Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 163






Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и уста­навливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма мо­жет быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказани­ем услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при опре­делении размера платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обосно­ван. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финан­совых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, ко­гда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, по­лученной плательщиком, или с расходом, понесенным государст­венным органом, пошлинный принцип следует считать нарушен­ным.

Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничи­вать возможность граждан использовать основные конституцион­ные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Поэтому, например, способствуя реализации права граждан на образование, государство обязано финансировать расходы на обще­образовательные школы за счет налогов, а не пошлин и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования.

Исходя из этого принципа в конституциях ряда стран содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного рода услуг'.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в свя­зи с предоставлением административных услуг (например, за рас­смотрение ходатайства о получении или прекращении гражданст­ва); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взи­маемые как компенсация за определенные расходы общества в ин­тересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупно­тоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное раз­рушающее действие на автодороги)2. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу пла-

Государственное право Германии. С. 150. 2 Годме П.М. Указ соч. С. 392.

 

I

^iiiil

164 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

тельшика — принятие исковых заявлений и других документов су­дом, совершение нотариальных действий, регистрация актов граж­данского состояния, выдача документов и др., а также за предостав­ление особого права (например право на охоту)1.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с за­явкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др 2

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспорт­но-импортных операций

В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если в бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачива­лись (так называемые фискальные таксь!), то такие платежи называ­ли пошлиной. Если в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором.

В российском законодательстве 1991 —1998гг. сбором в основ­ном, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.) К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (ока­зание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимаются за пользование государст­венным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо ус­луг, не относящихся к административным (например, за пользова­ние улицей для проведения киносъемок, если это требует специаль­ных мероприятий государственных органов — ограничение движе­ния и т.п.).

В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и по­шлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с органи­заций и физических лиц, уплата которого является одним из усло­вий совершения в отношении плательщиков сборов государствен­ными органами, органами местного самоуправления, иными упол­номоченными органами и должностными лицами юридически зна-

Федеральный закон от 31 декабря 1995 г № 226-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошли­не»//СЗ РФ 1996 № I Ст. 19 (с изменениями и дополнениями)

2 Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г № 3517-[//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992 №42 Ст 2319






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.