Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 171






на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогопла­тельщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предпола­гаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообло­жения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Ре­альными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозмож­но определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать води­теля такси. В таких ситуациях установление платы за патент на пе­ревозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

Другой причиной взимания реальных налогов является стремле­ние уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например земельный уча­сток, только для отдыха.

Примером реального налога является единый налог на вме­ненный доход1. Этим налогом облагается потенциально возмож­ный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необ­ходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факто­ров, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независи­мых оценок и т.п. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса — физические и юридиче­ские лица, ведущие предпринимательскую деятельность по оказа­нию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов Федерации с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.

Налог на вмененный доход назван единым, поскольку его упла­та освобождает плательщика от уплаты ряда других налогов (прежде всего — подоходного, налога на прибыль, платежей в социальные фонды). При этом законом установлен исчерпывающий перечень налогов, на которые это правило не распространяется.

Кроме деления подоходно-поимущественных налогов на лич­ные и реальные, может быть предложена и другая система. Так, И.М. Кулишер в приводимой схеме удачно демонстрирует все мно­гообразие форм обложения доходов и имущества (схема 4^.

Налог на доходы Налог на имущество
    В момент владения В момент отчуждения
Абсолютный ный   Относитель-   Относитель-
  (на прирост) Абсолютный ный Абсолютный ный
      (на прирост)   (на прирост)
Налогообложение совокупности
Общеподо­ходный налог Налог на прирост со­вокупности дохода Общепоиму­щественный налог Налог на прирост сум­мы имущест­ва (периоди- Налог с наследства Налог на прирост на­следственной массы
      чески)    
Налогообложение отдельных частей
Налогообло-          
жение дохо-          
да от земли          
до домовла-          
дения Налог на Налогообло-      
Промысло­вый налог Налог с де­нежных ка­питалов прирост до­ходности не­движимости Налог на прирост прибыли жение по ценности' земли, дохо­да предпри­ятий, капита­ла Налог на прирост цен­ности недви­жимости Налог на от­чуждение недвижимо­сти, пред­приятия, капитала Налог на прирост цен­ности недви­жимости при реализации
Налог с про-          
фессиональ-          
ных и трудо-          
вых доходов          

1 Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вме­ненный доход для определенных видов деятельности»//СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3826 (с изменениями и дополнениями).

2 Кулишер ИМ Указ. соч. С. 136

Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определя­ли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого налого­плательщика приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер мест­ного целевого сбора на благоустройство территории и другие цели вполне может быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) на­логов, в противоположность раскладочным, исходят не из потреб­ности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика за­платить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитыва­ют имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

Закрепленные и регулирующие налоги

Закрепленными называют налоги, которые на длительный пери­од полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошли­ны, сборы и иные таможенные платежи являются доходом феде­рального бюджета Российской Федерации (ст. 50 Бюджетного ко­декса Российской Федерации). Регулирующие доходы бюдже­тов—федеральные и региональные налош и иные платежи, по ко­торым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах)

172 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очеред­ной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливать­ся и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В качестве регули­рующих федеральных налогов, например, используются акцизы, на­лог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкрет­ный год.

Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, оп­ределяют, поступления каких региональных налогов и в каких про­порциях будут зачисляться в местные бюджеты.

Государственные и местные налоги

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (фе­деральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов проводится реше­нием высшего представительного органа государства. Они обяза­тельны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на терри­тории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пре­делах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавлива­ются Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. на феде­ральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ).

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправ­ления и обязательны к уплате на территории соответствующих му­ниципальных образований. В исключение из этого правила в горо­дах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — мест­ные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического соста­ва налога, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд су­щественных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ).

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Ме­стные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Таким образом, бюджет (фонд), в который зачисляется кон-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.