Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника концентрации






Перед медитацией необходимо выполнить любой вид

релаксации типа ォ напряжение—расслаблениеサ. Темой

медитации для начинающих может быть нечто реальное,

например звуки, доносящиеся извне в помещение. Нужно

осознавать не только звуки, но и пространство между

ними, пустое, беззвучное пространство между источниками

звука. Необходимо отмечать интервалы времени

между звуками, в течение которых сохраняется тишина.

Минимальное время концентрации — 20 мин. Ра-

бота по этому методу продолжается от нескольких

дней до нескольких недель без перерывов, пока не

удастся сохранять внимание на звуках в течение не

менее 20 мин. ォ Медитироватьサ время от времени —

пустая трата сил. Более сложной темой может стать

концентрация на дыхании, на движении диафрагмы.

Процесс медитации может сопровождаться традиционной

йоговской мантрой ォ Со-хумサ (как уже говорилось,

в переводе с санскрита означающей ォ Это — яサ).

Во время вдоха впускается в сознание ォ Соサ (ォ Этоサ),

во время выдоха произносится ォ Хумサ. Это естественные

звуки, сопровождающие вдох и выдох, поэтому,

произнося их, не следует напрягать связки.

Правильное медитационное отношение состоит в

наблюдении избранного объекта, при этом в уме могут

проноситься другие ассоциативные мысли; не поощряя

их и не вытесняя, нужно установить к ним

нейтральное отношение. Возмущающие мысли постепенно

уйдут. Психология йоги и других духовных традиций

подчеркивает важность слова ォ препятствиеサ,

ибо все есть препятствие. Процесс медитации приводит

рассеянный ум к освобождению от препятствий,

это состояние контролируемого, направленного внимания.

Находиться в медитативном состоянии можно

постоянно и в повседневной жизни, то есть приучить

свой ум к контролируемому вниманию. Для

этого уже не потребуется специальных условий.

Известно много медитативных методов. Это и наблюдение

за дыханием (дзен), и наблюдение за движением

диафрагмы (буддистский), и наблюдение за

звуками и пространством вокруг (тибетский), и наблюдение

за волнами мыслей, цепочек ассоциаций.

Более сложным видом является медитация ォ на

темуサ. Молитва — вид медитации на тему. В восточной

ортодоксальной церкви молитва — мантра, ォ молитва

сердцаサ — используется как техника сосредоточения.

Темой может быть любой объект, мысль, живой

человек или воображаемый персонаж. Традиционная

тема — ォ Я — Буддаサ. Один из главных принципов медитации

— возвращение ума к текущему проживаемому

моменту ォ здесь и сейчасサ.

Рэнга Цель: тренировка воображения, фантазии на заданную

тему.

Рэнга サ в переводе с японского означает ォ сплетенные

строфыサ. Упражнение относится к типу коллективной

медитации и требует определенной подготовки

от участников и руководителя.

Опишем технологию выполнения.

Коллективное поэтическое сотворчество — ритуал,

требующий личного настроя и создания внешней

атмосферы, способствующей погружению. Для начинающих

последнее особенно важно. В помещении

необходимо оставить минимальный свет, максимально

изолировать его от внешних звуков. Темой коллективной

медитации может быть любая словесная формула

или слово (любовь, жизнь, творчество) либо

музыка или один звук (звук капающей воды, ォ жужжание

мухиサ, ォ рычание тиграサ).

Перед выполнением в первый раз необходимо рассказать

весь порядок проведения упражнения, представить

его как важные и строгие условия игры. Приготовление

должно проводиться в другом помещении,

Еще одно условие — свободная одежда, лучше специальная

ォ ритуальнаяサ, обувь отсутствует.

Комната, в которой будем творить, — храм, где вести

себя нужно соответствующим образом: войти, совершив

установленный поклон, не говорить ни одного

лишнего слова, внимание — на черном круге или

квадрате в центре любой стены (больше на стене ничего

не должно быть), сесть на пол лицом к черному

кругу, расслабиться.

Руководитель, участвующий в процессе, называет

тему или включает фонограмму звука. Некоторое время

(5—20 мин.) все слушают звуки, глядя на черный

круг и ォ думают мысльサ (упражнение ォ Неотступная

темаサ). Это задание выполняется до тех пор, пока не

возникает первая строка; если этого не происходит,

начинает руководитель. Затем по порядку каждый участник

проговаривает свою строку, она не должна привязываться

к предыдущей, а должна соответствовать

мыслям этого участника. Но законом становится общий

ритм (общий ритм может быть задан постоянно

звучащей фонограммой). Если тема медитации словесная,

а не музыкальная, ритм задается при входе в

помещение руководителем или помощником. До тех

пор пока не объявлена тема, участники должны удерживать

этот ритм внутренне. Слушая ассоциации товарищей,

нельзя бросать свою ассоциативную цепочку,

она, конечно, будет несколько изменяться, но

нужно стремиться сохранить свою логику, ォ сочинять

свою мысльサ, а не продолжать чужую. Через некоторое

время общий ритм, общая тема и воздействие друг

на друга сотворят некую общую логику возникающего

здесь и сейчас стихотворения.

Важно, чтобы руководитель, проводящий ォ Рэнгаサ

с новичками, высоко оценил результат, даже если

объективно это не так.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988.

2. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.

3. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., 1965

4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

5. Кандинский В. В. О сценической композиции // Изобразительное искусство /

Журнал отдела изобразительных искусств Наркомпроса. (Пг.) 1919. N 1.

6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

7. Охнянская Л. Г., Мишин В. П. О роли колебательных и волновых процессов в

жизнедеятельности организма // Физиологическая кибернетика. М., 1981.

8. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2.

