Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. Правовые основы государственных расх






31"

Выплаты из внебюджетных фондов, банковское и бюджетное кредитование, страховые расходы, выплаты по государственному | долгу, расходы из децентрализованных источников финансирова­ния — важные, но не основные расходы государства, так как основ­ным централизованным фондом денежных средств государства яв­ляется федеральный бюджет, вся бюджетная система. Именно она является основой финансового планирования в государстве в целом и аккумулирует самые большие финансовые ресурсы в государстве.

Таким образом, расходы в государстве, осуществляемые за счет ^бюджетного финансирования, являются основными и по значению, Ь* по объему.

Вопросы бюджетного финансирования

Расходы всей бюджетной системы — это прямые затраты госу­дарства, связанные с его функционированием и покрываемые за |счет бюджетных средств. Независимо от их направления они обес­печиваются за счет бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: безвозвратность и безвозмездность выделения средств; их целевой характер; финансирование по мере выполнения поставленных задач; осуществление финансового кон­троля и финансового мониторинга с целью рационального и эф­фективного расходования государственных средств и осуществле­ние мероприятий в целях предотвращения разбазаривания финан­совых средств, их хищений, необоснованного вывоза за рубеж. Именно информация о расходовании государственных, в частности бюджетных средств, является сигналом обратной связи во всем го­сударственном управлении. Правильное расходование средств в го­сударстве дает возможность нормально функционировать государ­ственному и судебному аппарату, обеспечивает обороноспособность страны, развитие промышленности и сельского хозяйства, нормаль­ное развитие всей социально-экономической структуры общества. Если в государстве нормально работает промышленность и соци­альная сфера, вовремя выплачивается заработная плата, то в бюд­жетную систему и государственные внебюджетные фонды хорошо и вовремя поступают налоги и, следовательно, государство нор­мально развивается. Если же происходят сбои, прежде всего в вы­платах заработной платы, то перестают поступать платежи в бюджет (вначале налог на физических лиц, а потом и другие налоги, так как на рынке сокращается спрос). В свою очередь, это влечет со­кращение или даже прекращение бюджетного финансирования, что может привести к дестабилизации жизни в государстве и обществе. Расходы бюджета осуществляются в полном соответствии феде­ральным законом о бюджете на текущий год, который составляет­ся, в свою очередь, в полном соответствии с бюджетной классифи­кацией.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 7 мая 2002г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный за-

318 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______

кон «О бюджетной классификации»1 состав бюджетной классифи­кации РФ следующий:

классификация доходов бюджетов РФ. Функциональная клас­сификация расходов РФ включает: перечень целевых статей функ­циональной классификации расходов бюджетов РФ; перечень ви­дов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; клас­сификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирова­ния дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, муниципального долга; классификацию видов го­сударственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также госу­дарственных внешних активов РФ;

ведомственная классификация расходов федерального бюджета;

структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных

образований.

Закрепленная законом бюджетная классификация является еди­ной и используется не только при составлении и утверждении бюд­жета, но и, что самое главное, является основанием для исполне­ния бюджетов всех уровней.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ явля­ется группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выпол­нение основных функций государства, в том числе на финансиро­вание реализации нормативных правовых актов, принятых органа­ми государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, представляемых другим органам власти

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с Федеральным законом «О бюджет­ной классификации» являются разделы, определяющие расходова­ние бюджетных средств на выполнение функций государства. Это, например, расходы на управление, судебную власть, оборону и т д (см. приложение № 3 к названному Закону). В строгом соответст­вии с Законом о бюджетной классификации составляется закон о федеральном бюджете на текущий год (см., например, приложе­ние № 5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на

2002 г.»)2.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направле­ние бюджетных средств на выполнение функций государства в пре­делах разделов. Например, по первому разделу «Государственное управление и местное самоуправление» (0100) имеются подразделы функционирование главы государства — Президента РФ (0101),

1 СЗ РФ 1996 № 34 Ст 4030, 2000 № 32 Ст 3338, 2001 № 33 Ст 3437

2 СЗ РФ 2001 № 53 (ч 1) Ст 5030

_____ Глава 16. Правовые основы государственных расходов 319

функционирование законодательных (представительных) органов власти и т.д.

