Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Правовое регулирование страхования. и пари, а также расходов, к которым лицо могут принудить в целях освобождения заложников.






и пари, а также расходов, к которым лицо могут принудить в целях освобождения заложников.

Страхование может осуществляться и с участием посредни­ков — страховых агентов и страховых брокеров. Страховыми аген­тами признаются физические и юридически лица, действующие от имени страховщика по его поручению в пределах предоставленных полномочий. Страховой брокер — предприниматель, осуществляю­щий посредническую деятельность на страховом рынке от своего имени, но по поручению страховщика.

В России существуют различные виды страхования. При клас­сификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Если при классификации использовать организационный при­знак, то страхование в условиях создания страхового рынка подраз­деляется на внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений страхование можно подразделить на обязательное (вытекающее из закона или иного нормативного правового акта) и добровольное (возникающее из соглашения сторон).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет бюджета государства (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей. При классификации страхования в ли­тературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразде­ляются на имущественное страхование (страхование материальных ценностей), страхование уровня жизни граждан (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности и страхование предпринимательского риска.

Имущественное страхование, в свою очередь, можно подразде­лить на следующие виды:

— от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строение, сооружение, оборудование, домашнее имущество и т.п.;

— страхование сельскохозяйственных структур от засухи и дру­гих стихийных бедствий;

— страхование на случай падежа и вынужденного забоя живот­ных;

— страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта.

Добровольное страхование возникает на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых граждани­ном или юридическим лицом (страхователем) со страховой органи­зацией (страховщиком). Статья 929 Гражданского кодекса закреп­ляет легальное определение договора имущественного страхования, а ст. 934 — определение договора личного страхования. Договор личного страхования является публичным договором.

По договору имущественного страхования могут быть застрахо­ваны риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определен­ного имущества, риск ответственности по обстоятельствам, возни-

кающим вследствие причинения вреда здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответст­венности по договорам — риск гражданской ответственности, риск убытков от предпринимательской деятельности.

В законодательстве предусматриваются обстоятельства, при ко­торых возможно досрочное прекращение страхового правоотноше­ния, основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, последствия наступления страхо­вого случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застра­хованного лица; порядок перехода к страховщику прав страхователя „ на возмещение ущерба (суброгация). Иски по требованиям, выте­кающим из имущественного страхового правоотношения, могут быть предъявлены в течение двух лет.

В законодательстве устанавливаются основные направления го­сударственной политики в сфере обязательного страхования, прово­димого страховыми организациями, основанными на различных формах собственности. При этом подчеркивается необходимость обеспечения единства основных положений, порядка и условий про­ведения обязательного страхования в Российской Федерации. Ле­гальное определение обязательного страхования содержится в ст. 927 ГК РФ. Обязательное страхование осуществляется в тех случаях, ко­гда закон возлагает на указанных в нем лиц обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц.

Объекты обязательного страхования предусмотрены в ст. 935 ГК РФ. В частности, в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хо­зяйственном ведении или оперативном управлении имущество, яв­ляющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество.

Усиление процесса автомобилизации в стране, необходимость защиты интересов граждан ускорило принятие Федерального зако­на «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Обязательное страхование осу­ществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом слу­чаях осуществляется за их счет.

В целях обеспечения социальных интересов граждан и интере­сов государства законом устанавливается обязательное государст­венное страхование жизни, здоровья, имущества государственных служащих определенных категорий. Так, государственное личное страхование обязательно для всех сотрудников государственных на­логовых инспекций, налоговой полиции, военнослужащих, военно­обязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внут­ренних дел, прокурорских работников, судей, должностных лиц та­моженных органов РФ и др. Обязательное государственное страхо­вание осуществляется за счет средств, выделяемых министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страховате­лям) на эти цели из соответствующего бюджета.

