Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика как наука и отрасль практической деятельности






 

Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитывае­мых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно на­капливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собран­ные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные законо­мерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потреб­ностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Статистика как наука возникла в XVII веке почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развив­шейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопри­мечательностей государства: территории, населения, климата, по­литического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, тор­говли, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606–1681). Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах (1666 г.).

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719–1772). Возможно, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, поли­тическое состояние). В середине XVIII века под статистикой подразу­мевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримеча­тельностях. В научный обиход термин статистика, ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государствоведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В России последователями «школы государствоведения» были И.К. Кирилов (1689–1737), В.Н. Татищев (1686–1750), М.В.Ло­моносов (1711–1765), К.Ф. Герман (1767–1838), К.И. Арсеньев (1789–1865) и др.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в не­скольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимают отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам. Такая деятельность, с определенными различиями в используемой методологии, осуществляется во всех странах. В России эта работа выполняется Федеральной службой государственной статистики (прежнее название организации – Государственный комитет Российской Федерации по статистике).

Статистикой также часто называют и сам результат статистической деятельности, т.е. массив статистических данных или обобщающие показатели, характеризующие со­стояние массовых явлений и процессов по той или иной совокупности за определенный период. Потребителями статистической информации являются органы государственного управления, научные организации, информационные агентства, аналитические службы компаний и банков, физические лица. В последние годы стремительно повышается значе­ние статистической информации в маркетинговых исследованиях.

Статистика –это наука, включающая разветвленную систему научных дисциплин, изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь, статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производ­ство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство но­вых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и свя­зи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко ис­пользуются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, дохо­дов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.

Рассмотрим структуру статистики как науки.

Теория статистики (общая теория статистики) –отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изуче­ния структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев придает им определенную специфику.

Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные зако­номерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных про­порций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспро­изводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровеньжизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы националь­ного богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.

Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоро­вья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мне­ние, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.

Для того чтобы получить общее представление о статистической методологии, не­обходимо рассмотреть сам процесс статистического исследования, который включает четыре основных этапа.

Процесс статистического исследования начинается с этапа сбора первичного стати­стического материала, проверки его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества получен­ных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.

На втором этапе производится предварительная обработка данных, подсчет груп­повых и общих итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе, – метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удоб­ным для анализа статистическим таблицам.

Третий этап – расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются показатели среднего уровня и вариации, структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Полученные результаты подвер­гаются анализу.

В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвя­зей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения рег­рессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучае­мых показателей.

Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.

Контрольные задания

1. Статистика как наука. Основные направления развития.

2. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

3. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

4. Перечислите методы, присущие статистическому исследованию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.