Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательная функция игровой активности животных






 

ИГРА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи.

Лоренц подчеркивал большое значение игры для «исследовательского научения», ибо в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально биологически значимому и тем самым выискивает в самых различных условиях возможности для существования.

Немецкий этолог Келер указывал на то, что игра является «практически непрестанным поиском проб и ошибок», в результате чего животное научается тому, что весьма важно для него.

В каждой игре содержится в той или иной степени исследовательский компонент. Особенно это относится к играм с предметами, к манипуляционным играм. Более того, манипулирование «биологически нейтральными» предметами представляет собой высшую форму ориентировочно-исследовательской деятельности. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов. Манипуляционные игры могут в некоторых случаях приобрести значение подлинных «исследовательских» игр.

Особое место занимают опосредованные игры, в частности «трофейные» игры, когда, очевидно, можно говорить даже о совместном познавании объекта игры при совместных двигательных упражнениях.

ИНСТИНКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО ПОЗНАВАНИЯ

В начале постнатального онтогенеза врожденное узнавание и запечатление служат для первичной ориентации и срочного накопления наиболее необходимого для особи индивидуального опыта. На протяжении дальнейшей жизни особи врожденное узнавание и запечатление не теряют своего значения. Запечатление, например, играет важную роль в формировании родительского поведения, врожденное узнавание же выступает на протяжении жизни особи в разных формах как составная часть инстинктивного поведения.

В ювенильном периоде упомянутые врожденные компоненты в основном сливаются с игровой активностью, образуя ее инстинктивную основу. При этом накопление сугубо индивидуального опыта переплетается с видотипичным, инстинктивным приобретением информации, основанным на врожденном узнавании.

Врожденное узнавание дает играющему животному прежде всего возможность узнать о пригодности определенного предмета или индивида к включению его в игру, руководствуясь при этом соответствующими ключевыми раздражителями.

Лоренц приводит следующие признаки, которыми должен обладать объект охотничьей игры котенка в качестве ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, все, что быстро движется, катаясь или скользя, и, главное, все, что «убегает». И в ходе самой игры с партнером или заменяющим его предметом молодое животное реагирует на ключевые раздражители, управляющие упражнением и развитием соответствующих инстинктивных действий.

Врожденное узнавание является необходимой предпосылкой познания носителей ключевых раздражителей уже на перцептивном уровне. Говоря словами Лоренца, путем игры котенок научается узнавать, «что такое мышь». Речь идет здесь именно о мыши как таковой, а не о совокупности присущих ей пусковых стимулов (маленькое, округлое и т.д.), которые воспринимаются животным как ощущения путем врожденного узнавания.

 

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИИ В ИГРОВОМ ПОЗНАВАНИИ

При переходе компонентов доигрового поведения в ювенильный период обогащение и трансформация первичных элементов исследовательского поведения совершаются в процессе игры по тем же закономерностям, что и развитие двигательных и коммуникативных компонентов раннего постнатального поведения.

В качестве примера можно указать на расширение функции в сфере исследовательского поведения у незрелорождающихся млекопитающих, в частности хищных. На начальном этапе постнатального развития детеныша получаемая им в гнезде информация является минимальной. С началом же игрового этапа двигательная активность детеныша претерпевает глубокие преобразования, охарактеризованные выше; начинают функционировать дистантные рецепторы, начинается полноценное общение с матерью и собратьями. Все это коренным образом изменяет и, главное, обогащает воспринимаемую детенышем информацию об окружающей его среде.

Наконец, с выходом детеныша из гнезда вновь наступает коренное, на этот раз решающее, изменение его двигательной, коммуникативной и соответственно познавательной деятельности. Все его поведенческие акты выполняются уже в совершенно новых условиях: объектами воздействия являются уже не только материнская особь, собратья и немногочисленные предметы внутри гнезда, но ими становятся прежде всего многие разнокачественные предметы с различной биологической валентностью. А это установление новых связей с компонентами среды обеспечивает поступление мощного потока разнообразной жизненно необходимой информации.

Огромную роль играют и появляющиеся в это время индивидуальные игры с предметами, доставляющие молодому животному особенно много разнообразных сведений о потенциально биологически значимых объектах.

Итак, в ходе онтогенеза все больше расширяется и усложняется познавательная деятельность развивающегося животного, имеет место типичное расширение функции, а поскольку исследовательское поведение после выхода из гнезда обращается на качественно совершенно новые объекты, отчасти можно говорить и о явлениях смены функции.

 

ВЫСШИЕ ФОРМЫ ИГРОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

Подлинные исследовательские, познавательные игры, причем игры высшего порядка, выполняются в одиночку. Такие познавательные игры прямо и непосредственно готовят животное к взрослому поведению (например, в сфере питания, где дифференцированные движения пальцев играют немалую роль при расчленении плодов, выковыривании семян и т.д.). Включаются такие игры и в сферу общения. Однако так как познавательная функция играет здесь ведущую роль, эти игры приобретают характер самостоятельной сферы поведения с собственным функциональным (специально-познавательным) значением.

