Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Производственная и социальная структура региона. Внутрирайонные и межрайонные экономические связи




 

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная"Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе"определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

• Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск – Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

• на запад-г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область)-г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

• на восток -г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

• Автомобильная дорога в меридиональном направлении"Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

• Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.



Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В вывозе из Западной Сибири преобладают: нефть, газ, нефтепродукты, уголь, черные металлы, лесоматериалы, зерно, мясопродукты. Ввозятся: машины и оборудование, товары народного потребления, овощи и фрукты.

Производство строительных материалов рассредоточено по территории ЗСЭР. Главный производитель цемента здесь Кемеровская область, железобетонных конструкций – Тюменская область, а производство строительного кирпича осуществляется в Новосибирской области. Причем в среднем производство строительных материалов на 2005 год составило приблизительно в 2 раза меньше, чем было достигнуто в 1990 году. Строительные камни, используемые для облицовки зданий, при возведении станций метро, мощения городских улиц и для сооружения монументальных комплексов, добываются в Западной Сибири на Алтае.



По производству пластмассы Томская область лидирует в ЗСЭР и занимает третье место в целом по России. С 1995 года производство увеличилось с 396 тыс.т примерно в 2,5 раза. «На данный момент здесь готовится создание второй очереди завода по производству изделий из пластмасс с целью расширения существующего производства»[25].

Что же касается уровня образования в ЗСЭР, то наблюдается сокращение дошкольных и дневных общеобразовательных учреждений вместе с количеством учащихся. Но вместе с этим наблюдается тенденция к увеличению числа ВУЗов в рассматриваемом регионе. На 1 января 2005 года их насчитывалось 71, а в 1990 году всего 53. Следовательно, и количество людей с высшим образованием также увеличивается. На 2005 год высшими учебными заведениями было выпущено 120300 тыс. специалистов, что почти в 2 раза превышает их численность на 1990 год. В районе находятся два объекта культурного наследия: Томский государственный университет и Томский политехнический университет. Особую ценность имеет также историко-архитектурный ансамбль Тобольского Кремля – единственного в России за Уралом.

В Новосибирске, а также Томске, Омске, Кемерово и других городах созданы институты Сибирского отделения Российской академии наук, что существенно усили­ло научный потенциал Сибири и способствовало и может способствовать в будущем повышению научно-технического уровня освоения ее ре­сурсов.

В последнее время увеличивается заболеваемость людей. Это, прежде всего, связано с ухудшающейся экологией, особенно в Норильском промышленном центре. Постоянно растет мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений по посещаемости в смену: в 1990 году было 352100 человек, а в 2005 году уже 473700. «Поэтому основным научным направлением является изучение онкологической заболеваемости и смертности населения Западной Сибири, их зависимости от комплекса социально-гигиенических, медико-демографических, техногенных, природно-климатических, этнических и миграционных факторов, и разработка рекомендаций по профилактике злокачественных новообразований, как в целом в регионе, так и на отдельных его территориях. Показано, что в формировании онкологической заболеваемости большую роль играет взаимодействие факторов антропогенного загрязнения (в том числе радиационного) и климато-географических условий территорий региона. Выявлена связь онкозаболеваемости с процессами миграции и ремиграции, этническим составом населения, степенью урбанизации территорий»[26].

Уровень жизни населения ЗСЭР достаточно высокий. Значительная часть высоких зарплат концентрируется именно в Западной Сибири. По среднедушевым доходам в месяц, которые на 2005 год составили 24840 рублей, Ямало-Ненецкий АО занимает 2 место в целом по России; Ханты-Мансийский АО – 5 место со среднедушевым доходом в 17536 рублей в месяц; Тюменская область на 6 месте – 14533 рубля. Это происходит по тому, что Западная Сибирь производит экспортное нефтегазовое сырье. Здесь успешно развивается вахтовый метод работы. Но здесь высок и прожиточный минимум: на 2005 год в Ямало-Ненецком АО он составил 5362 рубля, что составляет 6 место по России по прожиточному минимуму из-за того, что здесь достаточно высокие цены на продукты. Ведь в ЗСЭР преобладают добывающие отрасли, и поэтому невелико производство товаров массового потребления; большинство товаров – привозные, что также сказывается и на здоровье населения. Ведь, как правило, привезенные товары при их транспортировке теряют полезные вещества из-за заморозки или обработке специальными веществами, предохраняющими их от скоропорчения.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал