), которые не столько бежали от преследований, как это принято считать) сколько надеялись воплотить на новой родине свои принципы; и

3) аристократы, помышлявшие об обширных земельных владениях. Стартовые возможности всех трех были более или менее равными, но Новый Свет, как быстро выяснилось, благоприятствовал развитию в первую очередь буржуазного типа колоний.

Поскольку колонизация шла разными путями в течении XVII-XVIII вв. шла с разными целями и соответственно принято выделять (?) колонии разного типа. (Как в любой систематизации есть проблемы, возникают вопросы). Знаменитый отечественный американист Согрин пишет, что на раннем этапе существования возникли три типа колоний: королевские, собственнические (владельческие) и корпоративные колонии.

Королевские колонии принадлежали непосредственно английской короне. Например, Нью-Йорк (бывшая голландская – новый Амстердам) принадлежал принцу Йоркскому будущему Якову II (название от Йорка). Когда тот стал королём, Н.Й. стал королевской колонией.

Собственнические колонии даровались королем (прямо или косвенно) либо единоличному владельцу, либо группе владельцев (крупным аристократам). Так, Карл II в знак благодарности за поддержку во время гражданской войны в Англии даровал в 1663 восьмерым своим друзьям огромную территорию Каролины, впоследствии поделенную на Северную и Южную Каролину. Не очень понятно почему они называются собственническими, когда они образовывались на правах феодального владения и, судя по всему, существовали на таких правах вплоть до Войны за независимость. Или, возможно, сюда же относятся колонии, основанные компаниями на правах акционерной собственности и по типу они были близки.

Корпоративными считаются колонии, образованные общинами пуритан и других религиозных диссидентов. Они расселялись по обширной территории, образуя небольшие обособленные поселения вокруг церквей. Там они вели в основном потребительское сельское хозяйство. Вся полнота власти в таких поселениях находилась в руках священников и руководителей общин, избиравшихся на длительные сроки. Все разногласия внутри общин обычно разрешались путем высылки недовольных. Название не очень удачное. Главной целью протестантских общин, переезжавших в новый свет было создание некоей утопии, библейского " града на холме", который бы в полной мере соответствовал Священному писанию. Власть в нем должна была принадлежать священнослужителям, а теми или иными правами могла наделяться только послушная паства. Переселенцы-пуритане были уверены, что божеским заповедям соответствовало разделение людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. А индейцев они считали людьми, предназначенными к погибели, детьми дьявола и относились к ним соответственно. В некоторых из пуританских колоний были созданы теократические государства, в которых священники регулировали всю общественную и личную жизнь поселенцев.

Север-Юг. Кроме разного типа колоний, уже в колониальный период выделились два региона, различавшихся по экономической и, как следствие, по социальной системе. Север и Юг. Экономическая система, возникшая на юге, в Виргинии, после того, как угроза индейских набегов и голода была в основном разрешена, коренным образом отличалась от той, которую предполагали создать основатели этой колонии. Тут не было ни золота, ни оседлого индейского

населения, которое можно было бы использовать как рабочую силу, и колонисты вынуждены были заняться обработкой земли и экспортом табака. Вскоре по берегам многочисленных рек возникли частные плантации. Поначалу плантации обрабатывались силами самих плантаторов и их белых

слуг-«контрактников» – молодых мужчин и женщин, которые оплачивали переезд в Америку тем, что давали обязательство в течение ряда лет работать на своих благодетелей. Но рабочих рук резко не хватало и начиная с 1619 в Виргинию стали завозить африканских невольников. Поначалу их положение ничем не отличалось от белых «контрактников». В 1640-е годы произошли коренные перемены: одних африканцев лишили привилегий, которыми пользовались белые работники, а других заставили пожизненно трудиться на плантациях. Расовая дискриминация получила юридическое оформление в 1660-х годах, а к концу столетия чернокожие мужчины и женщины и все их потомки были низведены до уровня рабов. В отличие от средневекового английского крепостного, прикрепленного к земле и имевшего некоторые традиционные права, черный раб был личной

собственностью своего хозяина и лишен каких бы то ни было прав. На севере, где привалировало пуританское переселение, существовало большее равноправия. Основной хозяйственной единицей здесь стали фермерские хозяйства, выделяемые поселенцам из общинных земель.

Но для нас важнее, что несмотря на различия в традициях, во всех типах колоний возникли начала представительного управления. Первое представительное собрание, названное Генеральной ассамблеей, было учреждено в 1619 г. и имело целью сделать общественное устройство и жизнь в колонии более привлекательными, в частности стимулировать переезд в нее жителей Старого Света. В ассамблее, ставшей первым в Северной Америке представительным законодательным органом, заседали совместно члены совета (аристократического органа) и посланники от крупных населенных пунктов.

Любопытно, что уже английский король Карл I Стюарт, правивший в самой Англии весьма жёстко и даже распустивший парламент в 1629 г., в том же году даровал переселенцам пуританам хартию весьма демократического содержания. Согласно ей, руководители колонии должны были избираться свободными поселенцами - фрименами, собиравшимися с этой целью на ассамблею, которая получила название Общего собрания. Общее собрание решало многие важные вопросы жизни колонистов. Оно созывавшееся четыре раза в год, получило также право вводить налоги, принимать законы и постановления, способствовавшие благу колонии.

Исполнительная власть английских монархов осуществлялась при помощи губернаторов, а законодательная - посредством королевских инструкций. Но выборные ассамблеи имели значительное влияние на губернатора, поскольку сосредоточили в своих руках финансовые каналы. Они не только ведали налогами, но и назначали содержание самому губернатору, которые таким образом должен был часто идти у них на поводу. Таким образом, значение представительных учреждений в Америке было довольно сильным, хотя только около половины белого мужского населения обладало избирательным правом.