9. Смолянинов В. В. Локомоторная теория относительности. Препринт / ИПИ

АН СССР. 1984.

10. Ухтомский А. А. Собр. соч. Л., 1951. Т.2.

11. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. М., 1966.

12. Barha E. Dilated body. Rome. 1985.

13. Lowen A. Bioenergetics. Rome, 1976.

14. Olsen P. Emotional flooding. N. Y. 1976.

15. Schilder P. The image and appearance of the human body. N. Y. 1950.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман А. Ю. Асимметрия и диалог // Текст и культура: Труды по знаковым

системам. Вып. 16. Тарту, 1989.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

3. Станиславский К. С Собр. соч.: В 8 т. М., 1961. Т. 2, 3, 4.

4. Goldstain A. Structured Learning Therapy. N. Y 1973.

5. Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro. 1975.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ 7

ォ Мышечная гимнастикаサ 7

ォ Лицевая гимнастикаサ 8

ォ Напряженные позыサ, 9

ォ Доверяющее падениеサ 11

ォ Оживление телаサ 11

ォ Муха в пленуサ 12

ォ Разматывание клубкаサ 13

ォ Сонサ 14

ォ Электрический токサ 15

ォ Качаниеサ 15

ォ Пластилиновый человекサ 16

II. ТРЕНИНГ ОСОЗНАВАНИЯ 18

ォ Кто я? サ 18

ォ Ролевое разыгрываниеサ 19

ォ Общение в пареサ 20

ォ Рисую внутреннюю речьサ 21

ォ Рисование с партнеромサ 21

ォ Коллективное рисованиеサ 22

ォ Впечатленияサ 22

ォ Последняя встречаサ 23

III. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ 24

ォ Групповое дыханиеサ 25

ォ Крикサ 25

ォ Звучащее телоサ 26

ォ Зоны звучанияサ 27

ォ Резонансサ 28

ォ Гневサ 29

ォ Устроить скандалサ 30

ォ Энергетический кругサ 31

ォ Наблюдать за дыханиемサ 32

ォ Переключение дыханияサ 32

IV. РИТМОСТИМУЛЯЦИЯ 33

ォ Танцую монологサ 34

ォ Танцуем темуサ 35

ォ Оправдать танецサ 35

ォ Двойникサ 36

ォ Отображениеサ 37

ォ Отображение группойサ 37

ォ Групповой танецサ 37

ォ Борьба ритмовサ, 38

ォ Застрявший ритмサ 38

ォ Жизнь в навязанном ритмеサ 39'

V. ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ 40

ォ Стойка на головеサ 40

ォ Круги ощущенийサ 41

ォ Двойное сознаниеサ 42

ォ Раздвоениеサ 43

ォ Путешествие по состояниямサ 43

ォ Звукиサ 44

ォ Партитура жестовサ 46

ォ Внутренняя пристройкаサ 46

ォ Партитура состоянийサ 47

ォ Проба жанраサ 48

VI. МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ 50

ォ Думать о карандашеサ 51

ォ Неотступная темаサ 52

ォ Соединение несоединимого サ

(ォ Думать мысльサ) 52

ォ Молчаниеサ 52

ォ Техника концентрацииサ 53

ォ Рэнгаサ 56

ЛИТЕРАТУРА 58

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 58

Нас читают многие: специалисты — психологи,

психотерапевты, тренеры; студенты;

те, кто интересуется психологией.

Цели наших читателей разнообразны,

но мы готовы предложить им то, что их интересует.

Вот краткое описание наших серий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Описание авторских тренинговых программ и упражнении различного

профиля, методические и практические рекомендации по

планированию и проведению тренингов от ведущих специалистов

в этой области.

МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Классические работы пользующихся мировой известностью авторов,

которые своими идеями и теориями оказали влияние на становление

и развитие психологии и психотерапии.

ПСИХОТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ

Изложение методологических и прикладных аспектов разнообразных

терапевтических моделей, как популярных, так и самых новых,

рекомендации по проведению терапевтических сессий.

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ ПСИХОЛОГИИ

Фундаментальные аналитические и практические разработки отечественных

и зарубежных авторов, изложение авторского взгляда

на актуальные проблемы современной психологии.

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Описание необходимого всем психологам диагностического инструментария:

методологическое обоснование, тексты методики

стимульный материал, процедура проведения, обработка и интерпретация

данных.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

Книги, в которых подробно и доступно излагаются основы различных

научных направлений, приводится необходимый теоретический

материал.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Методические пособия и практические руководства, написанные

опытными учеными и практиками и посвященные различным аспектам

психодиагностики и прикладной психологии.

МЭТРЫ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ

Самые авторитетные и признанные в мире учебники по разным

областям психологии и психотерапии, охватывающие все ключевые

направления и темы психологической науки.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Обстоятельные руководства, посвященные самым актуальным

направлениям психотерапии, с описанием методических принципов,

конкретных техник работы и примеров из практики.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Практические пособия для психологов, педагогов, родителей по

самым злободневным вопросам развития и воспитания ребенка.

Мы предлагаем два направления — для специалистов и для родителей.

КРЕАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Серия книг, где представлены методические рекомендации и ори-

гиначьные авторские разработки в русле новых терапевтических

направлений; многие книги этой серии можно использовать и для

библиотерапии.

КОУЧИНГ

Книги, посвященные активно развивающемуся в России и за рубежом

направлению менеджмента и консультирования, ориентированному

на личностный рост, достижение внутренней гармонии

и успеха.

ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

Игры, занятия, упражнения для всестороннего развития ребенка.

Каждый альбом является одновременно книжкой-раскраской и

иллюстрацией к играм и занятиям. Ребенок может работать с альбомом

и вместе со взрослым (дома с родителями или в детском саду

с педагогом), и самостоятельно.

__






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.