Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация по филипповой






Изменение психического отражения

При анализе психического отражения можно выделить содер- жание отражения (какая информация из среды отражается — свой- ства отражаемого объекта) и форму отражения (в какой форме эта информация представлена субъекту). Дифференциация отражения касается как отражения в целом: дифференциация содержания и формы из их первоначальной слитности; так и каждой составля- ющей по отдельности: дифференциация содержания отражения и дифференциация формы отражения. Процесс дифференциации означает выделение каждой составляющей психического отраже- ния для выполнения самостоятельной задачи и появление для это- го физиологического обеспечения (структур и функций нервной системы, органов чувств, механизмов представленности психического образа субъекту и т. п.). На каждой стадии развития психики все компоненты психического отражения интегрированы — дей- ствуют в единой системе для регуляции взаимодействия субъекта с объектом.

Дифференциация содержания и формы отражения

На низшем уровне сенсорной стадии содержание и форма от- ражения тождественны, они слиты в едином процессе и в пред- ставленности субъекту. Психическое отражение существует как простое ощущение, возникающее в момент действия стимула и переживаемое субъектом как изменение своего состояния. Из- менение состояния субъекта, переживаемое им как ощущение, одновременно является и содержанием, и формой отражения. На низшем уровне сенсорной стадии субъект одновременно может испытывать только одно состояние. На высшем уровне сенсорной стадии появляются специализированные сенсорные системы для 186 Г. Г. Филиппова одновременного отражения нескольких стимулов и нервная си- стема для обработки информации и проведения возбуждения. Это является основой для разделения содержания и формы отражения. Объективно содержанием отражения становятся определенные свойства и качества среды (то, что отнесено к отражаемому объек- ту), а формой — ощущения, в которых субъекту представлены эти качества. Субъективно животное переживает стимуляцию как свое состояние и как «нечто, расположенное на поверхности тела». На перцептивной стадии содержанием отражения становит- ся «мир вне субъекта», то есть содержание полностью отнесено к объекту (разумеется, остается ощущение своих состояний). С появлением зрительной перцепции возникает такой психический образ, в котором чувственный компонент практически исчезает, остается только информация о внешнем объекте. На интеллектуальной стадии появляется способность пере- носить содержательные характеристики отражаемого стимула из одной модальности в другую (интермодальная обработка инфор- мации, кроссмодальный перенос). Это является первым этапом новой интеграции содержания и формы отражения: характеристи- ки стимула, получаемые одним органом чувств (и представленные в форме одного ощущения), могут использоваться для обработки информации, получаемой другим органом чувств. На стадии сознания появляются искусственные знаковые сред- ства, с помощью которых можно обозначить информационные ха- рактеристики любой стимуляции и перенести их на любую форму отражения, поскольку обозначаются и состояния субъекта, и ин- формация о внешней среде. Кроме того, становится возможным обозначать свои состояния (форму, в которой субъекту представ- лен психический образ) и таким образом делать их содержанием для отражения другими субъектами (и самим собой тоже). Таким образом происходит интеграция содержания и формы отражения на новом уровне, но если в начале форма отражения (субъективное переживание в виде простого ощущения своих состояний) и была содержанием отражения, то в конце содержание отражения (ин- формация о мире и себе) становится формой отражения (словесно- логическое мышление и образы в речевой форме, в которых субъекту представлен психический образ, представляют собой информацию о мире и своем отражении этого мира, в том числе своих субъективных переживаниях).

Дифференциация содержания отражения

Дифференциация содержания отражения подробно описана А. Н. Леонтьевым, который именно эту составляющую психического отражения использовал в качестве критерия выделения ста- дий развития психики. На сенсорной стадии содержанием отраже- ния является собственное состояние субъекта, возникающее при воздействии сигнального (не биотического) стимула. Объективно сигналом является свойство среды, субъективно — состояние субъ- екта. В отражении ни субъективно, ни объективно не разделены свойства объекта деятельности, и свойства среды, возникающие от присутствия в ней этого объекта. На высшем уровне сенсорной стадии появляется разделение содержания стимуляции «своего внутреннего состояния» и стимуляции от воздействий, создающих ощущение на поверхности тела. Кроме того, одновременно воз- можно существование информации от нескольких стимулов (при появлении нервной системы с узлами, регулирующими отдельные части тела субъекта). На перцептивной стадии содержанием отражения становится существующая вне субъекта действительность, причем уже не как отдельные качества и свойства среды, а как целостные объек- ты. В содержании отражения разделяются образ объекта деятель- ности и то, что не относится к этому объекту. Кроме того, в самом объекте выделяются разные качества, некоторые из которых ста- новятся «главными» (ключевые стимулы), остальные — «дополнительными». На интеллектуальной стадии содержанием отражения стано- вятся обобщенные связи и отношения между объектами. Это по- зволяет частично интегрировать информацию об объектах: жи- вотное отражает не только физические качества объектов, но и их функциональные свойства (как они проявляют себя в процессе взаимодействия с субъектом и друг с другом). Эти функциональ- ные свойства абстрагируются, и знание о них переносится на лю- бые другие объекты, которые в ситуации могут проявить такие же функциональные свойства. Кроме того, как уже было указано, по- 188 Г. Г. Филиппова является возможность переносить информацию из одной модаль- ности в другую. На стадии сознания содержанием отражения становятся зако- номерности мира (сущностные причинно-следственные связи), не открывающиеся в непосредственном опыте, а получаемые по- средством словесно-логического мышления. Кроме того, в содер- жании отражения появляется сам субъект: не его самоощущуение и внешний вид, как на интеллектуальной стадии, а субъект своего отражения и своих переживаний. Это является основой разделения в образе мира субъекта (в его содержательной части) информации о мире и своего отношения к этой информации. Таким образом, субъект в содержании отражения «вновь вернулся к себе», но на другом уровне: от ощущения себя (содержание отражения на сен- сорная стадии) к объективному знанию о себе и своих состояниях (на стадии сознания).