Вместе с тем и в этих наиболее сложных проявлениях игровой активности, которые пока удалось обнаружить только у высших приматов, обнаруживается инстинктивная основа, этологические критерии которой вполне соответствуют критериям типичной функциональной сферы (автохтонность, замещение активности, супероптимальное реагирование и т.д.). Это вновь показывает, что общая закономерность единства врожденного и благоприобретаемого поведения сохраняет свое значение в полной мере на всем протяжении онтогенеза, в том числе и на высших филогенетических уровнях.

32. Интеллектуальная стадия развития психики: общая характеристика образа жизни животных.

 

К интеллектуальной стадии развития психики развития следует отнести птиц и большинство млекопитающих. Строение этих животных имеет две общие характеристики: теплокровность и наличие коры головного мозга.

Теплокровность обеспечивает поддержание постоянной температуры тела, делает животное более адаптивными, не зависящими от температуры внешней среды. Это позволяет не только экономить энергию, но и под распределять врождённые регуляторные механизмы в пользу установления более сложных отношений со средой. Уже нет необходимости затрачивать генетические и поведенческие ресурсы на инстинктивное поведение, связанное с самосохранением и обеспечением условий для потомства: регуляцию суточной и сезонной активности в соответствии с температурой окружающей среды, миграции, всевозможных способов поддержания окружающей температуры и влажности, условий для кладки.

Обеспечение всех форм жизнедеятельности требует высоко развитого поведения. В пищевой сфере обычно наблюдается сложное поведение, связанное с отыскиванием и обработкой кормовых объектов, активной охотой, запасанием корма. В комфортной сфере присутствует постройка убежищ (норы, гнёзда, и т.п.) для себя и потомства, поддержание состояния тела и кожных покровов, территориальное поведение. Репродуктивная сфера представлена сложно устроенными половой (у всех внутреннее оплодотворение, требующее общения самки и самца) и родительской сферами. Последняя реализуется как забота о детенышах, при которой родительские особи частично удовлетворяют потребности детёнышей в пищевой и комфортной сфере. Это требует способности родителей прилаживать своё поведение к особенностям каждого конкретного детёныша, причём не только физическим, но и поведенческим. Обеспечение такого сложного поведения родителей связанно с появлением специальной системы реагирования на особенности внешнего вида и поведения детёнышей – гештальт младенчества – ключевые стимулы, которые присущи самим детёнышам и имеют возрастные изменения, в соответствии с которыми осуществляется поведение родителей. Все детёныши птиц и млекопитающих (включая человека) обладают гештальтом младенчества, причём имеют общие его основные характеристики: пропорция строения тела и лицевой части головы, запах, звуки, стиль движения и другое.

 

 

33. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения у животных.

 

Поведение эмбриона является во многих отношениях основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Как у беспозвоночных, так и у позвоночных установлено, что развивающийся организм производит ещё в пренатальном дородовом периоде движения, которые являются элементами будущих двигательных актов, но ещё лишены соответствующего функционального значения, т.е. ещё не могут играть приспособительную роль в общении животного со средой его обитания.

Как показали исследования А.Д. Слонима и его сотрудников, внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью и тем самым способствует подготовке поведения новорожденного.

Известный американский ученый Цинн-Янг Куо еще в 20-0 г прошлого века сумел одним из первых убедительно показать, что уже в ходе эмбреогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций путем накопления эмбрионального опыта. Он изучал эмбриональное поведение на многих сотнях куриных зародышей. Ученый установил, что первые движения головы к груди и от нее, через сутки голова начинает поворачиваться в сторону, и эти новые движения головы вытесняют прежние к 6-9 м суткам.

Наследственная основа эмбриогенеза поведения выступает особенно отчетливо в тех случаях, когда элементы поведения новорожденного проявляются сразу как бы в готовом виде, хотя возможность предшествующего эмбрионального на учения исключается. К таким случаям относятся у млекопитающих поиск соска и сосущие движения новорожденных, звуковые реакции и т.д.

Здесь можно говорить лишь о пренатальном созревании функции без эмбрионального упражнения, то есть без пренатальной функциональной тренировке соответствующих морфологических структур. Для такого созревания явно достаточно одной лишь врожденной программы развития, возникшей и закрепившейся в ходе эволюции вида.

Убедительным примером, иллюстрирующим наличие и роль генетически фиксированных программ действия может служить поведение новорожденного кенгуру, который появляется на свет на столь незрелой стадии развития, что его можно сравнить с эмбрионом высших млекопитающих.

В известной степени можно считать, что окончательное развитие эмбриона завершается в сумке матери. Но несмотря на состояние крайнего незрелорождения, детеныши совершенно самостоятельно перебираются в сумку матери, проявляя при этом поразительные двигательные и ориентационные способности. Оказавшись в неродовых путей новорожденный цепляясь за шерсть, поднимается по сухим ее участкам к сумке, затем находит вход, вползает в нее, находит сосок, крепко присасывается к нему и остается длительное время висеть на нем.