132 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

В условиях создания страхового рынка, децентрализации сферы страхования, расширения круга объектов страхования, повышения их стоимости, увеличения риска наступления страхового случая и т.д. возникает объективная необходимость объединения организа­ционных и финансовых усилий страховщиков. Страховое законода­тельство предусматривает различные правовые формы взаимодейст­вия страховщиков: сострахование, перестрахование, объединения страховщиков. В соответствии со ст. 953 ГК РФ объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). В указанном догово­ре должны содержаться условия, определяющие права и обязанно­сти каждого страховщика; если такие права и обязанности не опре­делены, они отвечают перед страхователем солидарно. От отноше­ний, возникающих при состраховании, необходимо отличать отно­шения перестрахования.

Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). В ст. 967 ГК РФ преду­сматриваются права и обязанности сторон при заключении догово­ра перестрахования.

Для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов, осуществления совместных программ страховщики могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения. Эти объедине­ния не вправе непосредственно заниматься страховой деятельно­стью, они действуют на основании устава и приобретают права юридического лица только после государственной регистрации.

Страховое законодательство России предусматривает возмож­ность создания страхового пула (пул — соглашение). В соответст­вии с Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Рос­страхнадзора от 18 мая 1995г. №02-02/13', страховой пул — это добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридиче­ским лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в це­лях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполне­ние обязательств по договорам страхования, заключенным от име­ни участников страхового пула2. Страховой пул действует на осно­вании соглашения и создается на определенный срок или без огра­ничения срока деятельности.

Страховая организация в условиях рынка должна не только воз­мещать свои издержки, но и получать прибыль, т.е. ее доходы должны превышать расходы по обеспечению страховой защиты. Основным источником получения прибыли для страховой органи­зации является инвестиционная деятельность. Страховое законода­тельство закрепляет условия обеспечения финансовой устойчивости

Глава 9. Правовое регулирование страхования

Российская газета. 1992. 7 апр. 2 Страхование. Специальное приложение к журналу «Финансы». М., 1995.

страхования, порядок образования страховых резервов и фондов страховщиков, размещение (включая инвестирование) страховых резервов. Из полученных страховых взносов страховщики образуют страховые резервы по личному страхованию, имущественному стра­хованию, страхованию ответственности; резервы для финансирова­ния мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства.

Как и ранее действовавшее страховое законодательство СССР, страховое законодательство России не предусматривает претензи­онный порядок рассмотрения споров, возникающих из страхового правоотношения. В соответствии со ст. 35 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией. Важнейшей категорией споров, возникающих из страхового правоотношения, являются споры о выплате страховой суммы (страхового обеспечения). При рассмотрении споров с участием граждан должен применяться За­кон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защи­те прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996г.). В соответствии со ст. 17 данного Закона иски предъявля­ются в суд по месту нахождения ответчика или по месту причине­ния вреда, при этом граждане освобождаются от уплаты государст­венной пошлины.

§ 3. Государственное регулирование страховой деятельности

Главной целью государства в сфере страхования является созда­ние эффективной системы страховой защиты имущественных инте­ресов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

Для достижения указанных целей государству необходимо ре­шить следующие задачи: обеспечить надежность и финансовую ус­тойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг; повысить эффективность госу­дарственного регулирования страховой деятельности; развивать со­трудничество с международным страховым рынком; совершенство­вать нормативную базу страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить дейст­венный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осу­ществляться по следующим направлениям: прямое участие государ­ства в становлении страховой системы; законодательное обеспече­ние защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение

134 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

роли государственных страховых компаний в реализации государст­венной политики в области страхования; предоставление дополни­тельных гарантий при размещении средств страховщиков, аккуму­лируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме спе­циальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантиро­ванным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых органи­заций при исполнении ими обязательств по договорам долгосроч­ного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Де­партамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными орга­нами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

ведет единый Государственный реестр страховщиков, объедине­ний страховщиков и реестр страховых брокеров;

осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;

разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;

обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществ­ляемое на основе и в соответствии с Законом об организации страхового дела в Российской Федерации, а также подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необ­ходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), свя­занная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определе­нием размера ущерба, размера страховых выплат, иная консульта­ционная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на про­ведение названной деятельности на территории страны при соблю­дении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицен­зии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет огра­ничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.