Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционный для нашей основной школы систематический курс геометрии (изучающийся с 7 класса) носит дедуктивный характер.






Курсовая работа

на тему:

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ

В 5-6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Выполнил

Студент 4 курса 4 группы

Бережной Николай Владимирович

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук, доцент

Тарасова Оксана Викторовна

Орел – 2011

Содержание

Введение

§1. Цели и задачи подготовительного курса геометрии

§ 2. Краткие исторические данные

§ 3. Раннее изучение геометрии по учебнику Гусева В.А.

§ 4. Раннее изучение геометрии по учебнику Подходовой Н.С.

§ 5. Раннее изучение геометрии по учебнику Смирновой Е.С.

§ 6. Раннее изучение геометрии по учебнику Клековкина Г.А.

§ 7. Методические рекомендации для изучения геометрии в 5-6 классах

Заключение

Библиография


Введение

Изучение начальных геометрических представлений начинается в начальной школе, имеет своё продолжение в 5-6 классах и носит характер пропедевтического курса, т.е. дается на интуитивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на наглядно-интуитивном уровне, важнейшие методы и законы формируются в виде правил.

Главная задача обучения младших школьников и учащихся 5-6 классов геометрии - это подготовка базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы, поэтому ученые видят необходимость в улучшении программы по математике в начальной школе и в 5-6 классах. Детей надо познакомить не только с длиной, площадью, но и с объемом, научить их практически пользоваться не только линейкой, но и циркулем для выполнения построений, проводить необходимые рассуждения и простейшие доказательства, в результате обладать целым рядом геометрических сведений. Значительную роль в этом процессе играет обучение в 5-6 классах.

Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе и в 5-6 классах.

Предметом исследования являются содержательные и методические основы преподавания курса математики, ориентированного на целенаправленное развитие у учащихся элементарных геометрических представлений и

Целью исследования является определение содержания и разработка механизма изучения геометрического материала на уроках математики в 5-6 классах, работающих по учебникам Гусева В.А., Подходовой Н.С., Смирновой Е.С., Клековкина Г.А.

Задачи исследования:

1. сформулировать цели и задачи подготовительного курса геометрии в начальной школе и в 5-6 классах;

2. проанализировать содержание и методику курса подготовительного геометрии, предназначенного для изучения в 5-6 классах средней школы;

3. разработать конспекты уроков, предназначенные для раннего изучения геометрии в 5-6 классах;

4. разработать лабораторные занятия, предназначенные для раннего изучения геометрии в 5-6 классах;

5. разработать методические рекомендации для изучения геометрии в 5-6 классах.

Методы исследования: теоретический анализ специальной, психолого-педагогической литературы, изучения опыта учителей, наблюдение, апробация разработанных уроков.


§1. Цели и задачи подготовительного курса геометрии.

В математике имеют место две тенденции: тенденция к абстрактности – она пытается последовательно выработать логическую точку зрения и привести рассматриваемый материал в систематическую связь – и тенденция к наглядности, которая стремится к непосредственному пониманию изучаемых объектов и отношений между ними. В геометрии существенную роль играет наглядное понимание.[9; с. 104-106]

При первоначальном знакомстве с геометрией непосредственное оперирование физическими моделями геометрических объектов является единственно возможным способом познания.

Известно, как трудно дается младшим школьникам переход от наблюдений конкретных явлений к выделению тех отношений и взаимосвязей, которые лежат в их основе.

Идеи геометрии, в основе которых лежит понятие геометрического преобразования как с математической, так и с психологической точки зрения, естественно рассматривать в качестве путеводной нити построения начальных геометрических знаний. Что, в свою очередь, делает необходимым ознакомление с ними учителя начальных классов.

 

Принципы построения системы обучения геометрии младших школьников.[9; с.106-111]

Изучение геометрии на начальной ступени математического образования позволяет познакомить детей с существенно иной по сравнению с арифметикой стороной математического способа познания окружающего мира, а разнообразие геометрических форм и методов их познания способствует возможности показать им эстетическую сторону математики, в которой красота и гармония часто служат первым критерием истинности.

Обучение геометрии в начальной школе может строиться только на интуитивно-содержательной основе. При этом одной из главных целей обучения выступает задача развития у младших школьников образного мышления, формирование умения воспринимать и осмысливать графическую информацию. Это значит, что изучение геометрии невозможно без овладения определенными графическими умениями.

Столь же необходимой целью изучения геометрии в начальных классах является подготовка детей к усвоению систематического курса геометрии. Эта цель определяет выбор рассматриваемых геометрических тел и фигур, ознакомление с теми их свойствами, которые в дальнейшем потребуют систематизации и доказательств.

Необходимость и возможность введения в начальных школах подготовительного курса геометрии обсуждается педагогической общественностью нашей страны уже более столетия. И хотя на сегодняшний день этот курс еще не нашел достойного места в отечественной школе, причины побуждавшие к сознанию различных вариантов этого курса достаточно весомые. Рассмотрим, на наш взгляд, основные.

Традиционный для нашей основной школы систематический курс геометрии (изучающийся с 7 класса) носит дедуктивный характер.

Как известно, при дедуктивном построении геометрии, доказывая те или иные теоремы, можно опираться только на аксиомы, на ранее доказанные теоремы, на первоначальные (неопределяемые) понятия и на понятия, которым дано определение. Никакие ссылки на очевидные факты, усматриваемые непосредственно из чертежа, ни в явной, ни в скрытой форме в научно-дедуктивной системе изложения геометрии недопустимы. Следовательно, очевидные, непосредственно рассматриваемые факты или свойства геометрических фигур должны быть знакомы детям задолго до изучения систематического курса геометрии.

Важно отметить, что курс наглядной геометрии явно фузионисткий, т.е. объединяющий элементы планиметрии и стереометрии. Целесообразность такой постановки курса объяснялась многими причинами: во-первых, предлагалось, что начальная школа дает автономное образование; во-вторых, объединение планиметрии и стеометрии обеспечивает тесную связь изучения геометрии с окружающей ребенка жизнью и тем самым делает первое знакомство с геометрией наглядным; в-третьих, геометрическая пропедевтика реализуется с далеким «прицелом»; в-четвертых – предоставляет возможность активной учебной деятельности, связанной с моделированием, т.е. с осознанным конструктивным изучением различных свойств геометрических фигур.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.