У эмбрионов многих птиц в последние дни перед вылуплением не только начинают вполне функционировать дистантные рецепторы, то есть органы зрения и слуха, но и появляются новые активные действия, направленные на внешнюю среду, а именно подача сигнала насиживающим родительским особям.

Так, например, у представителей отряда чистиков Кайры птенец научается еще за три четыре дня до вылупления отличать голос родительской особи от голосов других Кайр, гнездящихся в тесном соседстве на птичьих базарах.

М. Импековен удалось эксперементально доказать, что родительские крики, услышанные птенцами еще до вылупления, стимулируют клевательные движения птенцов.

 

34. Общая характеристика стадии сознания по Г. Г. Филипповой

Согласно Г. Г. Филипповой, стадии интеллекта достигают не только понгиды – человекообразные обезьяны, но и многие млекопитающие, а также птицы. Такое представление лучше согласуется с современными сравнительными данными о когнитивных способностях животных.

Не менее важно, что Г. Г. Филиппова выделяет уровень эволюции психики, переходный от стадии интеллекта к стадии сознания. По ее представлениям, на этом уровне возможно не только изготовление орудий, но и применение их в совместной деятельности, которая регулируется при помощи искусственной знаковой системы – речи. Предполагается, что это промежуточная стадия между современными антропоидами и ископаемыми представителями рода Homo, которая не представлена в современном животном мире. Однако, как отмечает Г. Г. Филиппова, у современных человекообразных обезьян в определенной мере присутствуют некоторые свойства, характерные для этой стадии эволюции психики: самоузнавание в зеркале; самоукрашение как способ усиления ощущения собственного тела; использование языков-посредников для обозначения обобщенных образов-представлений, включая использование собственного имени. В следующих главах мы приведем свидетельства в пользу правомерности этого положения.

 

Дифференциация содержания и формы отражения

На стадии сознания появляются искусственные знаковые средства, с помощью которых можно обозначить информационные характеристики любой стимуляции и перенести их на любую форму отражения, поскольку обозначаются и состояния субъекта, и информация о внешней среде. Кроме того, становится возможным обозначать свои состояния (форму, в которой субъекту представлен психический образ) и таким образом делать их содержанием для отражения другими субъектами (и самим собой тоже). Таким образом происходит интеграция содержания и формы отражения на новом уровне, но если в начале форма отражения (субъективное переживание в виде простого ощущения своих состояний) и была содержанием отражения, то в конце содержание отражения (информация о мире и себе) становится формой отражения (словесно- логическое мышление и образы в речевой форме, в которых субъекту представлен психический образ, представляют собой информацию о мире и своем отражении этого мира, в том числе своих субъективных переживаниях).

 

Дифференциация содержания отражения

На стадии сознания содержанием отражения становятся закономерности мира (сущностные причинно-следственные связи), не открывающиеся в непосредственном опыте, а получаемые посредством словесно-логического мышления. Кроме того, в содержании отражения появляется сам субъект: не его самоощущуение и внешний вид, как на интеллектуальной стадии, а субъект своего отражения и своих переживаний. Это является основой разделения в образе мира субъекта (в его содержательной части) информации о мире и своего отношения к этой информации. Таким образом, субъект в содержании отражения «вновь вернулся к себе», но на другом уровне: от ощущения себя (содержание отражения на сенсорная стадии) к объективному знанию о себе и своих состояниях (на стадии сознания).

 

Дифференциация формы отражения

На стадии сознания продолжается дифференциация и специализация чувствительности, появляются новые возможности для ее интеграции. Отражение теперь представлено субъекту не только в чувственной и конкретной образной форме, но и в символической (знаковой). Чувственная окраска знаковых образов (представленных в значениях и смыслах) минимальна или практически отсутствует. Однако с помощью означивания можно представить чувственную окраску образа без наличия внешней стимуляции и даже того, что может вызвать это переживание по ассоциации. Кроме того, можно передать другому субъекту или получить от него информацию об определенной форме психического переживания и создать ее у себя. Таким образом, форма психического отражения выносится вовне, может существовать в знаковом (содержатель- перцептивных образов (как того, что субъекту «не принадлежит», а относится к объектной среде). Развитие органов чувств и интегрирующей функции нервной системы ведет к тому, что появляется новая интеграция формы отражения: образ внешней среды становится интермодальным, к зрительному образу объекта добавляются ощущения субъекта от контакта с ним (тактильные, ольфакторные ощущения от объекта) и его проявлениями в среде (вибрационные, звуковые и т. п.). Дальнейшее развитие сенсорно- перцептивных систем, периферических и центральных отделов анализаторов ведет к большему разнообразию чувственной окраски психического образа. Реально представленность мира вне себя в качестве целостных объектов возможна только в зрительной модальности или при сочетании нескольких модальностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.