Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Их классификация






Формы коллективной изобразительной деятельности и

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

Автор первой классификации — М.Н.Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных клас-сах1. В основу его классификации коллективных работ были поло-жены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

/. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М.Н.Турро в свое время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы. На уроках рисования в 70 — 80-х гг. популярна была лишь наиболее легкая форма совместной деятельности — фронтальная, которая получила позже название индивидуально-коллективной. Методика организации коллективной деятельности этой формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность учащихся напоминала коллективную. Сложность организации коллективного результата

заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учеников.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями-экспериментаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих за одной партой; групповые — в небольших группах по 3—5 человек; коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Эта классификация совместной деятельности на занятиях изобразительного искусства созвучна системе видов коллективной работы, предложенной И.Н.Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. Мы выбираем ее для обобщения нашего опыта организации коллективной деятельноости на уроках изобразительного искусства еще и потому, что каждая из представленных в ней форм совместной деятельности не препятствуёт делению класса на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, мы допускаем комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства, проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей в коллективную деятельность, выделим приемы организации процесса коллективного творчества и принципы составления коллективных композиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.