Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 169






метода является и введение налоговых постов на предприятиях по производству алкоголя.

Физический контроль заменяется контролем на основе данных бухгалтерского учета. Например, налог на имущество и налоги с оборота организации рассчитываются исходя из данных бухгал­терских регистров. Контролируется формальная правильность отра­жения объекта обложения в учетных документах. Однако хотя ме­тод определения налоговой базы современных пообъектных нало­гов нельзя назвать простым: все-таки формальное определение базы по имеющимся документам куда проще, чем тщательное ис­следование готового продукта и попыток точно определить его фи­зические свойства. Стоимостная оценка — более современный ме­тод подсчета налоговых обязательств.

Однако необходимо учитывать, что законодатель и по сей день не отказывается от определения объекта налогов посредством опи­сания конкретных товаров, работ, услуг. Условия налогообложения зависят от детализации деятельности. Поэтому невозможно опреде­лить налоговую базу исключительно на основе цифровых данных бухгалтерского учета. Условия исчисления налогов все равно требу­ют, чтобы товары, работы, услуги были так или иначе индивидуа­лизированы.

Прямые и косвенные налоги

Если деление налогов на персональные и пообъектные имеет большой юридический смысл, то классификация налогов на прямые и косвенные основана на экономических теориях, учитываемых за­конодателем только на уровне налоговой политики.

В основе этого деления лежит учение о распределении нало­гового бремени. Прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бре­мя налогообложения. В отношении косвенных налогов изна­чально предполагается, что бремя их будет фактически перело­жено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо — носителя налога.

Теория переложения налогов, обосновывающая особенности распределения налогового бремени, возникла в эпоху зарождения буржуазных отношений и экономической науки. Она основана на предположении, что косвенные налоги полностью перекладывают­ся на потребителя в составе цены товара, работы, услуги, а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце), прямые нало­ги не оказывают влияния на цену.

Однако было замечено, что не существует полностью перелагае­мых или неперелагаемых налогов. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, неэластичностью спроса, уклонения от уплаты нало­гов и другими причинами. В то же время прямые налоги могут час­тично перекладываться как на потребителей товаров налогопла­тельщика, так и на продавцов сырья и материалов.

Переложение налогов как экономическая реальность регулиру­ется посредством механизма спроса и предложения: переложение влияет на цену товаров, работ, услуг, завышение цены препятствует реализации, так как ограничивает спрос, продавец снижает цену или предложение.

Распределение бремени налога и возможность его косвенного или прямого переложения должны учитываться на уровне налого­вой политики. Законодатель обязан просчитывать, кто юридически понесет тяжесть налогообложения, а также возможные варианты фактического распределения бремени.

Выделяют различные виды налогов в зависимости от основа­ния, заложенного в их сравнение.

Налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на по­требление (косвенные). Теоретически первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в про­цессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при полу­чении дохода; налог на имущество уплачивают собственники опре­деленных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные по­шлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых они включаются. Это — примеры косвенных налогов (схема 3).

Доля косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ

Налог на прибыль - 9, 7%

Налоговые доходы целевых бюджетных фондов - 7%

Подоходный налог с физических

лиц - 3, 7% ______

Прочие

налоги - 2, 7%Xl

/Чкцизы - 18, 4%Таможенные пот шны - 26.У/Д НДС - 32.:

76, 9%

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся На личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действитель­но полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной

170 Раздел IV. Регулирование государственных доходов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.