Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. по курсу «Физическая культура»






Рабочая программа

по курсу «Физическая культура»

На 2012 – 2013 учебный год

Класс

УМК «Гармония»

 

Учитель: Артамонова Н.С.

 

2012 г

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями»Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Физическая культура» Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. и в соответствии с Образовательной программой МБОУ «СОШ поселка Мариец»

 

1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.  
  Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ.  
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
4. Цели программы формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
5. Задачи программы. укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствованиежизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
6. Основные содержательные линии курса (разделы, структура)   Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование». Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека:
  • знания о природе (медико биологические основы деятельности);
  • знания о человеке(психолого-педагогические основы деятельности);
  • знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.   По окончании курса «Физическая культура» предполагается аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Содержание программы: Основы знаний о физической культуре – 4 ч. Способы самостоятельной деятельности – 4 ч. Гимнастика с основами акробатики 18ч. Легкая атлетика – 20 ч. Лыжные подготовка – 25 ч. Подвижные игры – 28 ч.
  Требования к уровню подготовки:   -должны формировать УДД,   -должны знать,   -должны уметь.   Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
  Виды и формы организации учебного процесса Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная
9. Объём программы в часах и сроки обучения. Программа курса общим объемом 99ч в год, 3 ч в неделю изучается в течение всего года.
10. Библиографический список:     -для учащихся Учебник «Физическая культура 1», Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин, Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2011 -для учителя Р.И.Тарнопольская. методические рекомендации к учебнику «Физическая культура», Ассоциация XXI век, 2011 Примерная программа по «Физической культуре» для начальных классов- Р.И.Тарнопольская, Б.И. Мишин.

Тематическое планирование по физической культуре

1 класс (3 часа в неделю, 99 уроков)

Тема Дата Содержание учебной программы Характеристика деятельности учащихся
Основы знаний о физической культуре (4 часа)

 

  Понятие о физической культуре     Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.   Ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; Характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  Основные способы передвижения человека   Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.   Выявлять различия в основных способах передвижения человека.  
  Профилактика травматизма     Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.
  Представ. о физич. упр-ях   Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физ. качеств Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств.  
Способы самостоятельной деятельности (4 ч.)
  Режим дня и его планирование   Составление режима дня.   Составлять индивидуальный режим дня.  
  Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.     Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.. Комплексы упражнений для развития физических качеств Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Измерять показатели физического развития (рост, масса), и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.
  Закаливания и правила проведения закаливающих процедур  
  Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушения.  
Гимнастика с основами акробатики(18 ч.)
  Движения и передвижения строем     Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Воль- но!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».
  Подвижные игры. Эстафеты.   Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд..Акробатические упражнения. Упоры(присев, лёжа, согнувшись, лёжа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лёжа и раскачивание в полной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Акробатические комбинации. 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком пере- ход в упор присев, кувырок вперед. Упражнения на нестандартной гимнастической перекладине: висы.Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла Упражнения на гимнастической скамейке (бревне)Гимнастические упражнения. прикладного характера.   Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.     Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.   Развивать физические качества
  Техника безопасности в гимнастическом зале  
  Упор присев.  
  Упор присев. Разучивание комплекса утренней гимнастики.  
  Закрепление комплекса утренней гимнастики.  
15-16 Перекаты назад, вперед.  
17-18 Техника переката на спину из положения сидя.  
19-20 Перекат назад и вперед в группировке  
  Знакомство с гимнастической скамейкой.  
22-23 Комплекс ОРУ лежа на полу.  
  Равновесие на рейке гимнастической скамейки  
  Прыжки в длину с места.  
  Учет челночного бега.      
Легкая атлетика (20 ч.)
  .Бег: с высоким подниманием бедра.   .Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд), из различных ИП и с разным положением рук.   Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивать технику бега различными способами Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.  
  .Бег прыжками и ускорением  
  Бегизменяющим.направл. движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд).  
  Бег из различных ИП и с разным положением рук.  
  Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы.   .Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с проведением вперёд и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; прыжке через скакалку Осваивать технику броска. Проявлять качества силы, выносливости и координации при выполнении броска мяча.Осваивать технику броска разными способами. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении метания мяча.Осваивать технику прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжков через скакалку различными способами  
  Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками от груди.  
  Мет. Мал. мяча прав. и лев. рукой вертик. цель.    
  Метан. мал. мяча прав. и лев. рукой из-за головы.  
  Мет.малого мяча прав. и лев.рукой стоя на месте.  
  Метание мал. мяча прав. и левой рукой в стену.  
  Прыжки: на месте (на одной ноге).  
  Прыжки: на месте (с поворотами вправо и влево)  
  Прыжки: на месте с проведением вперёд и назад.  
  Прыжки: на месте левым и правым боком.  
41-42 Прыжки в длину с места.  
43-44 Прыжки в высоту с места.  
45-46 Прыжки через скакалку.  
Лыжная подготовка (25 ч.)
47-48 Техника безопасности на лыжах.   Организующие команды и приемы: “Лыжи на плечо! ”, “Лыжи под руку! ”, “Лыжи к ноге! ”, “На лыжи становись! ”; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом Повороты: переступанием на месте и в движении Спуски: в основной стойке Подъемы: ступающим и скользящим шагом. Торможение: палками и падением.   Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.  
49-51 Построение с лыжами. Ступающий шаг.  
52-53 Скользящий шаг.  
54-56 Подъем на склоне.  
57-58 Техника скользящего шага  
  Учет техники скольжения.  
60-62 Подъем и спуск со склона.  
63-65 Скользящий шаг.  
  Игра-эстафета.  
67-68 Соревнования в паре на дистанции 50м.  
69-70 Свободное катание с горки.  
  Контрольная прикидка на дистанции 500м.  
Подвижные игры (28 ч.)
  Игры в салки.   «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Попробуй бесшумно», «Становись -разойдись», «Смена мест». 2.На материале раздела «Легкая атлетика» - прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость и координацию: : «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Пусто», «Горелки», «Салки на болоте», «К своим флажкам» и др. 3.На материале раздела «Спортивные игры» - Футбол: подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой» и др. Баскетбол: подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Охотники и утки Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.   Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
73-75 Упражнения с мячами.  
76-78 Игра с волейбольным мячом " Передал- садись"  
79-81 Прыжки через скакалку.  
  Игры с прыжками через препятствия.  
  Игры с использованием скакалки.  
  Игра " К своим флажкам".  
  Игра " Два мороза".  
  Игра " Зайцы в огороде"  
87-88 Игра " Кто дальше бросит".  
89-91 Игра " Караси и щука".  
92-93 Игра " Метко в цель".  
94-95 Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально.  
  Ловля, передача, броски и ведение мяча в парах  
  Ловля, передача, броски стоя на месте и в шаге  
  Игра " Играй, играй, мяч не теряй".  
  Игра " Мяч водящему"  

 

 

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.