Эти реальные политические структуры подпитывали и политическую культуру, сложившуюся в американских колониях. Американская политическая культура сложилась под сильным европейским влиянием, но здесь на американской почве в отсутствии жёсткого контроля и при слабости традиций, многие идеи быстрее эволюционировали, радикализировались.

Можно назвать три основных источника политической культуры, влияние которых на американскую действительность было правда различным в разные периоды истории:

Англо-саксонское право. А точнее представления о том, что традиционные англо-саксонские права, в том числе право на свободное распоряжение общинной землёй нарушается в Англии со времён нормандского завоевания, но может быть реализовано на новых землях.

Пуританизм. В XVII в. основой политической культуры это был преимущественно пуританизм. Первые либеральные принципы вынашивались по преимуществу в лоне этого религиозного учения, при этом его представители в Северной Америке, заимствуя общие постулаты из английского наследия, часто серьезно развивали, а, главное, конкретизировали их применительно к потребностям колонии. В 1620 г. группа пуритан-сепаратистов, которая отбыла на корабле " Мэйфлауэр" в Северную Америку, во время путешествия заключила и подписала договор об объединении в " гражданский политический организм" с целью создания и соблюдения " справедливых и одинаковых для всех законов". Т.е. фактически реализовали идею «общественного договора».

Одной из основополагающих доктрин пуританизма было признание Ковенанта (соглашения) между людьми и Богом как основы устройства общественных отношений. В Северной Америке в XVII в. эта доктрина получила очень большое распространение. Особенно популярны стали три политические идеи, вышедшие из лона пуританизма: учения о народном суверенитете, договорной теории государства и представлении о правительстве как об институте, ответственном в своих действиях перед большинством общества.

В трудах американских богословов возникла целая политическая программа на основе этих принципов: частые перевыборы членов государственной власти, создание представительного органа, обеспечивавшего совместное представительство всех граждан, независимо от социальных и имущественных различий, право народа на референдум, отмену и периодический пересмотр всех законов, в том числе общественного договора.

В XVIII в. пуританизм продолжал воздействовать на политическое мышление американцев. Важно, что эти политические идеи имели широкое хождение в обществе, так как проповедовались пуританскими священниками с церковных кафедр. То есть достаточно радикальные идеи не были уделом узкой элиты. Практически все слои в Америке были охвачены ими. Слово проповедников имело очень большую силу и авторитет.

Просвещение. Но всё такив XVIII в. пуританизм стал вытесняться с ведущей позиции третьим источником американской политической культуры - светской идеологией, известной под именем Просвещения. В распространении его доктрин наибольшим оказалось английское влияние. Поскольку именно Британские острова были родиной Просвещения.

Самым популярным был несомненно Локк, который отстаивал идею общественного договора как первоосновы образования государства. Идея уже близкая и понятная американцам. Локк утверждал, что прерогативы монарха вытекают исключительно из общественного договора, заключаемого по добровольному согласию подданных. Он не отрицал и возможности замены власти при помощи насильственной акции подданных. Правда интерпретация Локка гораздо более осторожна: обращение граждан к вооруженному сопротивлению властям должно быть крайне редким, когда их права явно попраны и не остается никакой надежды устранить зло обычным конституционным способом. Мы увидим потом отражение этих идей в американской Декларации независимости.

Достаточно популярны в Америке стали и идеи французских просветителей. Монтескье – разделение властей.

По мере усиления нажима со стороны Англии, нарастания недовольства политикой метрополии в Америке становились всё более популярны радикальные просветительские идеи.

Уже в первой половине XVIII в. американских колониях возникают первые сообщества любителей новых идей, так называемые «филонтропические общества», особенно в Филадельфии, Бостоне, Аннаполисе – тех городах, которым предстояло стать центрами борьбы за независимость. Во многих центрах появились масонские ложи, в которых проповедывались просветительские взгляды. В 1765 году в колониях издавалось 43 газеты, были открыты общественные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия. В Америке просветительские идеи были очень созвучны политическим представлениям уже сформировавшимся к тому времени на основе других источников. Кроме того, они давали хорошее обоснование тем представлениям о самостоятельности колоний, которые раньше подпитывались либеральной политикой самой Англии в отношении колоний. Особенно популярными становятся политико-правовые идеи просветителей.

Именно в трудах и выступлениях просветителей формируется политико-правовая база американской независимости. Крупнейшим американским просветителем был Бенджамен Франклин – учёный-естествоиспытатель (изобретатель громоотвода), философ, экономист, политик и публицист. В его трудах в 1760-х гг. впервые сформировалась концепция гомруля (homerool) – политического суверенитета американских колоний в рамках британской империи. Франклин своеобразно приспособил для обоснования идеи гомруля теорию «естественного права», в частности идею о праве каждого народа на «общественный договор» и его пересмотр в том случае, если он перестаёт отвечать интересам подданных. В соответствии со своими взглядами Франклин перестал с середины 60-х гг. называть американских колонистов англичанами, а в 1769 г. он впервые назвал североамериканские провинции государствами (states). Концепцию Франклина через несколько лет стали поддерживать и другие просветители, ставшие позже отцами-основателями американского государства: Самюэль Адамс, Томас Джефферсон и др. Адамс в 1772 г. предложил вниманию бостонского городского собрания претицию «Права колонистов», в которой повторялись многие просветительские идеи: о договорном происхождении государства, о праве народа разорвать общественный договор, о естественных правах и также поддерживалась идея гомруля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.