Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13.Характеристика тенденций реализации Концепции художественного образования (2001 г.) в России.






Концепция худож. образ. появилась в 2001 году и определяет стратегию развития худож. образования в России до 2025 года. Худ. образование в соответствии с концепцией - это важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция как документ отражает установку государства на реализацию конституционных прав и свобод гражданам России в области культуры и искусства (право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры, свобода художественного творчества, охрана интеллектуальной собственности и сохранность памятников истории и культуры).

Система этнохуд. образования в России включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование.

Худож. образование осуществляется в следующих учреждениях:

- детский сад

- общеобразовательная школа

- спец. учеб. заведения и высшие учеб. заведения

-дополнительное образование (школа искусств, худ. школа)

Методологическими принципами в России являются следующие:

1. Начало учения с раннего возраста, непрерывность и преемственность разных уровней худож. образования.

2. Мультикультурный подход, предполагающий освоение широкого диапазона худож. стилей, национальных традиций с опорой на отечественную культуру.

3. При составлении учебных программ по предметам искусства, необходимо опираться на национально-культурные особенности.

4. Комплексный подход в преподавании худ. дисциплин на основе взаимодействия различных искусств.

5. Распространение вариативных образовательных программ.

6. Внедрение личностно-ориентированных методик в художественно-образовательный процесс и индивидуализация подхода к особо одарённым личностям.

Целями этнохудож. образования на современном этапе являются:

1. Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании.

2. Сохранение и развитие сложившейся в России системы учреждений худож. образования.

Задачи ЭХО:

1. Формировать эстетические потребности и вкусы всех социальных и возрастных групп населения.

2. Создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

3. Подготовить профессиональные кадры к творческой деятельности в сфере искусства и культуры и педагогические кадры для системы образования.

4. Сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного образования в области искусства (система Станиславского, Ковалевского)

5. Приобщение граждан России к лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

6. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования этических принципов и идеалов личности и общества.

7. Внедрение художественного образования как условия интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения.

8. Формирование культуры межнационального общения через изучение худож. традиций народов России.

9. Использование возможностей искусства и худож. творчества деятельности в коррекционной педагогике (посредством арт-терапии).

10. Адаптация детей и подростков и профилактик асоциального поведения посредством художественной деятельности.

11. Выявление художественно-одарённых детей и молодёжи и обеспечение соответствующих условий их образования и творческого развития.

Современные проблемы развития этнохудожественного образования в России

Концепция художественного образования выделяет основные проблемы этнохудожественного образования:

1. Недооценка в современной социальной практике роли эстетического сознания и художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития личности.

2. Культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергается сомнению или вовсе отрицается.

3. Усиление разрыва между массовой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер.

4. Второстепенная роль отводится предметам художественно-эстетического цикла на всех ступенях общего образования.

5. Распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, что является препятствием в получении образовании для одарённой молодёжи.

6. Чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность заведений худож. образования.

Таким образом, преодоление существующих противоречий является основной целью национальной системы худож. образования.

Содержание художественного образования в России включает:

1) Формирование культурно-исторической компетентности (теория и история искусств разных эпох и народов).

2) Формирование художественно-практической компетентности (овладение средствами худож. выразительности разных видов искусств).

3) Формирование художественного вкуса и оценочных критериев в области искусства.

Реализация художественного образования происходит на 3 уровнях:

1) Формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного развития собственной личности.

2) Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки.

3) Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.