Целевые статьи расходов бюджетов РФ образуют третий уро­вень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и от­ражают финансирование расходов бюджетов по конкретным на­правлениям деятельности главных распорядителей средств бюдже­тов в пределах подразделов функциональной классификации расхо­дов бюджетов РФ. Так, приложение № 4 к Закону о бюджетной классификации включает Перечень целевых статей функциональ­ной классификации расходов бюджетов РФ, в котором содержится код и наименование статей: 001 — содержание Президента РФ; 002 — содержание Президента республики в составе РФ и главы ад­министрации субъекта РФ; 003 — обеспечение деятельности Прези­дента РФ; 0103 — функционирование исполнительных органов го­сударственной власти; 0104 — деятельность финансовых и налого­вых органов и т.д.

Виды расходов бюджетов образуют четвертый уровень функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и детализируют на­правления финансирования расходов указанных бюджетов в преде­лах целевых статей.

Таким образом, мы видим, что к закону о бюджетной класси­фикации имеются приложения, в соответствии с которыми и со­ставляются показатели бюджетов на текущий год.

Так, в приложении № 3 «Функциональная классификация рас­ходов бюджетов РФ» все расходы бюджета располагаются в соот­ветствии с кодом и наименованием разделов и подразделов бюд­жетной классификации в следующей последовательности:

0100 — Государственное управление и местное самоуправление;

0101 — Функционирование главы государства — Президента РФ;

0102 — Функционирование законодательных (представитель­ных) органов государственной власти,

0104 — Деятельность финансовых и налоговых органов;

0105 — Прочие расходы на общегосударственное управление;

0106 — Функционирование органов местного самоуправления;

0200 — Судебная власть;

0201 —Федеральная судебная система;

0300 — Международная деятельность;

0301 — Международное сотрудничество;

0302 — Участие в миротворческой деятельности;

0400 — Национальная оборона;

0401 — Строительство и содержание Вооруженных Сил РФ и т д

В целом функциональная классификация расходов РФ содер­жит следующие коды.

0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безо­пасности государства;

320 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______

0600 — Фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

0700 — Промышленность, энергетика и строительство;

0800 — Сельское хозяйство и рыболовство;

0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ре­сурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

1100 — Развитие рыночной инфраструктуры;

1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство;

1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий;

1400 — Образование;

1500 — Культура, искусство и кинематография;

1600 — Средства массовой информации;

1700 — Здравоохранение и физическая культура;

1800 — Социальная политика;

1900 — Обслуживание государственного долга;

2000 — Пополнение государственных запасов и резервов;

2100 — Финансовая помощь бюджетам других уровней;

2200 — Утилизация и ликвидация вооружений, включая выпол­нение международных договоров;

2300 — Мобилизационная подготовка экономики;

2400 — Исследования и использование космического простран­ства;

3000 — Прочие расходы;

3100 — Целевые бюджетные фонды.

Точно такое же распределение и назначение бюджетных средств на текущий год мы видим по приложению № 5 к Федеральному За­кону «О федеральном бюджете на 2002 г.», где к кодам и наимено­ваниям прилагается еще конкретный объем бюджетных средств, которые будут выделены из бюджета на эти направления деятель­ности государства в 2002 г.

Анализ указанных направлений расходов дает возможность оп­ределить, какие задачи и функции выполняет государство в данном текущем году. А так как бюджет принимается ежегодно, то и расхо­ды по бюджету совершаются точно, адресно, в определенной сум­ме, в точном соответствии с бюджетной классификацией, что мож­но легко проверить по закону о бюджете на текущий год1.

Закон о бюджетной классификации очень сложен, имеет целый ряд приложений, но ежегодный бюджет составляется в полном со­ответствии с этой классификацией. Так, приложение № 7 к закону о бюджетной классификации, введенное в действие с 2001 г.2, со­держит экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, где расходы группируются в соответствии с их экономическим содер-

 

' См. Приложение №5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 г.» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030. 2 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3338.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.