Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. ливаются, изменяются и контролируются Парламентом






ливаются, изменяются и контролируются Парламентом. Это закре­пляется в конституциях государств-членов как важнейший прин­цип национального налогового права. Европейский парламент не обладает соответствующими полномочиями. В то же время созда­ние Общего рынка невозможно без единых стандартов в сфере на­логообложения государств — членов ЕС.

Решение задачи устранения налоговых барьеров при пересече­нии границ товаров и услуг государств-членов требовало измене­ний национального законодательства и создания обшей правовой базы прежде всего в сфере косвенного налогообложения (НДС, ин­дивидуальные акцизы, таможенные пошлины). В значительной сте­пени эта задача была решена путем принятия соответствующих рег­ламентов и директив Совета и Комиссии.

По мере формирования интеграционного законодательства, ре­гулирующего косвенное налогообложение, государства-члены все меньше уступали ЕС свой суверенитет в области прямого налогооб­ложения.

В отличие от косвенных налогов, которым в Договоре было по­священо пять статей (ст. 95—99; н.н. — ст. 90—93), прямые налоги не упоминаются непосредственно в Договоре. Единственной стать­ей Учредительного договора, которая может рассматриваться в ка­честве правовой основы сближения законодательства в этой облас­ти, является ст. 100 (н.н. — ст. 94), предусматривающая общие по­ложения механизма гармонизации, в том числе и в отношении на­логового законодательства:

«Совет по предложению Комиссии и после консультации с Ев­ропейским парламентом и с Экономическим и социальным коми­тетом принимает единогласно директивы о сближении таких зако­нов и правовых актов исполнительной власти государств-членов, которые оказывают непосредственное воздействие на создание и функционирование внутреннего рынка».

На сегодняшний день на основе ст. 100 институты ЕС приняли лишь две директивы, направленные на сближение законодательства государств-членов в области прямого налогообложения. Соответст­венно основная нагрузка по регулированию прямых налогов в госу­дарствах — членах ЕС по-прежнему возлагается на национальные законы, имеющие свои особенности в каждом государстве. При этом создание Общего рынка требует принятия обших правовых правил функционирования налогов. В этих условиях наиболее эф­фективным принципом правовой политики ЕС в области налогов считается принцип гармонизации национального налогового зако­нодательства.

Гармонизация налогового законодательства государств-членов осуществляется в процессе создания и применения различных пра­вовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС. Это — практически все существую­щие формы интеграционного права: регламент, директива, решение Суда ЕС.

Глава 22. Основы налогового права

Гармонизация национального законодательства идет по двум направлениям:

1) применение интеграционных норм, содержащихся в юриди­ческих актах прямого действия, например в Учредительных догово­рах и регламентах Совета;

2) принятие обязательных решений, направляющих нормотвор-ческую деятельность национальных государственных органов по гармонизации законодательства государств-членов, например ди­ректив Совета и Комиссии и решении Суда ЕС, принятых в пре­юдициальном порядке.

Акты, принятые в рамках первого направления, оказывают воздей­ствие на национальное право, так же как и любой нормативно-право­вой акт в государстве, т.е. устанавливают новые правовые нормы.

Акты, принятые в рамках второго направления, имеют значи­тельные особенности и являются определяющими в правовом меха­низме гармонизации национального законодательства госу­дарств-членов. Особое место среди них занимает директива.

Директивы, регулирующие косвенные налоги

Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: а) директивы в отношении акцизов; б) директивы в от­ношении НДС.

Директивы в отношении акцизов

В соответствии с программой гармонизации законодательства, определенной в Белой книге 1985 г., 19 октября 1992 г. был принят ряд директив: Директива Совета № 92/78/СЕЕ об изменении дирек­тив № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и № 79/32/СЕЕ от 18 декаб­ря 1978 г. о налогах на табачные изделия (кроме налога с оборота); Директива Совета № 92/79/СЕЕ о сближении ставок налога на сига­реты; Директива Совета № 92/80/СЕЕ о сближении ставок налога на иные, чем сигареты, табачные изделия; Директива Совета №92/81/СЕЕ о гармонизации структуры налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/82/СЕЕ о сближении ставок налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/83/СЕЕ о гармони­зации структуры налогов на алкоголь и алкогольные напитки; Ди­ректива Совета № 92/84/СЕЕ о сближении ставок налогов на алко­голь и алкогольные напитки.

Табачные изделия стали первым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов: Директива № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и Директи­ва № 79/32/СЕЕ от 18 декабря 1978г. Они определили основные понятия и принципы налогообложения табака и табачных изделий.

Основным предметом гармонизации стала структура налога, в частности объект налогообложения и налоговые ставки.

Вторым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов, стали мине-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.