Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совесть и судьба




— Традиционно судьба рассматривалась как высшая сила, ко­торая оказывает влияние на нашу жизнь. Каково ваше видение судьбы ?

Судьба — это то, чему каждый из нас следует, не понимая почему. Судьбу определяет родовая неосознаваемая совесть, действующая в семье. Эту совесть можно распознать только по ее действию. Хороший пример для этого — греческие-трагедии. В них герой следует велению своей совести, полагая, что совер­шает нечто хорошее и великое. И все же он терпит неудачу, потому что за личной, осознаваемой совестью стоит и действу­ет другая неосознаваемая совесть — родовая совесть, подчинен­ная совершенно иным законам, чем совесть личная. Осознава­емая совесть — это персонаж трагедии, неосознаваемая — боги. То, что приписывают богам, и есть действие родовой совести. Результатом взаимодействия обоих видов совести становится судьба, она такова, что не поддается управлению до тех пор, пока мы не поймем действия неосознаваемой родовой совести.

Что же, собственно, такое моя совесть, что управляет моей совестью?

Совесть ощущается нами как чувство, с помощью которого мы сознаем, что необходимо, чтобы быть членом определенной

группы. Это похоже на чувство равновесия: как только мы теряем равновесие, мы испытываем головокружение, которое вынуждает нас изменить свое положение, чтобы восстановить равновесие и твердо стоять на ногах. Аналогично действие личной совести. Стоит только человеку отступить от того, что считается правильным в его семье или группе, он начинает опасаться, что из-за своих действий может потерять право на принадлежность к своей груп­пе, его мучают угрызения совести. Нечистая совесть, такая непри­ятная, заставляет его изменить свое поведение таким образом, чтобы восстановить свое право на принадлежность. Но очевидно, что это только одна из функций совести.

Родовая совесть — это своеобразная инстанция, которая воздействует не на отдельную личность, а на весь род. Это — совесть, которая принадлежит всем членам семьи. Эта совесть включает: детей, родителей, братьев и сестер родителей, бабу­шек и дедушек, иногда того или иного из прародителей, а так­же всех лиц, за счет которых другие участники системы полу­чили какое-либо преимущество. В пределах этого рода или системы действует родовая совесть, которая следит за тем, что­бы никто из ее членов не был утрачен.

Если, например, кто-либо из членов семьи не был признан, был проклят или забыт, родовая совесть позаботится о том, что­бы позднее этот член семьи был замещен другим. Это станет его судьбой, хотя он сам не может об этом знать. Для того, кто избран родовой совестью для замещения исключенного члена семьи, это становится судьбой, хотя он и не ощущает этой связи.



Если знать, как действует родовая совесть, человека можно освободить от повторения чужой судьбы. Нужно принять ис­ключенного члена семьи обратно в группу, оказав ему уваже­ние. Тогда необходимость в подражании ему отпадает.

Я бы хотела попросить вас рассказать подробнее о законо­мерностях, действующих в семейных системах.

Личная совесть

— Личная совесть испытывает три потребности. В принци­пе она идентична этим трем потребностям.

Первая — потребность в принадлежности. Совесть следит за принадлежностью. Если я совершаю что-либо, что ставит под уг­розу мое право на принадлежность, моя совесть нечиста. Она по-

буждает меня к тому, чтобы изменить свое поведение и вернуть себе право на принадлежность. Чувство невиновности здесь не что иное, как: «Я уверен в своем праве на принадлежность». Чувство вины — не что иное, как: «Я должен опасаться того, что потеряю свое право на принадлежность». Это первая потребность совести.

Вторая — потребность уравновешивания «брать» и «давать». Эта потребность делает возможным процесс обмена между чле­нами группы. Поскольку эта потребность связана с потребно­стью в принадлежности, она, как правило, выражается следую­щим образом: если я получил что-то хорошее, мне хочется воз­местить это. Но поскольку я чувствую свою принадлежность и люблю, я отдаю чуть больше, чем получил сам. Другие поступа­ют так же, отдавая чуть больше, и это увеличивает обмен. Так отношения становятся глубже.

Однако такая потребность в уравновешивании имеет и свою негативную сторону: если кто-то сделал мне что-то плохое, мне хочется и ему сделать что-то плохое. Поскольку я считаю себя вправе сделать это, то, как правило, делаю немного хуже, чем сделали мне. Тогда другой, в свою очередь, испытывает потреб­ность в компенсации, так развивается обмен плохим. Это стрем­ление к мести и восстановлению права иногда настолько силь­но, что мы ради него даже жертвуем своим правом на принад­лежность. Многие ссоры и споры, в том числе между целыми народами, связаны со стремлением к мести и восстановлению права. Это вторая потребность личной совести.

Третья потребность — это потребность в порядке, потреб­ность придерживаться определенных правил игры. Играющий по правилам чувствует себя добросовестным, играющий про­тив правил чувствует, что должен заплатить за это штраф. Вот основные потребности личной осознаваемой совести.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Пожаловаться на материал