Дифференциация формы отражения

Дифференциация формы отражения — это появление новых способов представленности содержания отражения субъекту. Та- кая дифференциация связана с появлением и развитием органов чувств, а также с расширением и модификацией «чувственной окраски» субъективного переживания. На низшем уровне сенсорной стадии еще нет отдельных орга- нов чувств, и скорее всего чувствительность является недиффе- ренцированной, «разлитой» в теле животного и не разделенной по «чувственной окраске». Об этом свидетельствуют эффекты сумма- ции раздражителей у одноклеточных, а также недостаточная спе- циализация некоторых органов чувств у представителей высшего уровня сенсорной стадии (например, тактильно-химические орга- ны чувствительности на параподиях у кольчецов). Но на высшем уровне уже появляются специализированные органы чувств и спо- собность одновременно переживать более одного ощущения. Это предполагает их разную чувственную окраску, иначе невозможно избежать эффектов избирательности и суммации ощущений по ин- тенсивности. На перцептивной стадии появляется дифференциация ощуще- ний (как того, что «принадлежит» субъекту, — его состояния) и перцептивных образов (как того, что субъекту «не принадлежит», а относится к объектной среде). Развитие органов чувств и инте- грирующей функции нервной системы ведет к тому, что появля- ется новая интеграция формы отражения: образ внешней среды становится интермодальным, к зрительному образу объекта до- бавляются ощущения субъекта от контакта с ним (тактильные, ольфакторные ощущения от объекта) и его проявлениями в среде (вибрационные, звуковые и т. п.). Дальнейшее развитие сенсорно- перцептивных систем, периферических и центральных отделов анализаторов ведет к большему разнообразию чувственной окраски психического образа. Реально представленность мира вне себя в качестве целостных объектов возможна только в зрительной мо- дальности или при сочетании нескольких модальностей. На интеллектуальной стадии возникают чувственные представ- ления (как в ощущениях, так и в перцептивной форме). В этом слу- чае животное может иметь субъективное переживание того, что в данный момент не действует на органы чувств, а возникает ассо- циативным путем. Такие образы-представления могут быть доста- точно сложными, но их чувственный компонент связан с работой памяти. Животное не может представить себе ощущения, которого никогда не переживало. Однако появляется новая возможность ис- пытывания ощущений по подражанию, где стимулом является не реальное воздействие на субъекта, а прогнозирование поведения и перенос на себя состояния и поведения другой особи. На стадии сознания продолжается дифференциация и специа- лизация чувствительности, появляются новые возможности для ее интеграции. Отражение теперь представлено субъекту не только в чувственной и конкретной образной форме, но и в символической (знаковой). Чувственная окраска знаковых образов (представлен- ных в значениях и смыслах) минимальна или практически отсут- ствует. Однако с помощью означивания можно представить чув- ственную окраску образа без наличия внешней стимуляции и даже того, что может вызвать это переживание по ассоциации. Кроме того, можно передать другому субъекту или получить от него ин- формацию об определенной форме психического переживания и создать ее у себя. Таким образом, форма психического отражения выносится вовне, может существовать в знаковом (содержатель- перцептивных образов (как того, что субъекту «не принадлежит», а относится к объектной среде). Развитие органов чувств и инте- грирующей функции нервной системы ведет к тому, что появля- ется новая интеграция формы отражения: образ внешней среды становится интермодальным, к зрительному образу объекта до- бавляются ощущения субъекта от контакта с ним (тактильные, ольфакторные ощущения от объекта) и его проявлениями в среде (вибрационные, звуковые и т. п.). Дальнейшее развитие сенсорно- перцептивных систем, периферических и центральных отделов анализаторов ведет к большему разнообразию чувственной окраски психического образа. Реально представленность мира вне себя в качестве целостных объектов возможна только в зрительной мо- дальности или при сочетании нескольких модальностей. На интеллектуальной стадии возникают чувственные представ- ления (как в ощущениях, так и в перцептивной форме). В этом слу- чае животное может иметь субъективное переживание того, что в данный момент не действует на органы чувств, а возникает ассо- циативным путем. Такие образы-представления могут быть доста- точно сложными, но их чувственный компонент связан с работой памяти. Животное не может представить себе ощущения, которого никогда не переживало. Однако появляется новая возможность ис- пытывания ощущений по подражанию, где стимулом является не реальное воздействие на субъекта, а прогнозирование поведения и перенос на себя состояния и поведения другой особи. На стадии сознания продолжается дифференциация и специа- лизация чувствительности, появляются новые возможности для ее интеграции. Отражение теперь представлено субъекту не только в чувственной и конкретной образной форме, но и в символической (знаковой). Чувственная окраска знаковых образов (представлен- ных в значениях и смыслах) минимальна или практически отсут- ствует. Однако с помощью означивания можно представить чув- ственную окраску образа без наличия внешней стимуляции и даже того, что может вызвать это переживание по ассоциации. Кроме того, можно передать другому субъекту или получить от него ин- формацию об определенной форме психического переживания и создать ее у себя. Таким образом, форма психического отражения выносится вовне, может существовать в знаковом (содержатель- 190 Г. Г. Филиппова ном) виде вне субъекта (то есть дифференцируются сам субъект и его психический образ), за счет чего может стать предметом дея- тельности для субъекта и перениматься другими субъектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.